Курсовая с практикой на тему Особенности мотивации юношей и девушек
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы исследования мотивации в трудах отечественных и зарубежных ученых 5
Понятие и сущность мотивационной сферы 5
Психологические особенности мотивации у юношей и девушек 8
Эмпирическое исследование особенностей мотивации у юношей и девушек 17
Методы и организация диагностического исследования 17
Анализ результатов исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Актуальность. Перед высшим образованием настоящее возникают все новые задачи, связанные с новыми условиями социализации, в том числе воспитания компетентной личности специалиста, с развитием таких ее качеств, как высокий профессионализм, активность, инициативность, мобильность, чувство ответственности, умение работать быстро ориентироваться в ситуации, принимать самостоятельные решения, уважать труд, формировать потребность в постоянном обновлении знаний и самосовершенствовании, развивать культуру межличностного общения и тому подобное. Очевидно, что важную роль в формировании такой личности играет положительная мотивация студентов к обучению.
Проблемы формирования положительной учебной мотивации изучали и исследовали многие педагоги и психологи. Для определения эффективности процесса формирования положительной учебной мотивации студентов важны труды Ю. Бабанского, В. Богословского, Л. Василенко, А. Виноградовой, М. Алексеевой, В. Галузяка, В. Давыдова, Д. Эльконина, М. Заброцкого, Е. Ильина, С. Максименко, А. Марковой, Т. иметься, М. Мильмана, В. Оконя, А. Орлова, О. Савонько, М. Савчина, М. Сметанский, А. Степанова, С. Хизроевои, В. Шахова, С. Рубинштейна и других. Вопрос мотивации деятельности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении при применении различных учебных задач исследуют В. Белоус, Л. Горюнова, С. Занюк, В. Казаков, А. Коваленко, Л. Орбан-Лембрик, А. Цимбалюк и С. Цимбалюк, Е. Лоскутов и др. [1, 2; 3, 8; 9].
В современной психологической литературе мотивация рассматривается как сложное структурное образование, разнообразное и динамичное по содержанию. Это означает, что следует иметь в виду полимотивованость обучения, то есть наличие мотивов (ведущих и второстепенных), изменения их в соотношении, степени важности, возникновения новых побуждений и тому подобное [4]. Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Особенности мотивации юношей и девушек».
Цель работы — исследовании психологических особенностей мотивации у студентов с учетом поло-ролевых отличий.
Объект исследования: мотивационная сфера личности студентов.
Предмет исследования: особенности мотивации у юношей и девушек.
Гипотеза-уровень мотивации отличается у студентов в зависимости от поло-ролевых особенностей.
Для достижения указанной цели исследования определены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия мотивация и ее виды.
Изучить особенности учебной мотивации и мотивации достижения у студентов.
Определить поло-ролевые особенности учебной мотивации и мотивации достижения студентов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие студенты учреждения высшего образования г. Рязань, РГУ имени С. А. Есенина в возрасте от 17 до 20 лет, перового и третьего курсов (53 человека, 24 юноши и 29 девушек.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, списка литературы (36 позиций). Общий объем курсовой работы — 30 страниц.
Заключение:
Респонденты выбирали только пять из шестнадцати мотивов, которые они считают приоритетными для себя. Так, определялись ведущие учебные мотивы, непосредственно по мнению самих студентов. Всего за выборкой выделились такие пять мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, получить глубокие и прочные знания, постоянно получать стипендию. У исследуемых обнаружен средний уровень мотивации достижения к успеху и высокий уровень мотивации избегания неудач. По всей выборке уровень мотивации к избеганию неудач имеет высокие показатели, что является проблемным аспектом в любой деятельности.
Изучив поло-ролевые особенности учебной мотивации студентов, отметим, что юношей больше побуждает к обучению цель стать высококвалифицированным специалистом и избежать осуждения и наказания за плохое обучение юношей. Девушки больше внимания уделяют одобрению родителей и окружающих. Имеются также схожие и отличительные мотивы. Парней и девушек прежде всего побуждает к обучению цель стать высококвалифицированным специалистом, получение диплома, обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности и приобретения знаний. Девушки также выбирают такой мотив, как получение интеллектуального удовлетворения, а ребята — постоянно получать стипендию. Девушки более мотивированы на успех, чем юноши.
Для повышения уровня учебной мотивации студентов необходимо привлекать их к участию в социально-психологических тренингах по формированию мотивации к учебной деятельности. Целью такого привлечения является формирование у студентов различных видов мотивов (познавательных, саморазвития, достижения) и добиваться успеха.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
1.1. Понятие и сущность мотивационной сферы
Рассматривая проблему мотивации вообще и мотивацию учебной деятельности в частности, мы выяснили, что в науке отсутствует единый взгляд на проблему мотивации.
По данным Е. П. Ильина, мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Мотив — это также причина, что является основой для избрания определенных действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, которые активизируют субъекта [17].
Термин «мотивация» является более широким понятием, чем «мотив». В современной психологии слово «мотивация» используется как следующее:
1) определение системы факторов, детерминирующих поведение (в частности: цель, потребности, мотивы, намерения, стремления и др.)
2) характеристику процесса, стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [16].
В научной литературе, по данным авторов, мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, направленность и активность этого поведения [4, 12].
По данным Божович Л. И. мотив (в отличие от мотивации) — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий [4].
Вилюнас В. К. рассматривает понятие «мотивация» в соответствии с методикой бритвы Оккама. По данным бритва Оккама (принцип простоты, принцип бережливости) — принцип логики, по которым нецелесообразно делать больше предположений, чем минимально нужно [6].
В науке методику бритвы Оккама применяют следующим образом: если определенное явление можно объяснить двумя способами (например, первый — при посредничестве сроков А, В и С, а второй — при посредничестве А, В, С и D), одинаково результативны, то срок D является лишним, следовательно, правильным является первый способ (при применении которого неуместно привлекать лишний срок). Итак, воспользовавшись принципом простоты и бережливости, мы определили мотивацию как заинтересованность или ее отсутствие к предложенному виду деятельности. При наличии интереса мотивация является положительной, при его отсутствии – отрицательной [19].
Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Осознанным мотивам принадлежит ведущая роль в формировании направленности личности. Соответственно, мотивация также может быть сознательной и бессознательной [17].
Иногда достаточно сложно определить потребности и выяснить побудительные мотивы. На просьбу объяснить свое поведение некоторые люди часто испытывают серьезные трудности. Особенно сложным является задача оправдать свои плохие поступки. Остроумным способом скрыть истинные мотивы своего поведения является отказ, или фраза «бес попутал». В то же время предполагается, что сам по себе человек совершенно не способен осознанно и преднамеренно совершить что-то плохое. Многие психологи соглашаются с этим, отмечая, что человеком в таких случаях руководит ее бессознательное [8].