Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности моторной сферы у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы исследования моторной сферы детей с дизартрией 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией 6
1.2 Особенности развития моторной сферы дошкольников с дизартрией 14
Глава 2 Опытно-эмпирическое исследование особенностей моторной сферы старших дошкольников с легкой степенью дизартрии 21
2.1 Организация эмпирического исследования: описание выборки, методик исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 26
Заключение 34
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Количество детей дошкольного возраста, имеющих разнообразные нарушений речи увеличивается с каждым годом. Возрастает количество всех видов нарушений речи, однако специалисты отмечают, что одним из наиболее часто встречающихся и достаточно сложно поддающихся коррекции речевых нарушений является стертая дизартрия.
Дизартрия представляет собой комплексное нарушений речи, которое обусловлено нарушением процесса иннервации мышц речевого аппарата. Однако, следует отметить, что при данном нарушении страдает не только речь. Существенные отклонения отмечаются в процессе формирования двигательной сферы данной категории детей.
Специалисты отмечают, что страдают все сферы моторного развития, а именно отмечается общая моторная неловкость, сложности в удержании статического положения тела, нарушения скорости и объема динамических моторных навыков, страдает переключаемость движения, содружественность выполнения движений. Кроме того отмечены нарушения и в сфере мелкой моторики, артикуляционной моторики, мимической моторики. В связи с наличием органических нарушений в центральной нервной системе часто отмечаются такие симптомы, как наличие синкинезий, тремора и др., что также усугубляет имеющиеся нарушения в развитии моторной сферы дошкольников со стертой дизартрией.
Проблемами исследования нарушений моторной сферы дошкольников с дизартрией, в том числе со стертой формой дизартрии, а также вопросами коррекции данного направления развития занимались многие исследователи, работы которых составляют теоретико-методологическую основу данного исследования.
Е. Ф. Архипова утверждает, что у детей с дизартрией, вследствие поражения центральной нервной системы, нарушаются двигательные механизмы, страдает как общая, так и пальцевая, артикуляционная и лицевая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. В ряде исследований (М. М. Кольцовой, В. М. Бехтерева и др.) отмечается взаимосвязь между развитием моторной сферы и речи ребенка, следовательно, коррекция моторной сферы может стать благоприятной базой для коррекции речи.
Таким образом, актуальность исследования данной темы состоит в том, что своевременная диагностика нарушений в различных формах моторной сферы позволяет грамотно выстроить последующую коррекционно-развивающую деятельность и, соответственно, достичь высокого уровня развития речи.
Цель исследования: изучить теоретические представления и выполнить эмпирическое изучение особенностей развития моторной сферы старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект исследования: старшие дошкольники, у которых выявлена легкая степень дизартрии.
Предмет исследования: особенности сформированности разных видов моторики (общей, мелкой, мимической, артикуляционной) у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Гипотеза: если у ребенка обнаружена легкая степень дизартрии, то можно предположить, что у него имеются нарушения всех видов моторики, а именно общей, мелкой моторики пальцев, мимической и артикуляционной моторики.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Эмпирические: экспериментальное исследование особенностей моторной сферы старших дошкольников с легкой степенью дизартрии, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Структура работы: работа включается в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка литературы, который содержит 30 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Темой данного исследования является «Особенности моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии».
Цель исследования: изучить теоретические представления и выполнить эмпирическое изучение особенностей развития моторной сферы старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект исследования: старшие дошкольники, у которых выявлена легкая степень дизартрии.
Предмет исследования: особенности сформированности разных видов моторики (общей, мелкой, мимической, артикуляционной) у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Гипотеза: если у ребенка обнаружена легкая степень дизартрии, то можно предположить, что у него имеются нарушения всех видов моторики, а именно общей, мелкой моторики пальцев, мимической и артикуляционной моторики.
Анализ научной литературы по исследуемой теме показал следующее.
Дизартрия представляет собой комплексное нарушение речевого развития ребенка, которое детерминировано наличием органических поражений в центральной нервной системе, которые приводят к недостаткам процесса иннервации, в первую очередь, речевого аппарата.
Выделяется множество форм дизартрии в зависимости от того, в каком отделе центральной нервной системы выявлены нарушения. Также различается степень выраженности нарушений при дизартрии. Наиболее легкой степенью дизартрии можно считать ее стертую форму, при которой не всегда имеющиеся нарушения заметны при повседневном общении, однако выявляются при специальном обследовании и оказывают серьезное влияние на развитие ребенка.
В структуру дефекта при дизартрии входят нарушения моторной сферы, причем всех ее компонентов: общей моторики, мелкой ручной моторики, мимической моторики, артикуляционной моторики.
Подобные нарушения, по мнению специалистов в области логопедии, могут стать причиной разнообразных нарушений в других сферах развития ребенка: развитие высших психических функций, особенности звукопроизношения, формирование графомоторных навыков, возникновение дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения.
Для изучения особенностей сформированности моторной сферы старших дошкольников с легкой степенью дизартрии было проведено эмпирическое исследование. В него были включены пробы на все компоненты моторной сферы: общая, мимическая, артикуляционная, мелкая ручная моторика.
Результаты исследования продемонстрировали, что у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии нарушены практически все компоненты моторной сферы в той или иной степени. Так, практически не было выявлено детей с высоким уровнем сформированности рассматриваемых компонентов, для детей данной категории типичным является средний или низкий уровень сформированности моторных навыков, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

   

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы исследования моторной сферы детей с дизартрией
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией

Определение «дизартрия» рассматривается как патология произносительной стороны речи, при которой нарушается звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы (ЦНС) при дизартрии в любом случае страдает целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом отклонения касаются формирования высоты, тона, громкости голоса, ритмико-интонационной организации высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в общем неправильно развивается фонетический строй речи.
Эту патологию членораздельной речи соотносят в основном с патологической иннервации мышц периферического ре чевого аппарата, в связи с чем осуществляется нарушения нейромоторной координации мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения ЦНС.
С неврологической точки зрения дифференцируют такие главные клинические формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую.
Бульбарная дизартрия детерминирована поражением периферических двигательных нейронов. Таким образом, для данной формы типично снижение тонуса мышц ре чевого аппарата, обусловленное органическим поражением моторных нейронов в продолговатом отделе мозга. Патологии двигательного осуществления фонологической системы речи, замена ее комплексом звуков, зачастую несоответствующих русской звуковой системе и интегрируемых по принципу их анатомо-физиологической доступности.
Динамика и варианты обусловлены распределением и уровнем пареза мышц периферического речевого аппарата.
Псевдобульбарная дизартрия детерминирована спастическим параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Она выступает один из признаков центрального, т. е. спастического паралича и проявляется выражается в расстройстве речевой моторики. Избирательно страдают произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных), в том числе сложных эмоционально-окрашенных моторных реакций. Голос сиплый, напряженный, быстро истощаемый, не модулирован. Речь в целом смазанная, невнятная. Темп замедлен. Фразы короткие. Просодическая характеристика речи резко обеднена. Речь монотонна, для нее типично отсутствие выразительных интонаций.
Для детской практики наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии. С неврологической точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства. Детская псевдобульбарная форма обычно входит в синдром ДЦП. Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер. Чаще всего встречаются смешанные формы детского псевдобульбарного паралича, при котором наблюдаются симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза. Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей.
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия так же, как и псевдобульбарная, относится к числу наиболее частых, вследствие нарушения функции подкорковых экстрапирамидных ядер и их связей. Экстрапирамидная форма дизартрии связана с поражением подкорковых образований мозга. Гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата грубо искажают речь. Отсутствуют стабильность и однотипность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений. Имеются рассогласования во времени сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе устной речи. Нарушение голосообразования проявляется в трудностях произвольного подключения голоса и быстром его истощении в процессе речи. Нарушается плавность речи и ее интонационно-мелодическая структура.
Существование другой формы дизартрии свидетельствует о наличии поражения мозжечка или его путей, кровоизлияниях в мозжечок или его опухолях. Такая форма дизартрии называется мозжечковая. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движений. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузированная скандированность речи. Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет). Все эти данные определяют мозжечковую дизартрию, как одну из клинических форм дизартрических нарушений.
