Курсовая с практикой на тему Особенности мотивации поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие мотивация поведения. Особенности мотивации поведения 6
1.2. Подростковый возраст и его особенности 15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 20
2. 1. Методы психолого-педагогической ди агностики мотивации поведения в подростковом возрасте 20
2. 2. Анализ результатов исследования мотивации поведения подростков 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….30
Введение:
Актуальность исследования. Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения, и процесс её теоретического осмысления далек от завершения. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения. Как отмечал Х. Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации».
Российский психолог В. Вилюнас определил мотивацию как «совокупность психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности».
В житейском понимании мотивация – это то, что объясняет, почему индивид предпочитает совершать одно, а не другое. Одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие, является мотивация достижения.
Под мотивацией достижения успеха мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение какой-либо деятельности, проявляемую в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в той области, которую он считает значимой. В качестве деятельности достижения может восприниматься интеллектуальная, трудовая, спортивная деятельность, а также деятельность, направленная на приобретение каких-либо социальных умений или помощь другим.
Проблема мотивационной сферы подростков в обществе весьма актуальна: от нового поколения зависит будущее нашей страны. Демократическое экономически эффективное общество нельзя построить без заинтересованности, участия молодежи. Изучение мотивации подростков позволяет оценить степень включенности в общественные отношения, определить ее потенциал. Особенно эта тема актуальна сейчас, когда наряду с экономическим кризисом идет и кризис ценностей личности.
Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Моральная основа, пишет Богданова О.С., это «стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой деятельности. Проявление в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию — без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться».
Объект исследования — мотивация поведения подростков.
Предмет исследования — особенности мотивации поведения подростков.
Цель исследования — выявление особенностей мотивации поведения подростков
Гипотезы исследования: так как мотивация поведения является сложным феноменом, подверженным влиянию множества факторов, скорректировать поведение подростков можно, если выявить особенности мотивации их поведения и факторы, благоприятно действующие на мотивацию noведения, в достижении успеха и обеспечить реализацию закономерностей развития положительной мотивации поведения
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме мотивации поведения подростков;
2) изучить особенности развития мотивации поведения подростков;
3) провести экспериментальное исследование;
4) проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: — теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; — эмпирические: наблюдение, тестирование.
Теоретико-методологическую основу с оставляют научные труды психологов и педагогов: А.А. Вербицкого, В.К. Вилюнас, А.И. Гебос, О.С. Гребенюк, Е.П. Ильина, Т.И.Ильиной, А.Н. Леонтьева, Т.И. Лях, А.К. Марковой, Е.Ю. Патяевой, А.А. Реан, П. М.Якобсон, В.А. Якунина и других.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы, содержащего 23 источников на русском языке
Заключение:
Психологи различают уровни активности человека в поведении и деятельности. Они изучают и систематизируют структуру сферы личных потребностей, выделяя так называемый «треугольник потребностей» А. Маслоу, который, с одной стороны, подчеркивает социальную взаимозависимость человека, а с другой стороны. получить, его познавательный характер, который связан с дилетантством. Мы также подчеркнули, что одним из первых исследований личной мотивации была работа Х. Мюррея, выделившая четыре основные потребности: достижение, превосходство, независимость, принадлежность.
При изучении психолого-педагогической литературы мотивация изучается как сложная система, включающая определенные иерархические структуры. При этом под структурой понимается относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостность объекта, как инвариантность системы (В. Г. Асеев).
Мотивационные особенности как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности) через анализ произведений А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, Б. Додонов, Ч.-Аткинсон и другие.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что мотивация является одним из важнейших вопросов отечественной и зарубежной психологии, определяющим многообразие подходов к пониманию сущности, сущности, структуры, а также методов ее изучения. Следует отметить, что основным методологическим принципом (И. А. Зимняя), определяющим изучение области мотивации в отечественной психологии, является положение о единстве динамического и семантико-смыслового аспектов мотивации.
Приведенные выше положения позволяют определить мотивацию как сложную многоуровневую систему разнородных стимулов, включающую потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки и т. д., а также различные мотивы деятельности и поведения человека.
Таким образом, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность разнородных психологических факторов, определяющих поведение и деятельность человека.
