Курсовая с практикой на тему Особенности мотивации поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития в подростковом возрасте 5
1.2. Основные подходы к пониманию мотивации в психологии 9
1.3 Представления ученых о развитии мотивации в подростковом возрасте 17
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1 Особенности развития учебной мотивации в подростковом возрасте 24
2.2 Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации в подростковом возрасте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Подростковый возраст на протяжении всей истории психологии и педагогики представляет собой предмет интереса педагогов и психологов. Это обусловлено высокой значимостью тех процессов, которые происходят в становлении и развитии личности на данном этапе, а также чрезвычайной интенсивностью происходящего. В этот период происходит становление взрослости ребенка, его нравственных и ценностных ориентиров. Он определяет для себя желаемое место в социуме и сравнивает его с актуальным положением. Кроме того, начинаются активные процессы самоопределения, причем это касается как личностных аспектов (с кем дружить, как себя вести и др.), так и выбора будущей профессии, например.
В этом возрасте по-прежнему большое значение имеет учебная деятельность, особенно в контексте протекающего самоопределения. Учебная деятельность обретает значение инструмента для получения доступа к необходимому профессиональному образованию. В связи с этим возникает необходимость мотивации ребенка к обучению, однако, именно в этом возрасте, в связи с большой заинтересованностью в общении часто снижается интерес к учебе. Кроме того, например, важную роль играет мотивация достижения успеха или избегания неудачи в этом возрасте. Преобладающий тип мотивации определяет уровень активности подростка в достижении собственной цели, упорство, количество предпринимаемых действия и др.
В связи с вышеперечисленными фактами возникает необходимость тщательного изучения структуры, механизмов формирования и функционирования мотивационной сферы подростков. Это необходимо для выбора адекватных методов воздействия на подростка, например, часто выбирают мотивирование подростка через его референтную группу и др. Неправильные стратегии мотивирования подростков приводят к тому, что он может продемонстрировать протестные реакции, нежелание выполнять ту деятельность, к которой его мотивируют, упорство в своей позиции и т.д.
Таким образом, изучение мотивационной сферы подростков является актуальным и значимым направлением психологических исследований.
Цель исследования: проанализировать особенности мотивационной сферы подростков.
Объект исследования: мотивация подростков.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития в подростковом возрасте;
2. Изучить научные представления о мотивации в психологии;
3. Исследовать представления ученых о развитии мотивационной сферы в подростковом возрасте;
4. Провести экспериментальное исследование специфики учебной мотивации в подростковом возрасте, проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Выборку исследования составили 20 подростков в возрасте 14-15 лет.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый период представляет собой важный этап для формирования мотивационной структуры личности подростка. В этом возрасте происходит преобразование значимости разных форм деятельности, выполняемых подростком: например, учебная деятельность по-прежнему занимает большое количество времени подростка, однако значение ее значительно снижается по сравнению с коммуникативной деятельностью (общением со сверстниками и взрослыми). В связи с этим возникает необходимость исследования и влияния на мотивационные процессы в подростковом возрасте для повышения эффективности учебной деятельности.
Нами было проведено экспериментальное исследование специфики учебной мотивации у младших подростков. Полученные данные продемонстрировали, что в подростковом возрасте внешние мотивы доминируют над внутренними, а также, что мотивация учебной деятельности в более значительной мере обладает ориентацией на отметку, чем на формирование новых знаний.
Полученные результаты могут стать основанием для формирования психолого-педагогических рекомендаций, содействующих формированию и развитию положительной мотивации учения младших подростков.
Таким образом, мотивация в подростковом возрасте играет большое значение в формировании личности, самоопределении и подготовке к дальнейшему профессиональному обучению. Также следует помнить о том, что в данном возрасте достаточно просто развиваются девиантные тенденции в поведении, что также связано с недостаточным развитием мотивации и должно учитываться в работе с подростками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития в подростковом возрасте
В отечественной психологии основы для понимания тенденций формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман и др.
С точки зрения И.С. Кона, психологическая периодизация индивидуального развития должна основываться на тех общественных и нормативно-ценностных параметрах, которыми необходимо овладеть индивиду, достигшему определенного возрастного этапа, чтобы своевременно и продуктивно перейти к следующему этапу и возрастной категории. И.С. Кон определил подростковый возраст как 13–16 лет для мальчиков и 12–15 лет для девочек [6].
А. В. Петровский указывал, что границами подросткового возраста следует считать период времени между 11–12 и 14–15 годами. При этом А. В. Петровский концентрировал внимание не на специфике физического и полового созревания, а, первую очередь, на трансформации ведущих форм деятельности, социальном статусе и уровне социализации личности в целом.
С точки зрения представления о возрастной периодизации возрастного Э. Эриксона, пятая возрастная стадия по временным рамкам (11–20 лет) соответствует подростковому возрасту. На данном этапе у подростка формируется чувство идентичности, т. е. он ориентирован на интеграцию всего, что он знает о себе самом как сыне (дочери), школьнике, друге и т. д. Кроме того, всю эту информацию подростку необходимо осознать, соотнести с прошлым и спроецировать на будущее [8].
Согласно представлениями специалистов ВОЗ подростковый возраст представляет собой этап роста и развития субъекта, который начинается за периодом детства продолжается до наступления зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет.
Пубертатный период, или этап созревания, представляет собой этап, в течение которого индивид достигает половозрелости, иными словами, этап, на протяжении которого формируются первичные и вторичные половые признаки.
Физическая пубертатность формируется у мальчиков примерно между 14-16 годами, у девочек -между 13 и 15. А психическая пубертатность возникает раньше –примерно в 11-12 лет. Однако данные возрастные рамки весьма условны. Начало подросткового периода характеризуется кризисом, который обусловлен как физиологическими трансформациями в организме подростка, так и психосоциальными. Это детерминирует сложность протекания данного периода и для самого подростка, и для окружающих его взрослых [11].
Кризис подросткового возраста относится к числу наиболее значимых и трудных критических этапов формирования личности. Самым распространенным выступает традиционная концепция, в рамках которой в кризисе подросткового возраста дифференцируется три стадии:
1) негативная, или предкритическая, внутри которой осуществляется разрушение существовавших привычек, шаблонов, деструкция стереотипов, развившихся на более ранних этапах конструктов;
2)кульминационная точку кризиса;
3)посткритическая фазу, т. е. этап развития новых структур, формирования новых взаимодействий и т. п.