Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности нравственного и трудового воспитания в структуре физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы использования средств
физической культуры для формирования личности
. 6

1.1.   Роль физической культуры в становлении нравственных качеств. 6

1.2    . Социальные основы физической культуры.. 13

Глава 2. Формирование нравственного и трудового развития на
основе физической культуры
.. 20

2.1. Программа формирования нравственного и трудового
воспитания на занятиях физкультуры
. 20

2.2. Рекомендации по развитию трудового и нравственного
воспитания у детей
. 26

Заключение. 28

Список литературы. 31

  

Введение:

 

Регулярные занятия
спортом  развивают силу, быстроту,
выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое
включение в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы
тренировки по различным видам спорта.

 Различные виды бега, прыжков и метаний входят
составной частью в каждый урок физической культуры общеобразовательных
учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих видов спорта. Начиная с
раннего возраста легкоатлетические упражнения, широко используются в детских
дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях.
Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма,
способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики
различных заболеваний.

Однако, физическая
культура и спорт способны развить не только физические качества, но и такие
прекрасные качества личности, как нравственность и трудолюбие.

Как известно, XX
век с его грандиозными научно-техническими достижениями сокрушил устои,
державшиеся тысячелетиями в укладе общественной жизни. Глобальной стала
способность человека менять окружающий мир, культуру, а вместе с ней физическую
культуру, спорт и с их помощью влиять на нравственное воспитание людей.

На этапе развития
нового общественного строя в России (1917-1940гг) получила распространение иная
система физической культуры и спорта, сообразно отвечающая политическим,
социально-экономическим требованиям общества, составной частью, которого она
являлась. По новому ставились цели и задачи по развитию физической культуры,
спорта и под их влиянием нравственного воспитания1 народа.

 

Задача
формирования всесторонне развитых людей была поставлена уже в самом начале
культурной революции в стране. Так, например, в Положении «О допризывной
военной подготовке» (1919г.) говорилось: «Физическое образование и основанная
на нем допризывная подготовка должны быть направлены к гармоническому развитию
телесных и душевных сил молодого поколения» [1; 114]. Вместе с тем, отрицательно
сказывалось отсутствие специалистов, материальной базы, опыта работы в новых
условиях, недостаточность научных обоснований для глобального моделирования
развития физической культуры, спорта и посредством их нравственного воспитания
населения.

По мере развития
общества деятельность физкультурных организаций1 все более охватывала ранее не
организованные сферы человеческой деятельности и вовлекала людей в занятия
физической культурой и спорта. Росло число физкультурных организаций, которые
на конкурсной основе вступали между собой в сложные отношения, усиливая связи и
взаимосвязь.

Развитие
межорганизационных связей происходило по тому же принципу, что и внутри
организации: прогрессирующая специализация приводила к необходимости появления
как новых сугубо руководящих организаций, так и внутри их — коллективов
физической культуры, детских спортивных школ и т.д., что стимулировало рождение
новых иерархических структур. Общеизвестна роль коллектива в воспитании
подрастающего поколения. Взаимопомощь в коллективе, требовательность друг к
другу, высокая дисциплина, умение исходить в своих действиях из интересов
коллектива, высокое трудолюбие — все это может воспитываться в процессе
физкультурно-спортивной работы.

Цель данной работы
 рассмотреть особенности формирования
нравственного и трудового воспитания средствами физической культуры. В
соответствии с целью необходимо решить ряд задач:

1.                
Дать определение физической культуре как
средству формирования личности

2.                
Проанализировать особенности применения
физической культуры в формировании трудовых и нравственных качеств личности

3.                
Провести исследование реализации
нравственного и трудового воспитания средствами физической культуры.

4.                
Составить рекомендации по формированию
нравственной культуры средствами физической культуры

Гипотеза
исследования – верно организованные занятия по физической культуре будут
способствовать всестороннему развитию личности, в том числе нравственному и
трудовому воспитанию   

Объект
исследования – воспитание в физической культуре. Предмет исследования –
особенности нравственного и трудового воспитания в физической культуре.

Методы
исследования: классификация и систематизация материала,  анализ, синтез.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Реформаторский
курс российского общества если и динамичен, то его внутренние противоречия
близки к критическому состоянию и обильны многообразием. Вместе с тем следует
сказать, что нововведения в общественный строй, а значит, и в развитие
нравственного воспитания различными средствами, в том числе физической
культурой и спортом, его функционирование, должны порождать новые, со здравым
смыслом практические задачи, ставить общественную мысль перед необходимостью
давать обоснованные рекомендации для эффективного управления, инновационными
процессами в сфере нравственного воспитания.

В настоящее время
обнаруживается ряд вопросов, на которые пока нельзя найти убедительного ответа
в имеющейся на данный момент системе знаний о формах, методах, средствах
нравственного воспитания. Не задаваясь целью всестороннего рассмотрения
сложившейся проблемной ситуации, укажем лишь на некоторые из ее аспектов.
Хорошо известно, что социально-экономические условия еще не отвечают многим
элементарным требованиям жизни. Отсутствует единая государственная политика в
области нравственного воспитания молодежи, как в регионах, так и в стране в
целом. В теории и практике воспитания до сих пор нет современной, достаточно
обоснованной, гуманистически ориентированной целостной концепции
совершенствования процесса нравственного воспитания различными формами,
средствами и методами, программы нравственного воспитания, в том числе и
средствами физической культуры и спорта.

В данный период
ощущается необходимость углубленного изучения и использования тех
социально-педагогических механизмов, которые могли бы способствовать
формированию облика современного молодого человека, по своим нравственным
характеристикам отвечающего требованиям нового времени.

Главным в
управлении нравственным воспитанием является целесообразное сочетание и
творческое использование всех управленческих функций на основе демократизации и
гуманизации данного процесса в соответствии с требованиями современной логики и
методологии науки о нравственном воспитании, которое должно органично
вписываться в общую теорию воспитания личности. Для решения задач нравственного
воспитания необходимо возродить наиболее эффективно действовавшие механизмы
существовавшей системы воспитания и на этой основе создавать новую гибкую и
современную систему нравственного воспитания средствами физической культуры и
спорта, которая могла бы устойчиво решать стоящую проблему в обозримой
перспективе XXI столетия.

Известно, что
система нравственного воспитания сама по себе решать свои насущные вопросы не в
состоянии. Важным условием их успешной реализации является наличие
политического, общенационального единства в стране, регионах, достойный уровень
жизни, педагогические механизмы постоянного обновления и развития нравственного
воспитания.

К стратегическим
задачам воспитательной деятельности следует отнести нацеленность нравственного
воспитания учащейся молодежи на реализацию общенациональных интересов России.
Это включает:

1) разработку и
внедрение программы нравственного воспитания молодежи;

2) культурную
саморегуляцию человека, участие в культурной и духовной жизни людей;

3) гуманизацию
образовательного процесса в учебных заведениях, развитие самостоятельности,
творческого отношения к решению вопросов воспитания;

4) привлечение в
сферу воспитательной деятельности новых педагогических кадров, способных на
достаточно высоком уровне решать поставленные задачи;

5) постановку на
качественно новый уровень научных исследований в области воспитания в целом и
нравственного воспитания в частности.

Немаловажную роль
в деле совершенствования системы нравственного воспитания в современный период
играет принятия программы создания государственно-общественного механизма
формирования «социального заказа» по внедрению нравственного воспитания в
повседневный быт молодежи с ясным распределением полномочий между
образовательными учреждениями, призванными осуществлять поставленные задачи,
перечень которых должен быть конкретным, точно адресованным и реально
выполнимым.

Для физически
культурного человека целью физического совершенствования является не достижение
высоких результатов в каком-то виде спорта, а оптимизация физического состояния
в целом, включая вопросы поддержания физической формы и, разумеется, выработки
умения эффективно использовать свои, пусть даже и ограниченные физические
кондиции, а также средства физической культуры в целях более эффективного решения
вопросов как физического, так и трудового и нравственного воспитания.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы использования средств физической культуры для формирования личности

 

1.1.         
Роль физической культуры в становлении нравственных качеств

 

Эволюция общества
может находиться под контролем самого человека и не идти на самотек к полному
уничтожению. Природа и человек — единый замкнутый круг, который пронизывает три
сферы — общественную, социальную и интеллектуальную, взаимосвязанные друг с
другом. «Человек не воспроизводит себя в какой-либо одной определенности, а
производится во всей своей целостности, но не стремится оставаться чем-то
окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» [9;
476].

