Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему «Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Возрастные особенности и факторы развития мышления детей старшего дошкольного возраста 4
1.2. Особенности формирования наглядно-действенного мышления дошкольников 10
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1.Методика проведения экспериментального исследования особенностей наглядно-образного мышления детей 15
2.2.Анализ полученных результатов исследования наглядно-действенного мышления старших дошкольников 18
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Период дошкольного детства является особым временем для интенсивного психического развития детей. В это время происходит закладка основ всех психических свойств и качеств личности, познавательные процессы и виды деятельности. При этом данный период характеризуется активным познанием окружающей действительности, дети знакомятся с предметами, узнает их свойства и качества, овладевает речью и различными видами деятельности, а также у них формируется наглядно-речевые и наглядно-образные элементы словесно-логического мышления.
Развитие наглядно-действенного мышления является необходимым для выполнения различных функций в разных сферах деятельности человека. Способность мыслить в действиях и оперировать ими, важна каждому человеку для осуществления его деятельности. Следует заметить, что психологические особенности развития действенного мышления в старшем дошкольном возрасте имеют специфические черты. Считается, что мышление ребенка в этот возрастной период наглядно и конкретно, поэтому говоря об действенном мышлении, важно учитывать наглядность.
Степень изученности темы. В отечественной психологии и исследованиях, связанных с изучением интегрального влияния процесса обучения на развитие мышления детей, накоплен большой опыт диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, рефлексия, планирование (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов и др.), системность (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина), предметность, системность и обобщенность (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева). Особенности формирования и развития мышления детей старшего дошкольного возраста, в частности наглядно-действенного мышления, рассматриваются в трудах множества исследователей, среди которых Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Осмысление наработок отечественной психологии по вопросам развития мышления у детей обозначило проблему настоящего исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация развития наглядно-действенного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предметом выступают психологические особенности развития наглядно-действенного мышления в старшем дошкольном возрасте.
Целью исследования является определение психологических особенностей развития наглядно-действенного мышления в период старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить возрастные особенности и факторы развития мышления в дошкольном возрасте.
2. Определить особенности развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование особенностей наглядно-действенного мышления детей.
4. Проанализировать полученные результаты исследования наглядно-действенного мышления старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ, синтез, обобщение данных по теме исследования);
2. Эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент);
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из важных задач развития ребенка и подготовка его к школе является формирование логического мышления и познавательных способностей дошкольников, а также развитие их интеллектуальных способностей. Дошкольники, имеющие развитый интеллект быстрее и легче запоминают материал, более уверенны в своих силах и могут эффективнее адаптироваться в новой обстановке.
Значимое место в жизни и деятельности человека занимает мышление. При обучении детей его необходимо рассматривать в двух планах. В первую очередь мышление ребенка должно быть сформировано благодаря обучению, а во вторую, мышление должно стать основной способностью, которая обеспечит быстрое и эффективное обучение, усвоение материала, задаваемого на разных этапах обучения. Мышление представляет высшую степень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности.
К возрасту 4 лет можно увидеть интенсивное формирование и развитие навыков и умений, которые способствуют изучению ребенком окружающей среды, анализу различных свойств предметов и воздействие на них. Такой уровень умственного развития является наглядно-действенным мышлением, которое представляет собой подготовительный этап, способствующий накоплению фактов и сведений об окружающем мире, создает основы для формирования представлений и понятий. Другими словами, это переходной этап, приводящий к развитию абстрактного и логического мышления.
Посредством наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для развития более сложной формы – наглядно-образное мышление, когда разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в плане представлений, не прибегая к практическим действиям.
Выбранные методики позволили нам определить уровень сформированности наглядно-образного мышления дошкольников. На основе полученных данных мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство детей показывают средний уровень развития наглядно-образного мышления. Они могут справиться с заданием за отведенное на него время, не отвлекаясь и указывая правильные признаки, подтверждающие их мнение.
2. Наглядно-образное мышление большинства дошкольников находится на этапе формирования, что не вполне соответствует возрасту детей. Поэтому правильное построение работы по обучению дошкольников будет способствовать увеличению уровня сформированности логических представлений.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности и факторы развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать, как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений в мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отображает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существовавшие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны [24].
В настоящее время существуют различные теории, которые пытаются определить основные этапы и механизмы развития мышления человека в его онтогенезе. Ряд теорий противоречат друг другу. Тем не менее, есть общепринятые точки зрения в отношении закономерностей развития мышления.
Мышление является процессом познавательной деятельности, которое заключается в том, что субъект оперирует разными видами обобщений, в частности образами, понятиями и категориями.
Важным этапом процесса мышления является появление речи, которое оказало принципиальное влияние на функции мозга человека. То, что ранее существовало только как внутренние переживания и намерения, получило качественно новый аппарат кодирования информации посредством абстрактных символов. Данное обстоятельство предоставило возможность передачи информации от человека к человеку, способствовало развитию процесса мышления [7].
Известно, что человек осознает и понимает какую-либо мысль, если она облачена в языковую форму. Вне языка человек можете переживать неясные побуждения, выражаемые только в жестах и мимике. При этом важно отметить, что слово является те только средством выражения мысли, но и способствует перестройке мышления и интеллектуальных функций человека, так как сама мысль совершается и формируется при помощи слова.
Суть мышления заключается в том, чтобы выполнять некоторые когнитивные операции с образами, находящимися во внутренней картине мира человека. Посредством слова картина мира приобретает более совершенный и дифференцированный вид, а также становится более обобщенной [9].
Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово может выделять его существенные элементарные либо комплексные признаки, которые является недоступными непосредственно объекту. Слово способствует переводу субъективного смысла образа в систему значений, что в свою очередь, делает его более понятным как самому субъекту, так и его партнеру.
Один из исследователей П.К. Анохин в своей теории функциональных систем указывает на то, что основные этапы мыслительного процесса можно сопоставлять с этапами структуры поведенческого акта. В таком случае, направленность процесса мышления может определяться доминирующей мотивацией субъекта. Автор отмечает, что афферентный синтез выбирает зону для поиска решения проблемы. Так, любая поступающая информация подлежит анализу и сопоставлению с теми знаниями человека, которые он извлекает их памяти, при этом их содержание существенно определяется доминирующей мотивацией.
Далее происходит этап принятия решения, для которого, по мнению автора, существует определенный набор наиболее вероятной гипотезы для проведения ее последующей проверки и доказательств. Так, в акцепторе результатов действия в связи с принятой гипотезой происходит формирование некоторых представлений о том, что следует подтверждать, доказывать или опровергать в первую очередь.
Эфферентный синтез при этом содержит замыслы доказательств и проверок. Поэтому процесс выполнения конкретного доказательства, подтверждающего справедливость выдвинутого предположения, является эквивалентным этапу осуществления реального действия. В случае неудачи происходит активация ориентировочно-исследовательской деятельности субъекта, которая приводит к изменению содержания акцептора результатов и эфферентного синтеза [2].
Таким образом, происходит возникновение нового замысла или идеи, а далее привлекаются другие способы доказательства.
Среди множества явлений мышления различаются следующие:
• Мыслительная деятельность, которая представляет собой систему мыслительных действий и операций, направляемых на решение конкретной задачи;
• Мыслительные операции, в частности – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
• Формы мышления, которые представляют собой понятие, суждение и умозаключение;
• Виды мышления, которые разделяются на практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное [20].
Важным моментом при изучении процесса мышления, является то, что каждый возрастной этап его развития имеет ряд особенностей. Так, процесс мышления в старшем дошкольном возрасте связан с умственным развитием ребенка. По мнению психологов, старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития, когда прогрессивные изменения могут наблюдаться во всех сферах [15].
Ж. Пиаже предполагал, что различаются две простейшие функции мысли – функция объяснения и функция включения, составляющие при этом единство всей мыслительной деятельности.
Постепенное усложнение и развитие ранней формы мыслительной деятельности у детей приводит к появлению образного мышления, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте. Заметим, что простейшие его проявления можно наблюдать и в раннем детстве, но задачи, которые решает ребенок в плане представлений и образов, слишком просты и примитивны [19].
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет перед собой задачи, которые требуют от него устанавливать зависимости между несколькими свойствами и явлениями. Поэтому для решения таких задач ребенок в первую очередь обращается к плану своих представлений. Но важно учитывать при этом, что в старшем дошкольном возрасте образное мышление основывается на конкретности образов.
Для развития мышления важной предпосылкой выступает усвоение научных знаний детьми, которые способствуют постепенному переходу от эгоцентризма к децентрации, способности видеть предметы и явления с различных позиций. Другими словами, в старшем дошкольном возрасте ребенок, при выполнении различных видов деятельности, начинает понимать, что его точка зрения не является единственной [25].
Далее развитие образного мышления способствует появлению у ребенка старшего дошкольного возраста зачатков логики. Но здесь по-прежнему остается значительная роль эмоций при регуляции деятельности, поэтому именно эмоционально-образное мышление во многом является доминирующим в структуре интеллекта ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы