Курсовая с практикой на тему Особенности мотивации студентов разных форм обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения учебной мотивации студентов разных форм обучения 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности 6
1.2. Психологические особенности студенческого возраста 11
1.3. Особенности мотивации к учебно-познавательной деятельности студентов 16
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов разных форм обучения 25
2.1. Организация и методы исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов разных форм обучения 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов разных форм обучения 30
2.3. Рекомендации педагогам по повышению уровня мотивации учебной деятельности у студентов разных форм обучения 38
Выводы по II главе 43
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 45
Приложения 50
Введение:
Актуальность темы исследования. Современная система высшего образования развивается и функционирует в новых политических и социально-экономических условиях, которые определяют не только пути и направления ее развития, но и непосредственно связанные с этим проблемы. Совершенствование подготовки студентов разных форм обучения обусловлено многими факторами, среди которых важным является мотивация их учебной деятельности. С учетом этого, одной из актуальных проблем современного высшего образования является построение такого учебно-воспитательного процесса, который сможет служить основой для формирования и развития мотивационной сферы студентов разных форм обучения. Мотивация важна для каждого человека в течение всей его жизни, а тем более она важна для студентов разных форм обучения во время получения знаний, формирования навыков для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Проблема мотивации учебной деятельности личности, в частности, студентов разных форм обучения, является базовой проблемой высшего профессионального образования. Такой ее статус объясняется тем, что основной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и учебной, является ее мотивация. Социальный заказ общества требует от высших учебных заведений повышения качества обучения и образования, развития и формирования конкурентоспособного выпускника, мотивированного на непрерывное образование и самообразование. В то же время управление мотивацией обучения позволяет управлять и учебным процессом, что немаловажно для достижения успешных результатов в профессиональной подготовке студентов разных форм обучения.
Цель исследования – выявить особенности мотивации учебной деятельности студентов разных форм обучения.
Объект исследования ‒ мотивация учебной деятельности у студентов.
Предмет исследования ‒ особенности мотивации учебной деятельности студентов разных форм обучения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что мотивация учебной деятельности студентов разных форм обучения имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности.
2. Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста.
3. Описать особенности мотивации к учебно-познавательной деятельности студентов.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов разных форм обучения.
5. Разработать рекомендации педагогам по повышению уровня мотивации учебной деятельности у студентов разных форм обучения.
Методы исследования: 1) теоретические: изучение и анализ научной литературы, документов; моделирование, анализ экспериментального материала, обобщение; 2) эмпирические: тестирование.
Методики исследования: 1) методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина); 2) методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
База исследования:
1) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербург;
2) Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Барнаульский государственный педагогический колледж» г. Барнаул.
Выборка исследования: 50 студентов разных форм обучения: группа 1: 25 студентов очной формы обучения; группа 2: 25 студентов заочной формы обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал и результаты исследования могут быть использованы для дальнейших разработок данного вопроса; в также в разработанных рекомендациях педагогам по повышению уровня мотивации у студентов разных форм обучения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения и списка использованных литературы и источников.
Заключение:
В следствии решения данных задач данного исследования мы пришли к выводам, что мотивация профессионального роста студентов ‒ совокупность их устойчивых мотивов и побуждений.
Учебная деятельность студентов обусловлена, в первую очередь, внутренними мотивами, направляющими познавательную потребность индивида непосредственно на предмет деятельности, и внешними мотивами, побуждающими к самоутверждению.
Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что: самые значимые мотивы для студентов очной формы обучения следующие: успешное продолжение обучения на следующих курсах; обеспечение успешности своей профессиональной деятельности в будущем; получение диплома; быть на с сокурсниками; получение интеллектуального удовлетворения; избегание осуждения и наказания за неудачи в учебной деятельности.
Самые значимые заочной формы обучения ‒ это: достижение уровня высококвалифицированного специалиста в будущей профессиональной деятельности; получение диплома; успешное обучение, успешная сдача экзаменов; приобретение глубоких и прочных знаний; обеспечение успешности своей профессиональной деятельности в будущем; получение одобрения от родителей и других значимых окружающих.
Приоритетным для студентов очной и заочной форм обучения является получение знаний, на втором месте стоит овладение профессией, на третьем – получение диплома. Однако у студентов очной формы обучения отмечается более высокий уровень мотивации, по сравнению со студентами заочной формы обучения, о чем свидетельствует более высокий балл по всем шкалам.
Фрагмент текста работы:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности
На продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности оказывает влияние мотивация, т.к. мотив – источник деятельности. Мотивация – обширное понятие, имеющее различные определения. Под мотивацией понимается внутренняя психологическая характеристика личности, которая проявляется в отношении человека к разным видам деятельности. Деятельность без мотивации не осуществляется [2].
Единого мнения ученых о мотивации нет. Некоторые их них (М. Алексеева, Б. Баев, Г. Костюк и другие), под понятием «мотивация» понимается система мотивов, значимых для человека. Другие ученые (С. Анисимов, А. Асмолов, А. Леонтьев, Д. Узнадзе и др.) считают, что структура мотивации представлена системой побуждений, интересов, смыслов, идеалов, установок, убеждений и пр.
Также, согласно утверждению П.А. Майер, мотивация является ситуативными факторами, являющимися довольно динамичными и изменчивыми. Целенаправленность действий, организованность и устойчивость деятельности по достижению поставленной цели обеспечивается мотивацией [21].
Бесспорно, каждый человек нуждается в содержательной, полезной, интересной работе, приличных условиях, также он хочет достичь перспективного роста, самоутвердиться, чувствовать самоуважение.
В таблице 1 приведены определения понятия мотивация.