Курсовая с практикой на тему Особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДИСЛАЛИЕЙ.. 5
1.1
Онтогенез развития речи. Понятия голоса, дыхания. 5
1.2
Характеристика дислалии. 12
1.3
Психолого-педагогические особенности детей с дислалией. 19
Выводы
по первой главе. 21
2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДИСЛАЛИЕЙ.. 22
2.1
Организация констатирующего эксперимента по изучению особенностей нарушений
свистящих звуков у дошкольников с дислалией. 22
2.2
Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента. 24
2.3
Логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у
дошкольников с дислалией. 26
Выводы
по второй главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
А. Серия упражнений для диагностики артикуляционной моторики 34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б. Стимульный материал. Слова для повторения. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
В. Фразы для повторения. 36
Введение:
Актуальность темы исследования.
Формирование речевой компетентности – одна из приоритетных задач всестороннего
гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте. Однако, по исследованиям
различных авторов Европы и СНГ нарушения звукопроизношения наблюдается в 17-42%
детей дошкольного возраста. Причем существует устойчивая тенденция к увеличению
этого показателя – по данным профессора Н. Ханеман (Майнский университет) за
последние пять лет он вырос более чем на 20% [19, с. 5]. Чаще всего такие нарушения
выражены дислалией. Одним из вариантов нарушенного звукопроизношения является
искажение. В частности, на ротацизм приходится 71,6% всех нарушений
звукопроизношения дошкольников [27, с. 11]. Искажение произношения
звука имеет тенденцию к закреплению и требует своевременной и непременной
коррекции [14].
Цель исследования – выявление особенностей
нарушения свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Объект исследования –
звукопроизносительная сторона речи дошкольников с дислалией
Предмет исследования – особенности
нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Гипотеза исследования: звукопроизношение у
детей с дилалией имеет свои особенности.
Для достижения цели и подтверждения
гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ
литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий
эксперимент по изучению особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с
дислалией.
3. Представить количественный и
качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Разработать логопедические рекомендации
по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Теоретико-методологическая база
исследования. Исследования и методические разработки по данной проблеме
проводились многими выдающимися учеными. Вопросам речевого онтогенеза
занимались Дж. Брунер, Л. Выготский, А. Гвоздев, М. Жинкин, А. Леонтьев,
А. Лурия, М. Львов и другие ученые. В частности, развитие
фонетико-фонематических процессов в онтогенезе изучали А. Богуш, А.
Божович, А. Винарская, Е. Соботович, В. Тищенко, Т. Туманова, Т.
Филичева, Г. Чиркина, М. Швачкин и другие ученые. Вопросами речевого развития
дошкольников занимались Л. Калмыкова, К. Крутий, М. Лисина, Т. Пироженко,
Ф. Сохин, Л. Федоренко и другие ученые.
Исследование сущности, патогенеза
дислалии, разработку методик диагностики и коррекции нарушений
звукопроизношения осуществили Н. Гаврилова, Б. Гриншпун, А. Правдина, Ф.
Рау, А. Ревуцкая, Ю. Рибцун, М. Савченко, Т. Филичева, М. Фомичева, М. Хватцев,
Н. Чевельова, Г. Чиркина, М. Шеремет и другие ученые.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы по теме
исследования, синтез и обобщение);
– эмпирические (наблюдение);
– методы количественной и качественной
обработки данных.
База эмпирического исследования:
_______________________________.
Выборка исследования: В исследовании
приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет) с дислалией.
Структура курсовой работы представлена
введением, двумя главами, выводами по главам, заключением и списком
использованной литературы.
Заключение:
1. В
онтогенезе развитие звукопроизносительной стороны речи происходит параллельно с
физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического
развития. К 5 годам в онтогенезе ребенок овладевают звукопроизносительной
стороной речи. Первыми дети осваивают гласные, затем губные согласные. В данном
возрастном периоде − период старшего дошкольного детства – в речевом развитии
детей отмечается достижение высокого его уровня. В этом возрасте детям
свойственно правильные произношение всех звуков родного языка, однако, иногда
еще могут наблюдаться отдельные неточности в произношении трудных звуков (р, ш,
ц, ч, дж, дз, и).
Наблюдается
неустойчивое произношение сформированных звуков в словах сложной фонетической
структуры. У детей к концу дошкольного возраста происходит завершение процесса
развития фонематического восприятия. Старшие дошкольники слышат и говорят
правильно согласно фонетико-орфоэпическим нормам родного языка. На основании
полученных результатов мы пришли к выводу, что, как и любая функциональная
система, речь является наиболее чувствительной к воздействию неблагоприятных
факторов в период ее интенсивного формирования.
В формировании произношения важна роль
отводится голосу и дыханию.
2. сохраненной иннервации речевого
аппарата. В раздел функциональных дислалий попадают случаи, связанные со
слабостью основных корковых нейродинамических процессов при нормальном
физическом слухе и нормальном строении периферического речевого аппарата. Появление
функциональной дислалии может быть вызвана биологическими и социальными
факторами.
Искажение звуков – одна из форм
нарушенного звукопроизношения. Данная форма относится к фонетическим дефектам.
Но, как известно, вследствие характерной тенденции к закреплению, должна
исправляться с момента появления дефекта.
3. Детям с нарушениями речи, в частности,
детям с дислалией, свойственны нарушения различных видов памяти, по сравнению с
детьми с нормальным речевым развитием. Особенно эти нарушения выражены при
запоминании и воспроизведении вербальной информации. Память детей с нарушением
речи отличается от памяти детей с нормальным развитием речи. Данное отличие
состоит в более низком объеме запоминания, низкой точности в воспроизведении
словарных стимулов, слабости сохранения речевых сигналов.
4. Проведенный констатирующий эксперимент
позволил выявить особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с
дислалией. Проведенная диагностика была направленна на выявление уровня
развития моторики артикуляционного аппарата и произношения свистящих звуков.
Анализ полученных данных показал, что у дошкольников с дислалией наблюдается
нарушение в произношении свистящих звуков, кроме этого, дети часто заменяют
шипящие звуки на свистящие. Была отмечена связь между нарушениями в
звукопроизношении и развитии моторики артикуляционного аппарата.
5. Разработанные логопедические
рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с
дислалией целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных учебных
заведениях специального и общеобразовательного назначения. Предложенные
рекомендации предполагают развитие основных психофизиологических компонентов,
участвующих в развитии речи.
Таким образом, задачи исследования были
решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ 1.1 Онтогенез развития
речи. Понятия голоса, дыхания Речь развивается в
процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до
конца жизни) наряду с физическим и умственным компонентами развития ребенка и
служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей
происходит по строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным
является ряд черт, общих для всех [8].
Для того, чтобы выявить
патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть
знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его
успешное протекание [1].
Г. Розенгард-Пупко [21] рассматривает два
периода формирования речи: до 2 лет – подготовительный; от 2 лет и далее –
период самостоятельного становления речи.
Принимая во внимание
исследования А.А. Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды
в речевом развитии [13]: 1-й –
подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1
до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи,
при этом предполагается в первые недели, месяцы жизни наличие у ребенка голоса
и крика, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут
использоваться ею в период становления речи. С такого крика на основе
сосательного рефлекса с первого месяца постепенно начинают возникать «намеки»
на звуки согласного типа м, п, д. На грани между первым и вторым месяцами в
результате первых проявлений приятного ощущения (радости) у младенца начинают
возникать короткие звуки типа «ги», «кхы», что сопровождаются часто испусканием
пузырьков. В этот период у ребенка рядом с криком появляются кряхтения, улыбка
с широким открыванием рта, возникают первые спокойные звуки, а-а, которые, как
правило, появляются во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.
С 2-3
месяцев ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, находить взглядом
источник звучания, возвращать в сторону взрослого, сосредоточивая внимание на
его лице, губах.
В так
называемом «гулении»
у детей присутствуют звуки, которые по звучанию напоминают гласные звуки (а, о,
у, э), губные согласные (б, м), заднеязычные (г, к, х) звуки. К концу 2-3-го
месяцев жизни ребенка наблюдается возникновение звуковых комплексов, состоящих
из звуков: а-а-а, а-гу, а-ги, бу, бум-бу, которые звучат заметно расчленено,
однако являются недостаточно четко протяженными и тому подобное.
Артикуляция
в лепете сравнению с гулением приобретает большую точность и устойчивость,
создаются определенные сочетания звуков, появляются согласные звуки и различные
комбинации их с гласными.
Благодаря
чередованию гласных и сочетанию их с согласными появляются склады и упор на
них. Нередко в этот период уже произносятся ш, ж, ч и даже р, но потом
исчезают, когда ребенок начинает произносить их сознательно.
В 4-5
месяцев у ребенка постепенно формируется психофизиологический механизм
слоготворения, что сопровождается аутоэхолалией (многократное повторение
открытого состава: ва-ва-ва и т.д.).