Данная проблема
связана непосредственно с существом системного анализа. «Системный подход есть
конкретное проявление диалектического метода в тех гносеологических ситуациях,
когда предметом познания оказываются системные объекты» [5; 13]. К числу
сложных систем, на наш взгляд принадлежит и развитие нравственного воспитания
средствами и методами физической культуры и спорта в многонациональном обществе
с ранних форм до современного состояния и в будущем.

Предпосылки
появления нравственного воспитания закладывались еще на ранних стадиях развития
общества. И.Г. Гердер усматривал основной закон развития «15 в том, чтобы на
нашей земле всюду появилось то, что может на ней появиться, отчасти в
зависимости от расположения и потребности данного места, и отчасти от условий и
обстоятельств времени, отчасти от врожденного или развивающего характера
народов. Поставьте живые человеческие силы в определенные условия пространства
и времени на земле, и тогда произойдут все изменения человеческой истории» [3;
248].

Познание человеком
природы, а затем и общественных процессов фактически выливалось в его практическую
трудовую деятельность и теснейшим образом связывалось с ней. В процессе этой
практики люди накапливали и углубляли свои наблюдения, сохраняли складывающийся
опыт. Они не только обогащали свои представления о происходящих явлениях, но и
постепенно познавали сущность последних. Все это относится к общественному
сознанию — коллективному разуму, что является новым качеством биологической
материи, которое возникло после совершенствования мозга и усложнения
деятельности человека.

Успешное владение
движениями необходимо практически в любой сфере бытия, которое продолжается все
то время, пока человек прогрессирует в какой-либо сфере деятельности и
способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических
функций. «Позитивное воздействие двигательной активности на психику человека
обусловлено тем, что именно освоение движений с целью более успешного решения
двигательных задач, более эффективного удовлетворения природной потребности в
движении было ведущим началом в развитии мозга и его функций почти на всем протяжении
многовековой эволюции» [7; 86].

В основе научного
творчества H.A. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности
организма человека. Его заслугой является то, что он первый в мировой науке
использовал изучение движений в качестве способа познания закономерностей
работы мозга. «Для тех, кто хочет понять, как работает мозг, как функционирует
центральная нервная система (ЦНС), в природе едва ли существует более
благодатный объект, чем исследование процессов управления движениями» [1; 20].

О развитии мозга у
первобытных людей свидетельствует и то, что «эффективность применения
физических упражнений, обеспечивая благополучие людей, направляла их мысли на
дальнейшие поиски лучших вариантов организации, лучших методов подготовки к
труду и охоте, человек оказался способным понять значение физических
упражнений. В общественном развитии историческая необходимость и использование
физических упражнений проявляется преимущественно как неизбежность3 » [8; 41].
Не случайно М. Ваниер и М. Фостер отмечали, что физические упражнения были
вызваны самой практической жизнью, ее требованиями. «1 Знать, как использовать
свое тело, — пишут авторы, — значит, жить; неудача в использовании этого знания
приносит смерть» [1; 38]. Таким образом, знания о необходимости физической
подготовки для сохранения жизни были основными факторами в развитии
человечества.

Э. Дюркгейм
считал, что понятие «коллективные представления» равно применимо15 при анализе
как сознания первобытных, так и современных обществ. Он характеризует коллективные
представления как «определенную систему, имеющую собственную жизнь» [4].

Таким образом,
понимание тех механизмов, информационное воздействие которых в нарастающем
объеме перемещалось во времени от угасающих ячеек общественной памяти к
нарождавшимся, развивавшимся, оказывало существенное влияние на поведение
человека, его взаимоотношение в коллективе, способствовало новым методам
использования мозга, приводило к значительным изменениям общества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы