Курсовая с практикой на тему Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития
наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. 4
1.1. Возрастные особенности и факторы развития мышления детей
старшего дошкольного возраста. 4
1.2. Предпосылки и специфика развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста. 11
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления у
дошкольников с общим недоразвитием речи. 15
Глава 2. Экспериментальное изучение наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. 20
2.1. Организация исследования. 20
2.2. Результаты экспериментального изучения
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 24
Заключение. 29
Список литературы. 31
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Период дошкольного детства является особым
временем для интенсивного психического развития детей. В это время происходит
закладка основ всех психических свойств и качеств личности, познавательные
процессы и виды деятельности. При этом данный период характеризуется активным
познанием окружающей действительности, дети знакомятся с предметами, узнает их
свойства и качества, овладевает речью и различными видами деятельности, а также
у них формируется наглядно-речевые и наглядно-образные элементы
словесно-логического мышления.
Развитие
наглядно-образного мышления является необходимым для выполнения различных
функций в разных сферах деятельности человека. Способность мыслить в образах и
оперировать ими, важна каждому человеку для осуществления его деятельности.
Следует заметить, что психологические особенности развития образного мышления в
старшем дошкольном возрасте имеют специфические черты. Считается, что мышление
ребенка в этот возрастной период наглядно и конкретно, поэтому говоря об
образном мышлении, важно учитывать наглядность.
Изучение
особенностей развития наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием
речи является актуальным, поскольку в настоящее время
отмечает рост различных видов нарушений развития ребенка. При этом на сегодняшний день перед дошкольными
образовательными организациями стоит вопрос о создании благоприятных условий,
которые будут способствовать развитию детей с разными образовательными
возможностями
Степень изученности темы. В отечественной психологии и исследованиях,
связанных с изучением интегрального влияния процесса обучения на развитие
мышления детей, накоплен большой опыт диагностики таких компонентов
теоретического мышления, как анализ, рефлексия, планирование (Я.А. Пономарев,
В.Н. Пушкин, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов и др.),
системность (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина), предметность,
системность и обобщенность (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева). Особенности формирования
и развития мышления детей старшего дошкольного возраста, в частности
наглядно-образного мышления рассматриваются в трудах множества исследователей,
среди которых Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Таким
образом, целью исследования является
определение психологических особенностей развития наглядно-образного мышления в
период старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи.
Объектом
исследования является мышление детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Предметом выступают психологические особенности развития наглядно-образного
мышления в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1)
теоретические (анализ, синтез, обобщение данных по теме исследования);
2)
эмпирические (анкетирование, педагогическое
наблюдение, педагогический эксперимент);
3) методы
количественной и качественной обработки данных.
Диагностический
инструментарий представлен рядом методик: методика «Нелепицы» Р.С. Немова,
методика «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова и тест «Цветные Прогрессивные Матрицы»
Дж. Равена.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №24 общеразвивающего вида г. Орехово-Зуево. В исследовании принимали участие старшие дошкольники, в
возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек с общим недоразвитием речи. В
исследовании принимали участие старшие дошкольники, в возрасте 6-7 лет в
количестве 20 человек.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, процесс
мышления человека представляет собой психический процесс, который помогает
субъекту находить и получать новые знания, искать решения различных задач.
Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как
опосредованность, протекание которой происходит исключительно благодаря опоре
на знания. Мыслительные процессы отталкиваются от созерцания предмета или
явления, но к ним не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий
объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической
деятельностью субъектов.
Образное
мышление является процессом познавательной деятельности, который направлен на
отражение существенных свойств объектов или их частей, а также сущности их
структурной взаимосвязи.
Зачастую
под образным мышлением принято понимать способность создавать образы и
оперировать ими. При этом образное мышление является формой творческого
отражения человеком действительности, которая порождает такой результат,
которого в самой действительности на данный момент времени не существует. Так
же следует сказать, что образное мышление является единой системой форм
отражения, состоящей из наглядно-действенного, наглядно-образного и
абстрактно-символического мышления.
Основной
функцией образного мышления считается создание образов и оперирование ими в
процессе решения задач. Реализация этой функции происходит посредством
специального механизма представлений, который направлен на преобразование уже
имеющихся образов и создание новых, отличных от исходных. Образы –
представления выступают как важный продукт образного мышления. С помощью
образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических
характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение
предмета с нескольких точек зрения.
Мышление –
это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.
Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому,
мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем
знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление
развивается в три этапа:
· Наглядно-действенное
(когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) –
это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
· Наглядно-образное
(когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений,
предметов) – является основным видом мышления ребёнка
дошкольного возраста.
· Словесно-логическое
(когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) –
этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей старшего
дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у
ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и
он тем самым добивается большего успеха в жизни.
В ходе
проведенного исследования было определено, что большинство детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые принимали участие в
экспериментальном исследовании, имеют средний и низкий уровень сформированности
наглядно-образного мышления, при этом очень высоких показателей по всем
выбранным методикам диагностики практически не встречается.
Это
позволяет сделать вывод о необходимости организации целенаправленного процесса
по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим
недоразвитием речи с целью их умственного развития в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития
наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста
1.1. Возрастные особенности и
факторы развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Мышление является высшим
познавательным процессом, оно представляет собой порождение нового знания,
активную форму творческого отражения и преобразования человеком
действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний,
творческое преобразование имеющихся представлений в мышлении на основе
сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.
Оно отображает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но
и определяет связи, существовавшие между ними, которые чаще всего
непосредственно, в самом восприятии человеку не даны [28].
Свойства вещей и явлений, связи между
ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Мышления, как отдельного психического процесса, не существует, оно присутствует
и в других познавательных процессах (в восприятии, внимании, воображении,
памяти, речи). Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его
итогом является мысль, идея, понятие.
Мышление – это теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и
операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и
познавательного характера [5].
В настоящее
время существуют различные теории, которые пытаются определить основные этапы и
механизмы развития мышления человека в его онтогенезе. Ряд теорий противоречат
друг другу. Тем не менее, есть общепринятые точки зрения в отношении
закономерностей развития мышления.
Мышление
является процессом познавательной деятельности, которое заключается в том, что
субъект оперирует разными видами обобщений, в частности образами, понятиями и
категориями.
Важным
этапом процесса мышления является появление речи, которое оказало
принципиальное влияние на функции мозга человека. То, что ранее существовало
только как внутренние переживания и намерения, получило качественно новый
аппарат кодирования информации посредством абстрактных символов. Данное
обстоятельство предоставило возможность передачи информации от человека к
человеку, способствовало развитию процесса мышления [7].