Анализ других форм дизартрии со специфическими чертами их проявлений, позволяет выделить еще одну дизартрию — корковую. Такой вид дизартри ческого нарушения представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. При нарушении корковых моторных отделов мозга отмечается общая замедленность речи, неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных, громкий голос при разговоре.
Наиболее легкой степенью дизартрии является стертая дизартрия, которая включает в себя нарушения звукопроизношения, голосообразования, просодики и сочетаются с нарушением иннервации речевого, голосового, дыхательного аппаратов. В структуру дефекта при стертой дизартрии входит нарушение произносительной стороны речи (основной дефект), а также нарушения внеречевых процессов (моторики, пространственных представлений и проч.), в качестве вторичного нарушения могут проявиться несформированность фонематической и лексико-грамматической систем.
Современная логопедия разделяет симптомы стертой дизартрии на три группы: общая моторика, мелкая моторика и артикуляционный аппарат.
В первой группе наблюдаются такие симптомы, как повышенная утомляемость, низкая активность и ограничение активных движений. Ребенку сложно стоять на одной ноге, не может выполнить элементарные упражнения на занятиях физкультуры.
Во второй группе появляются сложности в овладении навыками самообслуживания. Ребенок не может рисовать, заниматься ручными подделками. Имеются трудности в распознании пространственного расположения предмета. Дисбаланс мелкой моторики не позволяет ребенку выполнить элементарные упражнения. Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией. Для детей первой группы характерна неточность моторных функций артикуляционного аппарата, т. е. избирательная слабость, паретичность некоторых мышц языка. Ассиметричная иннервация языка проявляется в слабости движений одной половины языка, вследствие чего наблюдается боковое произношение свистящих звуков [с ] и [з ], аффрикативных звуков [ц ], переднеязычных [т ] и [д ], заднеязычных [г], [к], [х] и гласных звуков [э], [и], [ы]. При ассиметричной иннервации передних краев языка наблюдается боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р],[т],[д],[н]. В другом случае может наблюдаться межзубное и боковое произношение этих звуков. Е.Ф. Соботович считает, что причиной этого нарушения являются односторонние парезы подъязычного и лицевого нерва, которые носят стертый невыраженный характер. В большинстве случаев у детей наблюдается соответствующий возрасту уровень развития лексико–грамматического строя речи.
Для детей второй группы характерна вялость артикуляционных движений, нечеткая дикция и смазанная речь. Детям этой группы сложно произносить звуки, для которых необходимо мышечное напряжение (сонорные, аффрикаты, взрывные согласные). Чаще всего ребенок аффрикат заменяет на щелевой звук. Общее речевое развитие детей в основном соответствует возрасту. Также проявляются неврологические симптомы в виде сглаженности носогубной складки, девиации языка, асимметрии движений языка и повышенном тонусе мышц.
Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская, считали что для первой и второй группы детей определяется стертая псевдобульбарная дизартрия. У детей третьей группы наблюдается наличие всех нужных артикуляторных движений губ и языка, но также присутствуют трудности в нахождении позиции губ и языка по инструкции, по подражанию, при выполнении произвольных движений. Дети этой группы заменяют звуки по месту и способу образования, которая носит не постоянный характер. У детей наблюдается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Развитие лексико–грамматического строя колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологические симптомы проявляются в виде повышенных сухожильных рефлексов с одной стороны, и повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Многие авторы считают, что у детей этой группы наблюдается артикуляторная диспраксия. По мнению многих авторов, эта форма нарушения определяется как стертая корковая дизартрия. Четвертую группу составляют дети, у которых наблюдаются выраженная общая моторная недостаточность с различными проявлениями. У детей наблюдается малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограничение объема движений. В других случаях можно наблюдать гиперактивность, беспокойство, огромное количество лишних движений, также это наблюдается в движениях артикуляторных органов. Для детей этой группы характерно нарушение звукопроизношения в виде замене, пропуске или искажении звука. Неврологические симптомы характеризуются органическим поражением центральной нервной системы. Фонематический анализ, фонематическое представление и лексико–грамматический строй речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Эту форму можно определить как стертая смешанная дизартрия.
Р. И. Мартынова установила, что в раннем возрасте дети со стёртой дизартрией отстают от своих сверстников по психофизическим показателям.
Р. И. Мартынова обнаружила, что в физическом статусе этих детей имеется соматическая ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. У детей с дизартрией уже в раннем возрасте может отмечаться рахит, диспластичность в строении скелета, экссудативный диатез, хронический тонзиллит. Дыхание у таких детей короткое, поверхностное, воздушная струя используется неэкономно. В. А. Киселёва отмечает тот факт, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдается не резко выраженная неврологическая симптоматика. Для неё характерны признаки: наличие кифосколиоза, лицевые ассиметрии, ассиметрии глазных щелей, лопаток, наличие невусов, ангиом. По мнению автора, эти неврологические симптомы свидетельствуют о «вовлечении в функциональную дезавтономию каудальных отделов ствола головного мозга». В исследованиях Л. В. Лопатиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Автором было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибриллярное его подёргивание. Это можно заметить, если предложить ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начнёт синеть и отклоняться в сторону. При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, при наличии синкинезий, имеется сглаженность носогубных складок, слабость надувания щёк. Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом голосе с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи, понижении глоточного рефлекса и отклонении языка в сторону. Из-за патологии тройничного нерва у детей можно наблюдать следующие симптомы: движения органов артикуляции приблизительные, имеется сикинезии. Из-за этого дети часто попёрхиваются, имеются трудности в глотании и жевании пищи, в произнесении слов. Л. В. Лопатина обозначила всю неврологическую симптоматику у детей с дизартрией, как «пирамидную недостаточность». По данным Р. И. Мартыновой у 82 % детей со стёртой дизартрией выявлены: 1) повышение сухожильных надкостничных рефлексов (82 % детей); 2) патологические рефлексы Бабинского и Пессепа (74 % детей); 3) рефлексы орального автоматизма (44 % детей); 4) нарушения походки (76 % детей) 5) парезы рук и ног (60 % детей). По данным Л. В. Лопатиной, данные моторные трудности возникают из — за: 1) несовершенства руброспинального уровня регуляции движений (гипотанические расстройства); 2) недостаточности работы талламо-паллидарного уровня (гиподинамические расстройства); 3) недостаточности деятельности пирамидно-стриального уровня (нарушение координации, точности движений); 4) недостаточности деятельности кортикального теменно-премоторного уровня (диспраксия). Следует отметить особенности ВПФ у детей со стёртой дизартрией. Важные данные были получены в исследовании В. А. Киселёвой. Она отмечала, что при обследовании зрительного гнозиса у детей со стёртой дизартрией обнаруживается сужение объёма восприятия. А при обследовании оптико-пространственного гнозиса у детей проявляются изменения стратегии восприятия, а также зеркальность при выполнении проб. Неоднократно в работах Р. И. Мартыновой отмечается, что для детей с дизартрией характерны вегетативные нарушения. Они часто проявляются в виде посинения, потливости, похолодания конечностей. Р. И. Мартынова выявила тот факт, что для большинства детей со стёртой дизартрией характерно снижение работоспособности. Это проявляется в том, что дети с данной речевой патологией в начале занятия являются более активными, внимательными, чем в конце. Автор провела диагностику особенностей восприятия, памяти, мышления по тестам Бинэ и Декедра. На этом обследовании дети давали неточные ответы. Исследователем было обнаружено снижение объёма слухоречевой памяти, замедление мыслительных процессов, недостаточность восприятия предъявляемого объекта. Р. И. Мартынова исследовала у детей со стёртой дизартрией и особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Так, нарушение памяти проявлялось в снижении объёма запоминания речевого материала и быстром его забывании. Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности. Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. Истощаемость этих детей ярко проявляется при любой интеллектуальной нагрузке. Как отмечала Р. И. Мартынова «У детей имеется повышенная раздражительность, настойчивость, негативизм; по малейшему поводу у этих детей возникали вспышки аффекта. Дети били и кусали окружающих, щипали, грубили, лгали». Все вышеперечисленные психологические особенности детей с дизартрией существенно затрудняют процесс их обучения. Следовательно, для коррекции дизартрии необходим комплексный подход с участием врачей, логопедов, психологов и педагогов. Из изложенного материала можно сделать выводы: У детей со стёртой дизартрией имеется органический неврологический фон, но все неврологические симптомы (нарушение функций лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного нервов) выражены в лёгкой форме Проявление неврологической симптоматики оказывает неблагоприятное воздействие на речь и моторную сферу ребёнка. Органическая природа дефекта при стертой дизартрии сказывается на становлении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы.

Теоретические основы исследования моторной сферы детей с дизартрией
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией

Определение «дизартрия» рассматривается как патология произносительной стороны речи, при которой нарушается звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы (ЦНС) при дизартрии в любом случае страдает целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом отклонения касаются формирования высоты, тона, громкости голоса, ритмико-интонационной организации высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в общем неправильно развивается фонетический строй речи.
Эту патологию членораздельной речи соотносят в основном с патологической иннервации мышц периферического ре чевого аппарата, в связи с чем осуществляется нарушения нейромоторной координации мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения ЦНС.
С неврологической точки зрения дифференцируют такие главные клинические формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую.
Бульбарная дизартрия детерминирована поражением периферических двигательных нейронов. Таким образом, для данной формы типично снижение тонуса мышц ре чевого аппарата, обусловленное органическим поражением моторных нейронов в продолговатом отделе мозга. Патологии двигательного осуществления фонологической системы речи, замена ее комплексом звуков, зачастую несоответствующих русской звуковой системе и интегрируемых по принципу их анатомо-физиологической доступности.
Динамика и варианты обусловлены распределением и уровнем пареза мышц периферического речевого аппарата.
Псевдобульбарная дизартрия детерминирована спастическим параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Она выступает один из признаков центрального, т. е. спастического паралича и проявляется выражается в расстройстве речевой моторики. Избирательно страдают произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных), в том числе сложных эмоционально-окрашенных моторных реакций. Голос сиплый, напряженный, быстро истощаемый, не модулирован. Речь в целом смазанная, невнятная. Темп замедлен. Фразы короткие. Просодическая характеристика речи резко обеднена. Речь монотонна, для нее типично отсутствие выразительных интонаций.
Для детской практики наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии. С неврологической точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства. Детская псевдобульбарная форма обычно входит в синдром ДЦП. Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер. Чаще всего встречаются смешанные формы детского псевдобульбарного паралича, при котором наблюдаются симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза. Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей.
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия так же, как и псевдобульбарная, относится к числу наиболее частых, вследствие нарушения функции подкорковых экстрапирамидных ядер и их связей. Экстрапирамидная форма дизартрии связана с поражением подкорковых образований мозга. Гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата грубо искажают речь. Отсутствуют стабильность и однотипность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений. Имеются рассогласования во времени сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе устной речи. Нарушение голосообразования проявляется в трудностях произвольного подключения голоса и быстром его истощении в процессе речи. Нарушается плавность речи и ее интонационно-мелодическая структура.
Существование другой формы дизартрии свидетельствует о наличии поражения мозжечка или его путей, кровоизлияниях в мозжечок или его опухолях. Такая форма дизартрии называется мозжечковая. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движений. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузированная скандированность речи. Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет). Все эти данные определяют мозжечковую дизартрию, как одну из клинических форм дизартрических нарушений.
Анализ других форм дизартрии со специфическими чертами их проявлений, позволяет выделить еще одну дизартрию — корковую. Такой вид дизартри ческого нарушения представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. При нарушении корковых моторных отделов мозга отмечается общая замедленность речи, неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных, громкий голос при разговоре.
Наиболее легкой степенью дизартрии является стертая дизартрия, которая включает в себя нарушения звукопроизношения, голосообразования, просодики и сочетаются с нарушением иннервации речевого, голосового, дыхательного аппаратов. В структуру дефекта при стертой дизартрии входит нарушение произносительной стороны речи (основной дефект), а также нарушения внеречевых процессов (моторики, пространственных представлений и проч.), в качестве вторичного нарушения могут проявиться несформированность фонематической и лексико-грамматической систем.
Современная логопедия разделяет симптомы стертой дизартрии на три группы: общая моторика, мелкая моторика и артикуляционный аппарат.
В первой группе наблюдаются такие симптомы, как повышенная утомляемость, низкая активность и ограничение активных движений. Ребенку сложно стоять на одной ноге, не может выполнить элементарные упражнения на занятиях физкультуры.
Во второй группе появляются сложности в овладении навыками самообслуживания. Ребенок не может рисовать, заниматься ручными подделками. Имеются трудности в распознании пространственного расположения предмета. Дисбаланс мелкой моторики не позволяет ребенку выполнить элементарные упражнения. Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией. Для детей первой группы характерна неточность моторных функций артикуляционного аппарата, т. е. избирательная слабость, паретичность некоторых мышц языка. Ассиметричная иннервация языка проявляется в слабости движений одной половины языка, вследствие чего наблюдается боковое произношение свистящих звуков [с ] и [з ], аффрикативных звуков [ц ], переднеязычных [т ] и [д ], заднеязычных [г], [к], [х] и гласных звуков [э], [и], [ы]. При ассиметричной иннервации передних краев языка наблюдается боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р],[т],[д],[н]. В другом случае может наблюдаться межзубное и боковое произношение этих звуков. Е.Ф. Соботович считает, что причиной этого нарушения являются односторонние парезы подъязычного и лицевого нерва, которые носят стертый невыраженный характер. В большинстве случаев у детей наблюдается соответствующий возрасту уровень развития лексико–грамматического строя речи.
Для детей второй группы характерна вялость артикуляционных движений, нечеткая дикция и смазанная речь. Детям этой группы сложно произносить звуки, для которых необходимо мышечное напряжение (сонорные, аффрикаты, взрывные согласные). Чаще всего ребенок аффрикат заменяет на щелевой звук. Общее речевое развитие детей в основном соответствует возрасту. Также проявляются неврологические симптомы в виде сглаженности носогубной складки, девиации языка, асимметрии движений языка и повышенном тонусе мышц.
Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская, считали что для первой и второй группы детей определяется стертая псевдобульбарная дизартрия. У детей третьей группы наблюдается наличие всех нужных артикуляторных движений губ и языка, но также присутствуют трудности в нахождении позиции губ и языка по инструкции, по подражанию, при выполнении произвольных движений. Дети этой группы заменяют звуки по месту и способу образования, которая носит не постоянный характер. У детей наблюдается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Развитие лексико–грамматического строя колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологические симптомы проявляются в виде повышенных сухожильных рефлексов с одной стороны, и повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Многие авторы считают, что у детей этой группы наблюдается артикуляторная диспраксия. По мнению многих авторов, эта форма нарушения определяется как стертая корковая дизартрия. Четвертую группу составляют дети, у которых наблюдаются выраженная общая моторная недостаточность с различными проявлениями. У детей наблюдается малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограничение объема движений. В других случаях можно наблюдать гиперактивность, беспокойство, огромное количество лишних движений, также это наблюдается в движениях артикуляторных органов. Для детей этой группы характерно нарушение звукопроизношения в виде замене, пропуске или искажении звука. Неврологические симптомы характеризуются органическим поражением центральной нервной системы. Фонематический анализ, фонематическое представление и лексико–грамматический строй речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Эту форму можно определить как стертая смешанная дизартрия.
Р. И. Мартынова установила, что в раннем возрасте дети со стёртой дизартрией отстают от своих сверстников по психофизическим показателям.
Р. И. Мартынова обнаружила, что в физическом статусе этих детей имеется соматическая ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. У детей с дизартрией уже в раннем возрасте может отмечаться рахит, диспластичность в строении скелета, экссудативный диатез, хронический тонзиллит. Дыхание у таких детей короткое, поверхностное, воздушная струя используется неэкономно. В. А. Киселёва отмечает тот факт, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдается не резко выраженная неврологическая симптоматика. Для неё характерны признаки: наличие кифосколиоза, лицевые ассиметрии, ассиметрии глазных щелей, лопаток, наличие невусов, ангиом. По мнению автора, эти неврологические симптомы свидетельствуют о «вовлечении в функциональную дезавтономию каудальных отделов ствола головного мозга». В исследованиях Л. В. Лопатиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Автором было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибриллярное его подёргивание. Это можно заметить, если предложить ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начнёт синеть и отклоняться в сторону. При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, при наличии синкинезий, имеется сглаженность носогубных складок, слабость надувания щёк. Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом голосе с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи, понижении глоточного рефлекса и отклонении языка в сторону. Из-за патологии тройничного нерва у детей можно наблюдать следующие симптомы: движения органов артикуляции приблизительные, имеется сикинезии. Из-за этого дети часто попёрхиваются, имеются трудности в глотании и жевании пищи, в произнесении слов. Л. В. Лопатина обозначила всю неврологическую симптоматику у детей с дизартрией, как «пирамидную недостаточность». По данным Р. И. Мартыновой у 82 % детей со стёртой дизартрией выявлены: 1) повышение сухожильных надкостничных рефлексов (82 % детей); 2) патологические рефлексы Бабинского и Пессепа (74 % детей); 3) рефлексы орального автоматизма (44 % детей); 4) нарушения походки (76 % детей) 5) парезы рук и ног (60 % детей). По данным Л. В. Лопатиной, данные моторные трудности возникают из — за: 1) несовершенства руброспинального уровня регуляции движений (гипотанические расстройства); 2) недостаточности работы талламо-паллидарного уровня (гиподинамические расстройства); 3) недостаточности деятельности пирамидно-стриального уровня (нарушение координации, точности движений); 4) недостаточности деятельности кортикального теменно-премоторного уровня (диспраксия). Следует отметить особенности ВПФ у детей со стёртой дизартрией. Важные данные были получены в исследовании В. А. Киселёвой. Она отмечала, что при обследовании зрительного гнозиса у детей со стёртой дизартрией обнаруживается сужение объёма восприятия. А при обследовании оптико-пространственного гнозиса у детей проявляются изменения стратегии восприятия, а также зеркальность при выполнении проб. Неоднократно в работах Р. И. Мартыновой отмечается, что для детей с дизартрией характерны вегетативные нарушения. Они часто проявляются в виде посинения, потливости, похолодания конечностей. Р. И. Мартынова выявила тот факт, что для большинства детей со стёртой дизартрией характерно снижение работоспособности. Это проявляется в том, что дети с данной речевой патологией в начале занятия являются более активными, внимательными, чем в конце. Автор провела диагностику особенностей восприятия, памяти, мышления по тестам Бинэ и Декедра. На этом обследовании дети давали неточные ответы. Исследователем было обнаружено снижение объёма слухоречевой памяти, замедление мыслительных процессов, недостаточность восприятия предъявляемого объекта. Р. И. Мартынова исследовала у детей со стёртой дизартрией и особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Так, нарушение памяти проявлялось в снижении объёма запоминания речевого материала и быстром его забывании. Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности. Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. Истощаемость этих детей ярко проявляется при любой интеллектуальной нагрузке. Как отмечала Р. И. Мартынова «У детей имеется повышенная раздражительность, настойчивость, негативизм; по малейшему поводу у этих детей возникали вспышки аффекта. Дети били и кусали окружающих, щипали, грубили, лгали». Все вышеперечисленные психологические особенности детей с дизартрией существенно затрудняют процесс их обучения. Следовательно, для коррекции дизартрии необходим комплексный подход с участием врачей, логопедов, психологов и педагогов. Из изложенного материала можно сделать выводы: У детей со стёртой дизартрией имеется органический неврологический фон, но все неврологические симптомы (нарушение функций лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного нервов) выражены в лёгкой форме Проявление неврологической симптоматики оказывает неблагоприятное воздействие на речь и моторную сферу ребёнка. Органическая природа дефекта при стертой дизартрии сказывается на становлении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы