Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему «Особенности обогащения словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы использования игры.. 5

в процессе обогащения словаря детей дошкольного возраста. 5

1.1 Обзор психолого-педагогических исследований о значении
процесса обогащение словаря у детей дошкольного возраста. 5

1.2 Методы и
приемы обогащения словаря детей. 7

дошкольного
возраста. 7

1.3. Различные виды
дидактических игр в работе. 11

с детьми дошкольного возраста. 11

1.4. Возможности использования
дидактических игр в процессе обогащения словаря детей младшего дошкольного
возраста. 15

Глава II. Опытно — экспериментальная
работа по использованию дидактических игр в процессе активизации словаря детей
дошкольного возраста. 18

2.1 Выявление уровня сформированности
активного словаря у детей дошкольного возраста. 18

2.2. 
Организация практической работы по использованию дидактических игр для
процесса активизации словаря детей дошкольного возраста. 22

Заключение. 25

Список литературы: 26

  

Введение:

 

Нынешнее
время – время перемен. В нашей стране нужны люди, способные принимать
нестандартные решения и умеющие творчески мыслить. Если человек выражает свои
мысли не последовательно, не грамотно, недоступно для окружающих, то он
становиться неинтересным, непонятны мысли и решения.  Следовательно, высокообразованный человек
должен обладать хорошей речью.

Важнейшим условием всестороннего развития ребенка является правильная
речь. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс
взаимодействия ребенка, с окружающими людьми который осуществляется с помощью
материальных и языковых средств.

В отечественной методике
развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах
Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А.М. Бородич, Н.Ф.
Виноградова, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова, В.И. Яшиной и др.

Обогащение словаря —  важнейшая задача словарной работы в детском
саду, она заключается в формировании осмысленного использования слов в речи
ребёнка, переходе слов из пассивного в активное состояние.

В процессе этой работы
воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по
смыслу слова. Мы можем
говорить, о том, что Обогащение словаря детей дошкольного возраста является
усилением употребления детьми новых слов и выражений, фразеологических единиц
собственной самостоятельной речи.

Игра — один из тех видов
детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания
дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и
средствами общения.

Актуальность выбранной нами темы
заключается в том, формирование словаря у детей младшего возраста является
основой для дальнейшего нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе
развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас
слов-названий и слов-понятий, суженные или, наоборот, неправомерно расширенные
понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то
мере исключает ребёнка из игр, занятий, лишая его полноценного развития.

Цель
исследования: выявить
возможности обогащения словаря в процессе использования игр у детей дошкольного
возраста.

Объект
исследования: процесс обогащения словаря
у детей дошкольного возраста с помощью игр.

Предмет
исследования: влияние дидактических игр на
активизацию словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме
исследования.

3. Рассмотреть игры и ее возможности как средство обогащение
словаря у детей дошкольного возраста.

5.
Подобрать и апробировать игры для обогащения словаря у детей младшего
дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обогащение словарного запаса
составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей
единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и их
действия или действия с ними. Изучению обогащения словаря у детей дошкольного возраста
посвящены многочисленные работы отечественных психологов, педагогов и
лингвистов: Л.С.Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, О.
И. Соловьевой, М. М. Кониной, А.М. Бородич, В.В. Виноградова, О.С. Ушаковой,
В.И. Яшиной. Исследования отечественных психологов и психолингвистов
доказали, что овладение речью не просто что — то добавляет к развитию ребенка,
а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Изучив опыт работы
отечественных ученых, мы сделали вывод, что работа по правильному формированию
словаря дошкольников служит средством полноценного развития личности.  Всякая задержка в ходе развития речи (плохое
понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий,
суженные или, наоборот, неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет
общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает ребёнка из игр,
занятий, лишая его полноценного развития. Практическая ценность исследования данной проблемы
заключается в том, что   осуществление
правильного выбора необходимых эффективных, целесообразных методов и приёмов,
способствует обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе
организации игр. Предложенные  игры по обогащению словаря детей дошкольного
возраста могут быть использованы в практике работы воспитателей и родителей в
совместной деятельности с детьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические
основы использования игры

в процессе обогащения словаря детей дошкольного
возраста 1.1 Обзор психолого-педагогических исследований о
значении процесса обогащение словаря у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте одной из
главных задач воспитания и образования является обучение родному языку.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном
дошкольном воспитании как общая основа воспитания детей.

Правильная речь — важнейшее
условие всестороннего развития ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи
обогащение словаря, его закрепление и обогащение занимают большое место. Дети
усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в формировании детского словаря — освоение значения слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой
происходит общение.

Исследования отечественных
психологов и психолингвистов С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева,
Л.В.Щербы и В.В.Виноградова доказали, что овладение речью не просто что-то
добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю
деятельность. Правильно сформированный словарь дошкольников служит средством
полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой
системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение [10, с. 2].

Богатство сформированного
словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Л.С. Выготский
отмечал: "… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование
его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной
зависимости от речи"[7, с.46]. Совершенствование
речевого общения невозможно без активации словарного запаса ребенка. Для активации
словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря
дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение.

Изучению активации словаря у
детей младшего дошкольного возраста посвящены многочисленные работы как отечественных,
так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л.С.Выготского, В.В.
Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина А.Н. Леонтьева и др. Результаты их
исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме
активации словаря у детей младшего дошкольного возраста.

А.Н. Леонтьев указывает, что
овладение словарём – важнейшее условие умственного развития, так как содержание
исторического опыта, которое присваивается развитием ребёнка в онтогенезе
обобщено и отражено в речевой форме и важнее всего в значениях слов. [1, с. 92]

Обогащение
словарного запаса ребёнка происходит в процессе ознакомления с окружающим
миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни и общении. Работа над
словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует
социальный опыт. Все это имеет важное значение в дошкольном возрасте, так как
параллельно развиваются мышления и речь, происходит становление социальных
контактов, формируется личность.

Особенность
словарной работы заключается в том, что она связана со всей
воспитательно-образовательной работой которая формирует лексическую основу
речи. В свою очередь, лексическую основу
речи человека составляет его словарный запас. Каждый человек владеет
определённым словарным запасом, в котором выделяется словарь активный и
пассивный.

Обогащение словаря — важнейшая задача словарной работы
в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять
в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы обогащение
словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность
и ясность речи.

Особенность словарной
работы заключается в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной
работой. Обогащение словарного запаса ребёнка происходит в процессе
ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни
и общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его
чувства, организует социальный опыт. Все это имеет
важное значение в дошкольном возрасте, так как параллельно развиваются мышления
и речь, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Л.С.
Выготский отмечал: «Есть все фактические и теоретические, основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его
характера, эмоций личности в целом, находится в непосредственной зависимости от
речи» [7, с.  123].

Исследуя современную методику
словарной работы можно говорить о том, что она рассматривается как
целенаправленная педагогическая деятельность, которая обеспечивает эффективное
овладение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как
длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально
закрепленных значений и формирование способности использовать их в определённых
условиях общения [1, с. 87].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы