Курсовая с практикой на тему Особенности назначения наказания несовершеннолетнему
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Понятие «несовершеннолетний» в уголовном законодательстве. 4
1.1.
Эволюция понятия «несовершеннолетний» в уголовном законодательстве 4
1.2
Особенности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности 11
2.
Особенности назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних 14
2.1.
Виды наказаний и освобождение от них несовершеннолетних по уголовному кодексу
РФ.. 14
2.2.
Проблемы назначения и освобождения от наказания несовершеннолетни 20
.Заключение. 31
Заключение. 32
Список
использованных источников. 34
Введение:
Важнейшей политической, социальной
и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством
и обществом детства, семьи, материнства, нынешнего и будущих поколений. Особенность
положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами проистекает из его беззащитности,
вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью.
В соответствии со ст. 3 Конвенции
о правах ребенка ООН[1]
государство обязано обеспечить ребенку защиту «…Государство обязано не только создавать систему
такой защиты, но и предусматривать и устанавливать ее четкие процедуры». Согласно
ст. 46 Конституции Российской Федерации[2]
каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Дети, как и любой
человек, имеют все предусмотренные Конституцией Российской Федерации личные
неимущественные права, которые отличаются от прав совершеннолетних граждан.
При изучении преступности
несовершеннолетних и преступности в целом необходимо учитывать конкретную
политическую и социально-экономическую среду, в которой формируется и
развивается преступный процесс. В настоящее время он оказывает разрушительное
воздействие на молодежную среду.
Важно также отметить, что
на ситуацию с преступностью влияют не только экономические факторы, но и
продолжающийся идеологический и моральный кризис. Злоупотребление алкоголем и
наркотиками становится все более распространенным среди несовершеннолетних,
эгоизм и зависимость укореняются. Современная неопределенность, неуверенность в
будущем, безработица, трудности, связанные с доступом к образованию, снижение
престижа некоторых профессий порождают критическое отношение к учебе, приводят к примитивизации
сознания, что часто толкает подростков к делинквентности.
Данный факт предопределяет
особую актуальность представленного исследования, с учетом неоспоримого практического
интереса выводов, заявленных в работе
В отечественной
правовой науке разработкой обозначенной проблемы занимались такие ученые как: Боровиков В. Б., Бриллиантов А. В., Голубовский В.
Ю., Наумов А.В., Чучаев А.И. и др.
Предметом
исследования является система наказаний, которая применяется к
несовершеннолетним, совершившим преступления.
Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу механизма
уголовной ответственности несовершеннолетних.
Цель работы — исследовать
особенности назначения наказания несовершеннолетнему.
Реализация поставленной цели
обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
— изучить наказания в
системе мер уголовно-правового воздействия, применяемых к несовершеннолетним;
— рассмотреть защиту прав
несовершеннолетних детей по закону;
— исследовать индивидуализацию
наказания несовершеннолетних.
Методологической основой исследования
служит совокупность общенаучных и частно-научных методов научного познания, система
правовых знаний, определяющая принципы и предпосылки изучения гражданского права.
Структура работы. Работа состоит
из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. [1] Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993.
Вып. XLVI. [2] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Собрание законодательства РФ.- 1993. — № 3. — Ст. 152
Заключение:
На основании проделанного нами исследования,
можно сделать следующие выводы.
Статья 2 Конституции РФ обязывает
государство соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, что
должно осуществляться действиями как федеральных органов государственной
власти, так и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Защита прав детей является одной из
важнейших задач государства, поскольку дети в силу своего возраста и незрелости
являются наиболее уязвимой частью населения и поэтому нуждаются в
соответствующей защите со стороны государства. Возросший уровень насилия в
семьях, пренебрежение родителей к своим детям, рост физических и психических
заболеваний среди несовершеннолетних, различные негативные тенденции,
происходящие в обществе, заставляют детально рассмотреть вопрос о защите прав
несовершеннолетних.
Особенностью уголовного
преследования несовершеннолетних, совершивших преступления, является то, что к
ним могут быть применены не только меры наказания, но и принудительные меры
воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 87 УК РФ). Наказание не должно быть целью
карательных мер. Применяя принудительные меры к несовершеннолетнему
правонарушителю, государство не стремится причинить ему физические или
психические страдания. Целью наказания является восстановление социальной
справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых
преступлений.
Новое содержание наказания и
возможность применения к несовершеннолетним как карательных, так и
воспитательных мер демонстрируют гуманизм уголовного права и полностью
соответствуют международному праву, согласно которому суд при выборе мер в
отношении несовершеннолетних правонарушителей должен руководствоваться
принципом соразмерности, который должен «соответствовать не только
обстоятельствам и тяжести преступления, но и обстоятельствам и потребностям
несовершеннолетнего». Несовершеннолетний преступник не может быть лишен личной
свободы, если он не был осужден за серьезное преступление, связанное с насилием
в отношении другого лица, или за продолжающееся преступление другого серьезного
характера. Поэтому любая мера, принимаемая в отношении несовершеннолетнего
правонарушителя, должна учитывать его личность и обстоятельства дела.
Из всех наказаний, которые могут
быть наложены на них, имущественное наказание стоит на первом месте.
Воспитательный эффект наказания достигается за счет возмещения имущественного
ущерба, причиненного преступлением. Другим необходимым условием исправления и
перевоспитания несовершеннолетних является их вовлечение в трудовую
деятельность. Уголовный кодекс не предусматривает специальных наказаний,
применимых только к несовершеннолетним, но сфера применения таких наказаний
ограничена. Несовершеннолетние не могут быть подвергнуты ограничению свободы,
конфискации имущества, пожизненному заключению или смертной казни.
Ввиду их возраста специальные
наказания, которые могут быть назначены военнослужащим, также не применяются к
несовершеннолетним. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, следующие:
— штраф;
— лишение права заниматься
определенной деятельностью;
— обязательные работы;
— исправительные работы;
— арест;
— лишение свободы на определенный
срок (ст. 88 УК).
Фрагмент текста работы:
1. Понятие «несовершеннолетний» в уголовном законодательстве 1.1. Эволюция понятия «несовершеннолетний» в уголовном законодательстве В средневековой Руси не
существовало законодательных положений об уголовной ответственности
несовершеннолетних, но на практике к ним применялась определенная степень
смягчения, что часто проявлялось в снисходительном отношении судей, которые при
вынесении приговора смотрели на молодость и «неразумность» преступника и таким
образом смягчали наказание.
Гуманизация уголовного
права началась в России в XVIII веке, в соответствии с европейской тенденцией,
когда не удалось избежать проблемы преступности несовершеннолетних. В 1742 году
Сенат вместе с президентами академий постановил, что несовершеннолетние, как
мужчины, так и женщины, должны считаться не достигшими 17 лет и что они не
должны подвергаться тем же наказаниям, что и взрослые.
Несовершеннолетних нельзя было подвергать ни
смерти, ни пыткам, ни бичеванию; для них эти наказания заменялись бичеванием, и
их отправляли в монастыри для исправления, используя их там на всяких тяжелых
монастырских работах, чтобы они никогда не были праздными, а по освобождении из
монастырей предписывалось отправлять их в те места, откуда они были посланы, а
из тех мест возвращать их в прежние места обитания.
Указом Екатерины от 26
июня 1765 года лица моложе десяти лет были признаны полностью невменяемыми;
лицам от десяти до семнадцати лет разрешалось смягчение приговора; обвиняемые в
преступлениях, караемых смертью или бичеванием, передавались в сенат для
принятия решения; несовершеннолетним от десяти до пятнадцати и от пятнадцати до
семнадцати лет предоставлялась возможность смягчения других
преступлений.Несовершеннолетние до десяти лет были объявлены как полностью
психически недееспособного, и преступник передается родителям, родственникам
или опекунам для исправления без суда и наказания..
Именно тогда появились первые признаки
ювенальных судов, а в 1775 году Екатерина II учредила так называемые государевы
суды и передала в них все дела несовершеннолетних преступников. Эти суды должны
были рассматривать дела не только в соответствии с законом, но и в соответствии
с естественной справедливостью. Екатерина II постановила, что дела должны
рассматриваться в соответствии с принципами гуманности, уважения к характеру
ближнего и отвращения к угнетению и притеснению. Однако на практике, по мнению
более поздних исследователей, решения мировых судей не отличались мягкостью и
гуманностью по отношению к детям, и после более чем 50-летнего существования
они были отменены в 1828 году.
Устав 1845 года отклонился от прежней системы,
приняв возрастной ценз в 7 лет; но поскольку, согласно пункту 1 статьи 173
(измененному в 1885 году), дети в возрасте от 7 до 10 лет не подлежали никакому
наказанию по закону, а отдавались родителям или доверенным родственникам,
предел детства по уставу фактически составлял 10 лет, согласно этому
рассуждению.
Подростковый возраст (от
10 до 17 лет) — для них наказание смягчается только в том случае, если они
признаны находящимися в здравом уме, в противном случае применяется общее
правило преступления невменяемости. Однако даже подростковый возраст детей,
признанных вменяемыми и виновными в серьезных правонарушениях, требует не
только смягчения, но и альтернативы обычному наказанию. Их не подвергали порке
и публичной порке, а несовершеннолетних в возрасте от 10 до 14 лет не
подвергали каторжным работам.
Рядом с половым созреванием, статут 1845 года,
повышающий возраст молодежи с 17 до 21 года, рассматривался лишь как предлог
для снижения ответственности. Закон различает уголовные и исправительные
наказания. Что касается уголовных наказаний, то применение смертной казни и
ссылки для несовершеннолетних не изменилось, бессрочные каторжные работы были
заменены срочными, а продолжительность каторжных работ сократилась на 1/3.
Исправительный закон 1845 года заменил ссылку в карцер или на работу военной
службой. Помимо вышеперечисленных норм об ответственности несовершеннолетних,
Статут содержит ряд норм, смягчающих и усиливающих ответственность
несовершеннолетних. Так, согласно статье 143, если несовершеннолетний вовлечен
в преступление взрослым, наказание снижается на одну или две степени.
С другой стороны, в
статуте 1845 года было условие, которое лишало несовершеннолетнего ребенка
всякого значения, а именно: согласно разделу 146 (редакция 1885 года)
несовершеннолетний ребенок, совершивший новое преступление, будет наказан как
взрослый.
В XIX веке, особенно во
второй его половине, отмеченной судебными реформами, профилактика преступности
несовершеннолетних стала одним из основных направлений государственной и общественной
деятельности. В то время интенсивно разрабатывалась правовая основа так
называемой профилактики, то есть превентивной политики, в которой важная роль
отводилась не только государственным учреждениям, но и общественным
организациям. Активная деятельность последних во многом привела к решению таких
важных проблем, как организация воспитания и образования молодежи, создание
специальных учреждений для детей-правонарушителей и детей-заключенных.
Первые такие учреждения
были открыты в 1980-х годах в Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани и
Киеве. Однако, поскольку все они были созданы по частной инициативе, такие
благотворительные инициативы не всегда были успешными. Большинство
вышеупомянутых учреждений были смешанными, поэтому в них часто содержались
различные категории детей: бродяги, сироты, нищие и правонарушители.
Позже, чтобы помочь
бездомным детям, были организованы специальные рабочие места, которые были
очень доступны и где люди могли получить помощь от властей. Такие дома были в
Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Костроме, а в начале XX века в России
появились так называемые приюты для беспризорных детей, где содержались в
основном сироты, беспризорники и нищие, которые еще не совершили преступлений,
но были близки к нарушению закона. Известно, что такие убежища существовали по
крайней мере в трех российских городах: Севастополе, Таганроге и Кронштадте.
Они отличаются тем, что дети там получают образование в соответствии с
правилами поведения на судне и морскими операциями, в дополнение к общей
образовательной программе, характерной для всех исправительных учреждений.
Поскольку смысл и
назначение этих учреждений до определенного момента не были четко определены в
национальном законодательстве, все они имеют разные названия и организуют свою профилактическую
деятельность на основе различных методов. Например, одни рассматривали
исправительное учреждение для несовершеннолетних как воспитательное учреждение,
а другие, наоборот, подчеркивали его карательный характер. Однако в 1909 году
этот вопрос был окончательно решен, поскольку образование было официально
признано приоритетным направлением в деятельности учреждений для
несовершеннолетних.
В царской России
существовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый такой суд появился
в Санкт-Петербурге в 1910 году, а затем подобные суды были созданы во всех
крупных городах. До создания судов по делам несовершеннолетних статистика была
такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся закон «О несовершеннолетних
и малолетних преступниках» от 2 июля 1897 года. Он предусматривает наказание в
виде тюремного заключения для несовершеннолетних, хотя и в местах,
предназначенных исключительно для них. Он предусматривал каторжные работы и
помещение в тюрьму несовершеннолетних в возрасте от 17 до 21 года (в
дореволюционной России возраст совершеннолетия составлял 21 год). В литературе
того времени приводится следующая статистика. В период с 1898 по 1907 гг. 4 047
несовершеннолетних были приговорены к тюремному заключению в колониях и 8 442 —
в тюрьмах и местах заключения.
К 1912 году в России уже
действовали суды по делам несовершеннолетних, и дела шли в гору. Суд так
назывался формально: фактически это был диалог между судьей и
несовершеннолетним в присутствии опекуна и попечителя. Суд не признает вину и
не выносит приговор. Основным наказанием был надзор в виде тюремного
заключения. Существует возможность подачи апелляции в специальный отдел мировых
судей. Судья избирался населением судебного округа.
Во время Великой
Отечественной войны и в первые послевоенные годы основными криминогенными
условиями были беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, а также
тяжелое финансовое положение государства. Постановление Коммунистической партии
Советского Союза от 23 января 1942 года «Об устройстве детей без родителей»
предусматривало создание комитетов по устройству детей без родителей при
исполкомах местных Советов, расширение детских домов и
приемников-распределителей, организацию суворовских училищ.
Попытки смягчить излишне
суровые законы путем принятия ведомственных циркуляров продолжались. Приказ НКЮ
СССР № 50 от 19 июня 1943 года предоставлял судам право прекращать уголовные
дела несовершеннолетних до 15 лет, обвиняемых в мелком хулиганстве, мелких
кражах и других мелких преступлениях, и передавать их на воспитание родителям,
опекунам, а при необходимости — в учреждения трудового воспитания. Однако
только в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик
1958 года это право было закреплено законодательно. Статья 10 Основного закона
(ст. 10 УК ССР) предусматривает уголовную ответственность лиц, достигших к
моменту совершения преступления 16-летнего возраста.
Постановление Пленума
Верховного Совета СССР от 17 февраля 1948 года «О применении к
несовершеннолетним Указа от 4 июня 1947 года» рекомендовало по делам о мелких
кражах, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет, судебным
органам ставить вопрос о прекращении уголовного преследования по делу и
направлении обвиняемого на трудовое воспитание.
Возраст наступления
уголовной ответственности был повышен «Основами уголовного законодательства
СССР и союзных республик», принятыми Верховным Советом СССР 25 декабря 1958
года, и Уголовным кодексом союзных республик, принятым в 1959-1961 годах.
Согласно статье 10 Рамочного закона, уголовной ответственности подлежит лицо,
достигшее 16-летнего возраста до совершения преступления. Возраст наступления
уголовной ответственности составляет 14 лет за убийство, умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой, кражу, злостное и особо злостное
хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного или
общественного имущества либо личного имущества гражданина с причинением тяжких
последствий, а также умышленные действия, которые могут привести к крушению
поезда.
При назначении наказания
несовершеннолетнему, впервые осужденному к лишению свободы на срок до трех лет,
суд может отсрочить исполнение наказания в виде лишения свободы на срок от
шести месяцев до двух лет с учетом характера совершенного преступления и степени
его общественной опасности, личности преступника и других обстоятельств дела, а
также возможности его исправления и перевоспитания без социальной изоляции.В
1982 году система пробации была распространена на взрослых.
В Основах 1991 года
статья 10 была несколько изменена: кража огнестрельного оружия, боеприпасов или
взрывчатых веществ, а также кража наркотиков также наказывается с 14 лет.
Высылка, изгнание,
тюремное заключение и т.д. не распространяются на несовершеннолетних.
Законодательство предписывает правоохранительным органам отдавать предпочтение
воспитательным мерам перед уголовным наказанием в случаях правонарушений, не
представляющих значительной общественной опасности. Часть 6 статьи 63 УК СССР
предусматривает, что передача несовершеннолетнего под надзор трудового
коллектива, общественной организации или частного лица либо назначение
общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных
воспитателях несовершеннолетних является одной из принудительных мер
воспитательного характера.
Многолетняя практика
показала, что выбранный способ определения возраста уголовной ответственности и
возможности применения воспитательных мер к несовершеннолетним в большинстве
случаев является правильным, поскольку совершенные ими преступления не представляют
опасности для общества и могут быть реабилитированы без применения уголовного
наказания. Однако в деятельности законодателя были использованы не все
средства, направленные на дальнейшую гуманизацию норм об уголовной
ответственности несовершеннолетних[1].
При разработке Уголовного
кодекса Российской Федерации 1996 года были учтены современные
социально-психологические особенности несовершеннолетних: ускоренное развитие
не только в физической, но и в интеллектуальной и волевой сферах, более широкое
участие подростков в различных видах деятельности, как позитивной, так и
негативной в обществе, особенно в коллективной преступной деятельности, распад
семей, увеличение числа беспризорных и безнадзорных детей, пополнение ими рядов
преступников и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 87 УК
РФ, несовершеннолетним признается лицо, достигшее ко времени совершения
преступления 14-летнего возраста, но не достигшее 18-летнего возраста.
Выделение отдельной части
обусловлено, прежде всего, особенностями преступности несовершеннолетних,
уровнем их психосоциального, нравственного и правового формирования. Этим также
руководствуется законодатель, определяя возраст, с которого наступает уголовная
ответственность. [1] Уголовное право. Общая часть.
Учебник. / под ред. Бастрыкина А.И. — Москва: Проспект. 2017. С.169