Курсовая с практикой на тему Особенности нарушения почерка у младших школьников с нарушением письменной речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретическое исследование 5
1.1. Понятие проблемы с позиции разных наук 5
1.2. Онтогенез речевого развития 7
1.3. Особенности нарушений почерка у младших школьников с нарушением письменной речи 10
1.4. Обзор коррекционных методик 13
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
Глава 2. Экспериментальное изучение 22
2.1. Организация эксперимента и характеристика испытуемых 22
2.2 Методика экспериментального исследования 24
2.3. Интерпретация полученных данных 25
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Проблема коррекции и реабилитации детей с нарушениями речи является актуальной в связи с трудностями в обучении и адаптации к школьным условиям. Преодолению этих трудностей следует способствовать с помощью научно обоснованных адекватных корректирующих мер, основанных на результатах всесторонней диагностики, направленной на выявление индивидуальных психологических особенностей детей. Уровень речевого развития ребенка в значительной мере определяет успешность обучения в школе, однако значительная часть детей в возрасте 6-7 лет (около 60%) имеют нарушения речевого развития.
Некоторые из них их можно преодолеть в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, а другие можно устранить в условиях общеобразовательной школы при логопедических центрах. Чем быстрее начнется их коррекция, тем выше будет эффективность устранения недостатков речи, ведь она не осложняется вторичными последствиями, а также сопутствующим педагогическим пренебрежением. Дети с общим недоразвитием речи относятся к той категории учащихся, которая требует в первую очередь логопедической терапии, эта группа учеников требует особого внимания логопеда, поскольку она очень неоднородна как по степени выраженности, так и по видовому разнообразию проявлений речевых нарушений.
Согласно специальной психологии, дети с нарушениями речи наименее популярные среди одноклассников. У них плохо развиты представления об окружающем мире, низкое речевое обеспечения, низкая познавательная активность и мотивация к получению знаний, повышенная эмоциональная тревожность, недостаточная регуляция собственного поведения, что затрудняет процесс общения, снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и, как следствие, затрудняет адаптацию.
Увеличение количества детей с нарушениями речи предъявляет все более высокие требования к работе логопеда в общеобразовательном учебном заведении. В этих условиях логопед выступает экспертом из причин школьной недостаточности, прежде всего родного языка, чтения и математики. Все это диктует необходимость комплексного психологического обследования, начиная с младшего школьного возраста, для изучения речевых функций ребенка с трудностями в обучении и поведении, имеет большое значение для содействия в выборе оптимальных программ развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка, которую следует реализовать в совместной работе логопеда, психолога и учителя.
При начале обучения, у подобных учеников часто обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Именно на втором аспекте и сосредоточена наша работа. Среди основных проблем можно выделить то, что дети с трудом овладевают буквой: их письмо под диктовку, выполняемые ими упражнения содержат много грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Часто дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственного поражения, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. В дальнейшем с подобным дефектом не могут написать поздравительную открытку или короткое письмо; они пытаются найти работу, где им не нужно ничего писать. Также наблюдается то, что отдельные буквы неправильно ориентированы в пространстве. Они путают буквы, похожие по изображению: «К» и «E», «P» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обращать внимания на дополнительную палку в букве «В» или «крючок» в букве «Ш». Такие дети пишут медленно, неравномерно; если они не в ударе, не в настроении, то, наконец, почерк не развивается. Определить наличие нарушений письма и чтения, как правило, нелегко. В этом и состоит актуальность нашей работы.
Объект исследования – дети с нарушениями речи.
Предмет исследования – особенности почерка у детей с нарушениями речи.
Целью данного исследования является анализ особенностей нарушения почерка у детей с нарушениями речи, а также методы их коррекции и проверка их эффективности.
Соответственно к цели, нами поставлены такие задачи:
1. Изучить проблему нарушения речи с точки зрения разных наук.
2. Исследовать онтогенез речевого развития.
3. Обозреть методики коррекции нарушений речи.
4. Экспериментально изучить изложенную в исследовании проблему.
5. Дать оценку полученным данным.
В процессе изучения методологической базой и теоретической основой нашей работы считаются работы по задаче письменности А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой и др. С точки зрения других наук, проанализированы работы Леонтьева, Блума, Исениной и т.д. Также проанализированы совместные подходы и методики устранения дисграфии. Практическая работа заключается в том, что в работе подобрана методика для коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии обучающихся, которая в последующем имеет все шансы быть применима в работе педагогов-практиков.
Заключение:
Анализ данных литературы позволил определить основные подходы к пониманию сущности дисграфии и определения путей их коррекции у младших школьников. В этой работе мы сосредоточили внимание на изучении дисграфии, которое предусматривает изучение особенностей письма у учащихся начальных классов.
На сегодняшний день проблема дисграфии начальных школьников, обучающихся в общеобразовательной программе, изучается достаточно широко.
Дисграфия — это состояние, при котором у детей с недостаточностью уровня интеллектуального и речевого развития, формирования навыков графической символизации речи нарушается в соответствии с фонетическим принципом письма и грамматических правил сопоставления слов в предложении.
Причин дисграфии много. Участники исследования наблюдали нарушения работы центральной нервной системы в различные периоды развития и нарушения двигательной сферы, подтверждает клинический диагноз псевдобульбарной дизартрии. Выявлено также нарушения речи, слоговой структуры слова и фонематического нарушения слуха, свидетельствует о наличии фонетико-фонематического недоразвития речи. Участники с дефектами звуковой речи и фонетического слуха отражаются на письме. Этот тип дисграфии относится к артикуляционно-фонематической дисграфии.
Экспериментальное исследование предусматривало идентификацию особенности письменности у студентов с артикуляционно-фонематическим дисграфией. С этой целью изучались их письменные произведения в тетрадях по русскому языку.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у 50% детей начальной школы в той или иной степени они регулярно делали конкретные ошибки в письменной форме, то есть это подтверждает тот факт, что на современном этапе количество учеников начальных классов с дисграфией постоянно растет, достигая 50%.
В результате исследования у детей экспериментальной группы преобладают фонематические ошибки распознавания и неправильное произношение, а у детей контрольной группы преобладают фонематические ошибки распознавания.
Таким образом, дети в контрольной группе показали высокий
результат, чем участники экспериментальной группы. В обеих группах количество фонематических ошибок слуха было выше, чем фонематическое восприятие. Однако при списании средств эти ошибки встречались только в единичных случаях; и в диктовке эти ошибки встречались чаще, что может быть связано с трудностью сохранения последовательности нескольких букв в слуховой памяти.
Общие направления логопедической терапии включают коррекцию нарушений речевого развития, формирование некоторых языковых навыков, формирование произвольной регуляции деятельности, произвольное внимание, развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, обучение определенным приемам осмысленного запоминания материала.,
Разработка логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников обеспечивает:
1. Использование традиционных методов устранения нарушений
устный и письменный язык, который уже опробован отечественными учеными.
2. Содержание логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников должно быть направлено на систематизацию представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза языка.
3. В процессе логопедической терапии рекомендуется использовать дополнительные задания, направленные на развитие лексикограмматической языковой структуры, уточнение и активацию словарного запаса и моделей простых синтаксических структур, доступных детям.
Таким образом, в процессе обучения осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и решения задачи по строго определенной логопедической схеме к совместной деятельности с логопедом, а затем к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельному осуществлению и независимым контролем за учебной деятельностью.
Мы считаем, что такой подход к разработке логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы должен обеспечить эффективность этого процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование
1.1. Понятие проблемы с позиции разных наук
В психологии, нейрофизиологии, логопедии и психолингвистике рассматриваются различные типы речевых расстройств. С точки зрения психологии, расстройства речи анализируются как показатели патологических изменений психики, например, речевая претенциозность при Гебефреническом синдроме (несоответствие поведения, дурное влияние). [10] Нейрофизиологи определяют участки головного мозга, повреждение которых приводит к тому или иному виду афазии, например, верхний задний отдел левой височной доли, который называется зоной Вернике, отвечает за структурную презентацию ситуации (когда эта область затронута, понимание речи сильно возбуждено, пациент звучит нормально, речь свободная, но странная или бессмысленная, в ней много несуществующих слов). [3] Предметом логопедии есть разные типы врожденных или приобретенных нарушений речи и методы их коррекции, например, дефекты произношения и шипение согласных. [5] С точки зрения психолингвистики, расстройства речи охватывают широкий круг явлений — от низкой коммуникативной компетентности к различным видам афазии. [8]
Целесообразность и неуместность языка являются важнейшим параметром коммуникативного поведения. Эта сторона коммуникации детально разработана в прагмалингвистике учеными, чтобы обсудить коммуникативные постулаты и обосновать правила содержательной информативности, адекватности, актуальности коммуникативного стиля, вежливости и т. д. [6] в более общем смысле, мы говорим о принципах кооперативного рационального поведения: вступая в общение, мы исходим из того, что общаемся с оценочным адресатом, который привержен поддержке общения. Эту сторону целесообразности общения можно определить, как жизненно важную основу общения.