Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности нарушения словообразования у дошкольников с ОНР (III уровень)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР 6
1.1 Трактовка понятия «словообразование» в специальной литературе 6
1.2 Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников в онтогенезе 12
1.3 Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня 19
Выводы по 1 главе: 26
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментального исследования по изучению состояния навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня 28
2.1. Организация констатирующего этапа педагогического исследования 28
2.2Методика исследования 29
2.3 Результаты экспериментальной работы 31
Заключение 35
Литература 37

 

  

Введение:

 

В логопедии вопрос формирования процессов словообразования у детей дошкольного возраста с речевой патологией не достаточного рас-крыт. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недо-развития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н. С. Жукова, Г. И. Лалаева, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т . Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. И. Шуйфер, А. В. Ястребова, и др.) Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоя-тельном продуцировании производных наименований. На этой основе бы-ли определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи до-школьного возраста (Н. С. Жукова, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина и др).
Так, А.Р. Лурия в своей работе «Высшие корковые функции челове-ка» дает нейропсихологическое обоснования формирования навыка сло-вообразования.
Многие авторы (Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя, Е.Н. Винарская, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова) сходятся во мнении, что для формирования навыка словообразования важными представляют-ся такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, а так же способность детей к серийно-последовательной обработке информации.
Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с раз-личными формами недоразвития речи изучали: В.К. Воробьева Б.М. Гриншпун, Л.Н. Ефименкова С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина С.Н. Шаховская и другие, указывая на их труд-ности в освоении словообразовательных процессов. Отдельные методы и приемы развития словообразовательных навыков у детей с общим недо-развитием речи дошкольного возраста были изучены и описаны в их ра-ботах Н. С. Жуковой, Н. В. Серебряковой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Фили-чева Г.В. Чиркина. Таким образом, актуальность и значимость проблемы очевидна для всех специалистов, которые занимались исследованиями в области детской лингвистики.
Повышенное внимание к словообразованию связано с тем, что оно играет значительную роль в развитии языковой компетенции и речевого общения ребенка, представляя особый способ формирования словарного запаса (за счет производных слов), овладения грамматической системой языка и формирования предпосылок для правильного написания письма.
Особый интерес для исследования представляют дети старшего до-школьного возраста, поскольку навыки построения слов у детей являются показательными с точки зрения их готовности к обучению, а нарушение словообразования не позволяет детям освоить словарный запас и грамма-тическую систему вправо. Степень, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, что делает невозможным полное овладение грамо-той письменной речи.
Объект исследования: навыки словообразования у старших до-школьников с ОНР.
Предмет исследования: особенности формирования навыков слово-образования у старших дошкольников с ОНР
Цель исследования: изучение особенностей формирования навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач исследования:
1. Провести анализ научной литературы, посвященной пробле-мам нарушения словообразования у дошкольников с ОНР.
2. Рассмотреть особенности формирования навыков словообразо-вания у дошкольников в онтогенезе.
3. Изучить особенности формирования навыков словообразова-ния у старших дошкольников с ОНР.
4. Провести экспериментальное исследование по изучению состо-яния навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование, посвященное одной из центральных методологиче-ских проблем-формированию у детей с общим недоразвитием речи слово-образовательных навыков, имеет особое значение для теории и практики логопедии. Такая значимость обусловлена тем, что недостаточное форми-рование первичных базовых операций существенно тормозит способность к обобщению однородного лексического материала и установлению внут-ри него отношений формального сходства и семантического различия, что в конечном итоге отрицательно сказывается на развитии этих детей.
Результаты констатирующего этапа показали, что дети имеют низкий уровень сформированности словообразования. Возникли трудности на этапе включения в работу. Некоторые не сразу смогли приступить к вы-полнению задания. Некоторые дети объясняли свое молчание так: «не знаю», «не могу сказать», они не справлялись с заданием, повторные ука-зания были неэффективны.
Все испытуемые характеризовались следующими ошибками:
замена суффиксов.
наложение суффиксов
отсутствие суффикса.
Нарушение акцентуации.
Формирование неологизмов с помощью ненормативных суффиксов.
Лексические замены.
Использование префикса.
Неправильный выбор мотивирующей основы слова.
Единичные случаи неправильного подбора мотивирующих слов с ненормативной лексикой.
Наиболее распространенные ошибки: дети с ОНР формируют при-тяжательные прилагательные хуже качественных и относительных, хотя принадлежность осознается дошкольниками раньше других значений. Причину трудностей в данном случае можно объяснить, прежде всего, тонкой семантической оппозицией словообразовательных аффиксов этих прилагательных, выражающих принадлежность либо к отдельному лицу (суффикс «в»), либо к классу (суффикс «у»), а также большим количеством чередований в словообразовании. В некоторых случаях дети сохраняли правильную основу производного слова, но образование притяжательных прилагательных с суффиксом «у» осложнялось добавлением» лишне-го»суффикса («медведь»,»лиса»).
Таким образом, следует систематическая система работы над род-ственными словами позволит повысить уровень сформированности слово-образовательных навыков у детей с ОНР III уровня.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР

1.1 Трактовка понятия «словообразование» в специальной лите-ратуре

Словообразование (также деривация) — раздел языковедческой науки, изучающий структуру слов и способы их создания. Словообразо-вание изучает словообразование (деривацию), то есть образование от имеющихся в речи новых слов с новым лексическим значением.
Как отдельный способ словообразования выделяют также субстанти-вацию (пленный-пленник) и адвербиализацию (осенью) и прономинализа-цию как морфологически-синтаксические средства словообразования с пе-реходом слова к другим части речи.
Субстантивация — частный случай транспозиции, относится к морфо-лого-синтаксическому методу неморфологического метода словообразо-вания.
Адвербиализация (от латинского adverbium — наречие) — переход к классу наречий словоформ, принадлежащих к другим частям речи.
Основой процесса наречий является отрыв той или иной формы от системы перегиба ее части речи и обретение нового грамматического зна-чения.
Прономинализация (от латинского местоимения — местоимение) явля-ется одной из форм лингвистического переноса, перехода слов из других частей речи к местоимениям в результате утраты или ослабления присуще-го им лексического значения и приобретения абстрактного значения и по-казательной функции. Прономинализация существительных особенно ха-рактерна для тайского и кхмерского языков, которые имеют большую сте-пень свободы в использовании местоимений. В тайском языке даже место-именное личное имя может использоваться как личное местоимение перво-го лица единственного числа. На русском языке местоимение часто встре-чается в церковнославянских молитвенниках, на современном языке оно более характерно для сленговой речи.
Словообразование представляет собой образование слов от других слов посредством определенных операций, которые подразумевают со-держательные и формальные изменения характеристики слова.
Следует заметить, что слово, которое получено в процессе словооб-разования, считается производным. Его так же могут называть мотивиро-ванным. А само исходное слово считается производящим (мотивирующим) [30].
Словообразование представляет собой процесс деривации, а его ре-зультаты становятся дериватами. Среди основных словообразовательных процессов принято выделять аффиксации (префиксации, суффиксация), словосложение, конверсию и др.
Вместе с этим словообразование бывает синхронное и диахрониче-ское. Синхронное словообразование занимается изучением отношений между словами, которые сосуществуют в одном синхронном срезе языка. Что же касается диахронического словообразования, то оно направлено на изучение реальных процессов образования одних языковых знаков от других в ходе исторического развития языка, а так же исторических изме-нений словообразовательной структуры отдельных слов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы