Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности нарушении звукопроизношения псевдобульбарной дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 5
1.1. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с дизартирией 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 9
1.3. Основные направления педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 23
2.1. Содержание методики логопедического обследования 23
2.2. Результаты диагностики звукопроизношения у детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Актуальность. За последнее десятилетие в России сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение количества рождаемости здоровых, физически зрелых детей. Уровень проявлений отклонений в психофизическом развитии детей разнообразен: от неявно выраженных в ярко выраженных случаев, приводит, как следствие, к речевым нарушениям ребенка, которые в свою очередь отражаются на его интеллектуальной деятельности и влияют на личностное развитие ребенка в целом.
Статистические данные указывают на тенденцию роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами, связано не только с реалиями современной жизни как последствия неблагоприятного экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточно эффективной коррекционной логопедической работой, которая, на наш взгляд, прежде всего связана с отсутствием на практике дифференциальной диагностики и коррекции дизартрии.
Дизартрия как сложная речевая патология интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной, российской и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Greweel, Darley, Aronson, Brown О.М.Винарська, О.М.Мастюкова, Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук, И.И.Панченко, Л.В.Лопатина, О.Ф.Архипова, Л.И.Белякова, Н.М.Волоскова, В.В.Тарасун, М.К.Шеремет, Н.Г.Пахомова и др.). В России на сегодняшний день проблема речевого развития детей с дизартрией остается одной из самых сложных и недостаточно решенных.
Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Особенности нарушении звукопроизношения псевдобульбарной дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести обследование детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида №302 в городе Пермь в двух старших дошкольных группах, численность обследуемых составила 20 детей.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, списка литературы (23 позиции). Общий объем — 31 страница.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В нашей работе мы обратили внимание на последовательность появления звуков и использования их в речи. Развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Дети не сразу овладевают правильным звукопроизношением. Знание общих закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи.
Ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Основными клиническими признаками дизартрии являются: нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата, нарушения голосообразования и дыхания. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от характера и тяжести поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. При таком нарушении как дизартрия звукопроизношение характеризуется: смешением, заменой, отсутствием, искажением звуков.
Таким образом, в результате нашего исследования мы выявили, что у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией страдает звукопроизношение, которое проявляется в нарушении свистящих, шипящих звуков, соноров, аффрикат, взрывных звуков. Также у детей наблюдается амимичность, отсутствие движения лицевых мышц. Речь отличается скандированностью, «рубленая речь». В процессе обследования выявляется нечеткость движений, смазанность речи, слабость напряжения мышц, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Развитие детей сташего дощкольного возраста с дизартирией
В исследованиях последних лет неуклонно прослеживается тенденция рост количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, обусловлено биологическими, экологическими, социально-психологического и другими факторами, а также их сочетанием.
Дизартрия является одним из самых распространенных расстройств речи, ее значение как проблемы на данный момент резко возрастает, поскольку недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более привычным явлением [5, с.7]. В условиях кризиса экономики и институтов социальной защиты в наше время все большее значение для будущего ребенка приобретает уровень педагогической культуры родителей, повышение которого обеспечивает разработанная нами программа логопедического супроводусимей.
Дизартрия (от греч. Dis — частичное расстройство, arthroo — разграничение) — нарушение звуко-произносительной составляющей речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [1, С. 130]. При дизартрии облигатно (от итал. obligato — обязательный) искажается реализация двигательной программы в результате несформированности операций внешнего оформления высказываний: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений, степень которых обусловлена характером и степенью поражения ЦНС (А. Ф. Архипова, Л. В. Мелехова, М. Палмер и др.). Легкиеформы дизартрических проявлений называют стертыми.
Другими словами, дизартрия рассматривается как нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. Нарушение иннервации мышечного артикуляционного аппарата, связанные с поражением как периферической, так и центральной нервной системы является причиной недостатков звукопроизношения, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма, интонации, мимики, дикции, что приводит к тяжелому расстройству всей речевой деятельности.
Этиология, симптоматика дизартрии, механизмы ее развития, формы, патогенез, клинические проявления, диагностика, структура дефекта, психологопедагогична характеристика методы коррекции речи детей с дизартрией достаточно полно рассматриваются в исследованиях Р.Бабенковои, О.Винарськои, Л.ВОЛКОВА, М.Ейдиновои, М. Ипполитова, Н. Жуковой, О.Мастюковои, И.Мамайчук, М.Поваляевои, Т.Филичевои, Г.Чиркинои и др.
У детей частота дизартрии прежде всего коррелирует с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы ембрионуи плода).
Частота нарушений речи при моторной патологии ЦНС значительная, поскольку они обусловлены и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающими. Исходя из важности функций речи в жизни человека, несформированность речи создает для ребенка непреодолимым препятствием для полноценного существования в социуме, лишает надежды на достойную жизнь. В последние годы статистические данные свидетельствуют постоянный рост количества детей с двигательной патологией.
В структуре речевого дефекта ведущим звеном являются рече двигательные (дизартрических) расстройства, которые имеют разную степень выраженности. У многих детей они сочетаются с задержкой доречевого и речевого развития, в дальнейшем это проявляется в виде различных форм дизартрии.
Дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным разных авторов, от 65 до 85% (М. Эйдинова, А. ПравдинаВинарська, 1959; Е. Мастюковой, 1969,1971). Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии, между тяжестью поражения верхних конечностей и поражениями речевой мускулатуры. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда имеется поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается неподвижной (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрия) наблюдаются практически у всех детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы