Курсовая с практикой на тему Особенности мышления подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 5
1.1.Понятие мышления, его виды, история развития 6
1.2.Анатомо-физиологические особенности детей подросткового возраста 11
1.3.Особенности развития мышления у подростков 15
Глава2. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста 19
2.1.Методы и организация исследования 19
2.2.Анализ и интерпретация исследования 19
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Актуальность. Психические процессы являются основой человеческой психики. Три типа психических процессов — когнитивный, эмоциональный и волевой — формируют совокупную психическую активность человека. Психические процессы, посредством которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются когнитивными психическими процессами.
Когнитивные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — образуют информационную базу, приблизительную основу психики. Именно познавательные умственные процессы дают человеку знания об окружающем его мире и о себе. Человеческая деятельность сама приобретает целеустремленный, упорядоченный характер благодаря знанию ее конечного результата как цели, существующей в уме, формы представления определенной вещи или формы абстрактной идеи.
Познавая и трансформируя мир, человек обнаруживает устойчивые, регулярные связи между явлениями. Заметив связи между явлениями, устанавливая универсальный характер этих связей, человек активно познает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, осуществляет психическую деятельность — обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификацию и стандарты оценки личности, его обобщенные оценки, его характерную интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления является наиболее актуальной темой в обществе в связи с тем, что от способности человека зависит правильное течение развития мышления и его своевременная диагностика, кроме того, разработка программ мышления привела к развитию программы «искусственный интеллект».
О мышлении ребенка можно говорить с того момента, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и действовать в соответствии с ними. В процессе обучения в школе улучшается способность школьников формулировать суждения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых к сложным формам, поскольку овладевают знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность этой темы заключается в том, что только в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает замечать вероятность или возможность наличия или отсутствия какого-либо признака, той или иной причины, явления, связанного с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.
У подростков появляется способность рассуждать, обосновывать и доказывать определенную позицию более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность рассуждать и доказывать начинает развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов, в том числе и в подростковом возрасте, поэтому эта тема представляет особый интерес для исследований.
Цель: Изучить особенности мышления подростков.
Объект: Дети подросткового возраста.
Предмет: Особенности мышления у подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие мышления, его виды, историю развития;
2. Проанализировать анатомо-физиологические особенности детей подросткового возраста;
3. Изучить особенности развития мышления у подростков;
4. Провести исследование особенностей мышления школьников подросткового возраста.
Методологическая база исследования: Базу составляют исследования таких авторов, как JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн. А.В. Брушлинский, К. Дункер, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев, O.K. Тихомиров, В.А.Крутецкий и др.)
Методы исследования:
1. Анализ литературы;
2. Наблюдение;
3. Методы тестирования и статистической обработки полученных данных;
Методики исследования:
1. Методика «Недостающие буквы в словах»
2. Методика «Вербальный лабиринт»
3. Методика «Выделение существенных признаков»
4. Методика «Исключение понятий»
5. Методика «Образование сложных аналогий»
База исследования: МОУ СОШ
Практическая значимость: Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в университетах: на лекциях и семинарах по психологии, при написании различных научных работ.
Заключение:
В подростковом возрасте независимость детей от взрослых усиливается. Подростки гораздо менее подвержены внешним воздействиям со стороны родителей и учителей, чем младшие школьники. В подростковом возрасте повышается внимание ребенка к себе, к своей внешности, к самопознанию, самообразованию.
Основой интеллектуальной деятельности являются конкретные умственные операции анализа и синтеза, классификация обобщений, аналогий, сравнений, обобщение концепции, установление причинно-следственных связей и т. д. Хотя мышление не ограничивается логикой, тем не менее, оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями.
Для выполнения логических действий подростки должны уметь различать существенные и несущественные свойства объектов и явлений, определять необходимые и достаточные признаки, выбирать основания для сравнения или классификации и обладать логико-функциональными отношениями различных типов. Перечисленные логические операции связаны с образовательной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственных навыков.
По мере формирования теоретического мышления подростки все больше учатся осознавать обобщенные законы явлений. Мышление начинает особенно переходить от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности к все более глубокому познанию реальности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, аспектов его сущности.
Точнее подросток, как и юноша не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность.
Таким образом, при составлении данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные в этой работе, а именно: определены основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте. Обобщен материал по проблеме мышления в психологии. Рассмотрены возрастные особенности мышления у подростков. Изучены особенности мыслительных операций в подростковом возрасте.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1.Понятие мышления, его виды, история развития
Мышление – это особый познавательный процесс индивида, который отражает существующую действительность. С помощью него человек получает, анализирует и обобщает информацию о мире.
Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире. Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса. [6]
Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды. Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.
История развития мышления
В эпоху первобытности преобладало мифологическое мышление, для которого характерны образность, безразличие к логическим противоречиям, отсутствие различий между естественным и сверхъестественным, персонализация сил природы, поляризация нарисованных явлений. Мышление ранней письменной (античной) эпохи носит переходный характер. Оно, как и мифологическое, склонно к поляризации, к аналогиям.