Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности нарушений сонорных звуков у дошкольников с дислалией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей нарушений
сонорных звуков у дошкольников с дислалией в научной литературе. 5

1.1 Речь, сонорные звуки в онтогенезе. 5

1.2 Характеристика дислалии. 12

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с дислалией  16

ГЛАВА 2 Практический аспект логопедической работы по
коррекции нарушения сонорных звуков у дошкольников при дислалии. 21

2.2 Разработка диагностического комплекса и речевой карты для
изучения нарушения сонорных звуков у детей при дислалии. 26

2.3 Логопедические рекомендации по преодолению нарушений
сонорных звуков у дошкольников с дислалией. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ. 43

  

Введение:

 

Полноценное развитие
личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако
выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися
следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. В последнее время резко
возросло количество детей с речевыми проблемами.

Дошкольный возраст – лучший для
преодоления недостатков речи. Этому способствуют особенности дошкольника:
высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что
способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к
овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это
время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они
превратятся в стойкий дефект.

Сонорные звуки появляются в детской речи последними и нарушаются чаще
других, так как они сложны для произнесения и требуют более тонких и
дифференцированных движений языка.

В настоящее время
проблема детей, имеющих дислалию, остается актуальной, так как недостаточно
глубоко изучена, а количество детей с этим речевым нарушением растет с каждым
годом.

Преодоление недостатков
произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной
работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких
специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова,
С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии
М.Е. Хватцевой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.

Актуальность
темы исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения
звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует
дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения весьма
затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток
на его характер, рождают неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь
негативные последствия для его речевого и психологического развития.

Цель
исследования – теоретическое и экспериментальное изучение нарушений
звукопроизношения сонорных звуков и разработка рекомендаций по преодолению
нарушений сонорных звуков у дошкольников в ходе коррекционно-логопедической
работы.

Объект
исследования – логопедическая работа.

Предмет
исследования – коррекция нарушений произношения сонорных звуков у дошкольников.

Задачи
исследования:

1. Определить и проанализировать причины и характер нарушений сонорных
звуков при дислалии у дошкольников.

2. Выявить методы и приемы постановки и коррекции сонорных
звуков.

3. Разработать диагностический комплекс и речевую карту для
изучения феномена.

4. Разработать рекомендации по преодолению нарушений сонорных
звуков у дошкольников с дислалией

Для
решения задач, поставленных в исследовании, были использованы следующие методы
исследования: анализ литературных источников по теме исследования,
педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и
качественный анализ результатов эксперимента.

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Устранение нарушений
звукопроизношения у дошкольников с дислалией — одна из важнейших задач
логопедии. От ее своевременного решения зависит развитие ребенка, имеющего
нарушения звукопроизношения.

Все
патологические нарушения звукопроизношения должны быть исправлены до
наступления школьного возраста, так как дошкольный возраст является сензитивным
периодом для становления всей речевой системы и звукопроизношения в частности.

В
первой главе проведен анализ научной и методической литературы по проблеме
исследования, рассмотрены причины возникновения дислалии, и обусловленные этими
причинами различные классификации дислалии, принятые в отечественной логопедии.
Знание этих классификаций дает представление о структуре дефекта при различных
видах дислалии, что позволяет эффективно выстроить коррекционную работу.

В
логопедической литературе подчеркивалось, что наиболее часто у детей нарушается
группа сонорных звуков. Онтогенетически они появляются в речи детей последними,
так как являются самыми сложными в произношении из-за тонких и дифференцированных
движений языка, необходимых для их произнесения. Во второй главе представлены
результаты экспериментального изучения нарушения звукопроизношения сонорных
звуков.

Во
второй главе рассмотрены различные методики по коррекции нарушения сонорных звуков
у дошкольников с дислалией, разработан диагностический комплекс и речевая карта
для изучения данного нарушения звукопроизношения, также разработаны
рекомендации по коррекционно-логопедической работе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1 Теоретические аспекты изучения особенностей нарушений сонорных звуков у
дошкольников с дислалией в научной литературе 1.1
Речь, сонорные звуки в онтогенезе

Речью является основа любой умственной
деятельности, средство коммуникации. Умение дошкольников сравнивать,
систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения речевой
деятельностью. Как считала Е.Э Артемова показатель его умственного развития –
это логически четкая, доказательная, образная устная речь ребенка.

Другое определение дает А.Р. Лурия, который
считает, что речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков,
имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система
письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или
общности людей, для которых данные особенности речи характерны».

В психологии уравнивают понятия «произношение» и
«устная речь», так С.Л. Рубинштейн рассматривает устную речь как разговорную,
речь-беседу в условиях непосредственного контакта с собеседником. Разговорная
устная речь является ситуативной.

В понятийно-терминологическом словаре под
редакцией В.И. Селиверстова дается следующее определение понятию
звукопроизношение: «Это процесс образования речевых звуков, осуществляемый
энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным
(звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны
центральной нервной системы».

При рождении человек не обладает
способностью произношения всех звуков, их освоение происходит постепенно, по
мере созревания нервномышечного аппарата. Однако, несмотря на то, что ребенок
рождается уже с готовыми к функционированию органами артикуляции, пройдет
немало времени прежде, чем он сможет произносить членораздельные звуки речи [2].

Речь
это одна из сложных высших психических функций человека, которая представляет
собой сложный механизм, где главная, ведущая роль принадлежит работе головного
мозга.

При
этом, как и в любой высшей психической функции в основе ее лежат не отдельные
«центры», а сложные функциональные системы, расположенные в различных областях
центральной нервной системы и объединенные между собой единым направлением
действия.

Физиологическими
основами произносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной
стороны речи у дошкольников занимались: В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, А.Н.
Гвоздев, Е.Ф. Архипова, М.Ф. Фомичева, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин,
Г.В. Чиркина и другие.

В
процессе формирования функции речи важное значение имеют: сохранность
слухового, кинестетического, зрительного анализаторов, а также система ответных
реакций, позволяющая своевременно передавать информацию от внешних объектов и
рецепторов организма в центральную нервную систему в виде импульсов. Именно
поэтому в первые месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются:
слух, зрение, двигательно-кинестетический анализатор.

Акустическая
характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и
звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, воспринимается органами
слуха ребенка и стимулирует функциональную активность речевых зон коры (центр
Вернике, Брока, теменная, затылочная части). Кроме этого, во время крика тренируются
и голосовые связки, и дыхание [9, 18]. В первые месяцы жизни ребенка в нем
преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда
звуки крика приближенно напоминают согласные г, к, н [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы