Курсовая с практикой на тему Особенности обособления детей в дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ
феномена обособления у детей. 6
1.1 Феномен обособления детей в
исследованиях зарубежных и отечественных педагогов и психологов. 6
1.2 Психологические особенности
развития личности в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………10
1.3 Динамика обособления детей в
дошкольном возрасте. 16
Глава 2. Эмпирическое
исследование особенностей обособления в дошкольном возрасте 20
2.1 Описание и обоснование
методов исследования особенностей обособления в дошкольном возрасте. 20
2.2 Анализ и интерпретация
эмпирически полученных результатов исследования особенностей обособления в
дошкольном возрасте. 23
Заключение. 29
Список литературы. 31
Введение:
Актуальность
исследования. Исследование
посвящено изучению особенностей обособления в детском возрасте.
Обособление — феномен идентификации-обособления,
имеющий самостоятельное значение в процессе развития личности и наряду с
другими функциями обеспечивает личности сохранение ее индивидуальности и свое
особое место в пространстве социальных отношений. Через механизм обособления ребенок
начинает индивидуализировать себя как личность, осваивать свою внутреннюю
позицию и самоотношение. Через обособление у ребнка происходит становление
социального опыта, так же данный феномен напрямую связан и ценностными ориентациями
личности. Обособление, как это уже было показано в психологии, проявляет свои
позитивные и негативные свойства в процессе развития личности в структуре социальных
отношений. Актуальность настоящего
исследования состоит в выделении особенностей развития обособления в
детском возрасте, и его значение в развитии детской личности. Выделение этапов
обособления в контексте наполнения каждого структурного звена самосознания
индивидуальным содержанием даст возможность углубить психологическое знание и
увидеть в деталях прохождение процесса обособления в онтогенезе.
Особое значение феномен обособления
играет в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом возрасте ребенок начинает
познавать себя на только через семейное окружение, но и социальное (педагоги,
коллектив). Сегодня многие учреждения образования направлены на развитие
интеллектуальной сферы и делового общения и совсем мало внимания уделяют
внутреннему миру личности, который является источником переживаний и определяет
психологическое своеобразие человека. Такое пренебрежительное отношение
взрослых к внутреннему миру ребенка приводит к осложнениям в становлении
обосболения ребенка, как личности, что тормозит его социальную активность и
формирование жизненной позиции.
Недостаточная
сформированность таких умений ребенка, как адекватная оценка результатов
собственной деятельности, поведения и своей личности в целом, умение
осуществить элементарный выбор и принять собственное решение, способность
проявлять свои чувства в полную силу, способность видеть свои положительные и
отрицательные качества, уже в дошкольном возрасте приводит к возникновению ряда
проблем в становлении личности ребенка на следующем этапе ее развития.
Результаты теоретического
обзора основных научных подходов исследователей к решению поднятой проблемы и
результаты анализа практической работы позволили сконцентрировать внимание на
таких ее проблемных аспектах: сложности изучения и расхождения во взглядах
ученых относительно понимания содержания понятия «обособление», установление
факторов развития обособления личности; недостаточности теоретической базы для
определения роли взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в становлении обособление
детей; недостаточном количестве методического обеспечения процесса оптимизации развития
обособления на данном возрастном этапе детства и слабом учете индивидуальных и
возрастных особенностей. Учитывая указанное, потребность в изучении
индивидуальных особенностей становления обособления в дошкольном возрасте в контексте взаимоотношений с окружением
приобретает особую актуальность.
Объект исследования:
феномен обособления у дошкольников.
Предмет исследования:
индивидуальные особенности (детерминанты) обособления у дошкольников
Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности обособления у
дошкольников.
Согласно предмету и цели
исследования была выдвинута такая гипотеза: адекватное становление обособления у
дошкольников зависит от возрастных особенностей его развития и становления.
Проверка гипотезы и
достижения цели исследования предполагали решение следующих задач:
1. Определить основные
научные подходы к исследованию проблемы обособления личности, раскрыть
психологическое содержание этого понятия, его структуру.
2. Охарактеризовать
процесс становления обособления ребенка в дошкольном возрасте.
3. Проанализировать
особенности, условия и основные факторы становления обособления дошкольников.
4. Исследовать
индивидуальные особенности обособления у дошкольников.
Методы исследования. Для
решения поставленных задач в работе использован комплекс теоретических и
экспериментальных методов:
— теоретические: анализ
психолого-педагогической и методической литературы; оценки рациональных и
практически ценных данных научных разработок и результатов практики учреждений
образования;
— эмпирические:
психодиагностические методы с моделированием ситуации для определения уровней
развития обособления у младших школьников; психолого-педагогическое
исследование;
— статистические: анализ
с последующей качественной интерпретацией и содержательным обобщением
эмпирических данных.
Экспериментом было
охвачено 30 детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение
исследования заключается в возможности использования полученных данных в
психодиагностической деятельности практических психологов.
Исследование состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, обособление дошкольников складывается из
внешних и внутренних факторов:
1. Внутренние факторы: стремление к самовыражению
и самоутверждению (апробация собственного «Я»); потребность в позитивном
одобрении и признании; положительный образ себя; адекватная самооценка;
готовность к защите и отстаиванию положительного образа себя; способность к
самооценке.
2. Внешние факторы: социальное положение (статус в
классе, коллективе); мера признания другими; оценочные суждения со стороны
других людей или характер отношения к детям со стороны родителей, педагогов и
ровесников; дифференцированная регулирование деятельности и поведения ребенка.
Обособление в контексте формирования внутренней позиции и
ценностных ориентации детской личности определяет индивидуальное наполнение
содержания каждого звена самосознания. Уже в детском возрасте можно выявлять
типологию будущей взрослой личности в целом, а также особенности обособления.
Обособление ребенка формируются под влиянием оценочных отношений близких
взрослых, которые, с одной стороны, могут помочь ребенку осознать свои лучшие
стремления и предоставить возможность утверждаться среди сверстников, а с
другой, − могут разрушить веру в свои силы. Такие оценочные воздействия
взрослых является значительным фактором управления детским становлением
личности ребенка.
Обособление ребенка окончательно формируется в старшем дошкольном
возрасте. Ребенок размышляет о себе, понимает, что и чем он отличается от
других и определенным образом переживает знание своей индивидуальности. Кроме
того, он осуществляет самооценивание, учится видеть себя глазами другого
человека, рассматривать собственное поведение с позиции социальных норм как
достойное или недостойное.
Обособление содействует развитию: представлений о себе; притязаний
на признание; индивидуальных представлений о стереотипах поведения; понимания
норм и правил взаимодействия в социальном пространстве.
Основываясь на теоретических аспектах, было проведено исследование
обособлени среди детей среднего и старшого дошкольного возраста.
По полученным результатам
исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста, по
сравнению с детьми среднего дошкольного возраста ведут себя уверенно и
раскованно, умеют контролировать свои действия, соотносить свои возможности с
условиями реализации этих действий. Такие дети ориентированы на успех,
стремятся заявить о себе, умеют представить другим свои возможности, имеют
желание самоутвердиться, привлекают к себе внимание значимых взрослых и
сверстников благодаря приобретенным знаниям и умениям. Они самостоятельны,
доверяют своему опыту, способны осуществлять собственный выбор, могут
обосновать собственное мнение. В деятельности проявляют инициативность,
интерес, стремятся довести начатое дело до конца. Дети этой подгруппы охотно
общается со сверстниками и взрослыми, легко налаживают с ними взаимодействие,
стараются избегать нежелательных конфликтов. Интересуются собой: своей
внешностью, полом, внутренним миром. Имеют склонность анализировать свои
действия и поступки, прислушиваться к самочувствию, ориентируются в собственных
добродетелях и пороках. Такое отношение детей к самим себе является очень
важным и актуальным в современных условиях, когда дети начинают ходить в школу
в шесть лет. Адекватный уровень обособления ребенка создает наилучшие условия
для обучения в школе.
Таким образом, адекватное
становление обособления у дошкольников зависит от возрастных особенностей, следовательно
гипотеза исследования была полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретический анализ феномена обособления у детей 1.1
Феномен обособления детей в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов
и психологов Обособление — действие по значению глагола обособиться,
или отделиться, выделиться из общего целого, занять особое место.
Феномен обособления
личности был изучен во многих отраслях науки и практики.
В экзистенциальной психологии и философии
проблема обособления обсуждается
в произведениях таких ученых, как С.Кьеркегор, М. Хайдегер, В. Баррет, К.
Ясперс, Ж. П. Сартр, Р. Мей, Г. Марсель и другие. Способность осознавать себя и
свое бытие отличает его от других существ. Развитие, стремление быть личностью
является целью каждого индивида. Согласно экзистенциализму, личность
развивается через отчуждение от
других. Общечеловеческих качеств не существует, каждая личность являет собой
неповторимую индивидуальность.
К. Ясперс, один из представителей
немецкого экзистенциализма, считает, что в поглощении повседневностью человек
утрачивает свою индивидуальность, обосабливается от самости. Индивид решает свои каждодневные дела в соответствии
с нормами поведения, принятыми в обществе. Человек начинает вести себя типично,
следуя принятым паттернам поведения. Попадая в коллектив, он занимает позицию
функционера, тем самым погружая свое индивидуальное сознание в социальное.
Чтобы стать самим собой, человек должен противопоставить себя другим и,
следовательно, обречь себя на одиночество
[19].
В
контексте психоаналитических концепций основная роль в развитии личности
отведена механизму идентификации, роль обособления вторична. По мнению 3.
Фрейда, развитие ребенка осуществляется через механизм
идентификации с родителем
своего пола. Родитель в его глазах является