В настоящее время в отечественной психологии исследования мотивации достижений завоевывают прочные позиции и привлекают все большее число ученых; идет процесс сбора экспериментальных материалов, а также осмысления и критического анализа опыта зарубежных коллег.
В результате проведенного экспериментального исследования мотивации поведения подростков выяснилось, что у большинства испытуемых преобладает мотивация достижения успеха, они стремятся к успеху и, как правило, стремятся к успеху. А мотивация принадлежности заключается в том, что именно в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение.
Подростковый возраст – это период ищущего сознания, жадности к знаниям, энтузиазма, инициативы, стремления к подвигам, опасности, риска. Значительное развитие в подростковом возрасте достигают качествами воли — настойчивостью, настойчивостью в достижении цели, умением преодолевать препятствия и трудности на пути.
В заключении можно сказать, что подростковый возраст трудный период психического созревания и полового взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости.
Таким образом, особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными условиями и, прежде всего, изменением положения ребенка в обществе, изменением его положения при субъективном вступлении подростка в новые отношения со взрослым миром. . , с миром их ценностей, формирующим новое содержание его сознания, образует такое психологическое новообразование этого века, как самопознание. В подростковом возрасте формируются разные образы «Я», которые изначально изменчивы, подвержены внешним воздействиям.
В конце периода они объединяются в единое целое, образуя на границе начальной юности «Я-концепцию», которую можно считать новым центральным образованием всего периода. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В общении с друзьями подростки активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии самооценки и др. У подростков обычно неустойчивая самооценка.
Личностная нестабильность подростков оценивается по действительным проявлениям в них совершенно иных качеств, часто, наоборот, по несовместимости их характера и мечтаний. Развитие личностного мышления, новый уровень мышления и формирование типов характера определяют новый этап в развитии мотивации. Подростковый возраст связан с интенсивным развитием всей структуры личности, в том числе сферы мотивации и потребностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
1.2 Понятие мотивация поведения. Особенности мотивации поведения
Мотив — любой, как правило, гипотетический, внутренний источник поведения человека, определяющий его активность, целеустремленность и устойчивость (иногда понятие «мотивы социального поведения» заменяется понятием «общественные потребности».) .
Мы рассмотрим те основные мотивы, которые считаются наиболее значимыми и сильно влияющими на поведение человека, и которые наиболее глубоко изучены учеными.
Термины, называющие мотивы социального поведения:
1. Мотив достижения успеха — Мотив избегания неудачи
2. Мотив аффилиации (установление близких отношений с людьми) — Мотив «страх быть отвергнутым»
3. Мотив привязанности
4. Силовой мотив
5. Мотивы беспомощности
6. Мотивы просоциального поведения (направленные на помощь людям) — Мотивы асоциального поведения (преследующие цель причинения вреда).
Специальные понятия: Потребности — это общее состояние потребностей человека как социального существа в тех же социальных (социальных) условиях, которые позволяют ему стать личностью, оставаться и развиваться как личность.
Стимул — любой внутренний или внешний фактор, влияющий на активность поведения, направленного на достижение цели Ценность цели — личная значимость цели для человека Субъективная вероятность достижения цели — самооценка индивида. от возможности добиться успеха.
Это понятие в этом смысле отражает многоуровневую и системную подчиненность мотивов и побуждений человека, при которой одни мотивы и побуждения человека являются более важными и оказывают большее влияние на поведение человека, другие находятся на более низких позициях по значимости и все взаимодействуют друг с другом. другой. . другой в той или иной мере. В иерархии нет стабильного порядка. Важность побуждений и побуждений может меняться с течением времени под влиянием различных факторов. Его можно определить, например:
а) По силе того или иного раздражителя в определенный момент.
б) Вероятность субъективной оценки удовлетворения потребности.
в) важность цели, которая может удовлетворить конкретную потребность.
г) оценка способностей человека.
e) Оцените усилия человека и время, которое ему или ей нужно.
Мотивация – это система различных внутренних и внешних по отношению к человеку факторов, которые, наряду с мотивацией, влияют на поведение. Совокупность потребностей, мотивов и стимулов, действующих одновременно в данный момент и ситуацию, а также субъективных ценностей и вероятности достижения цели. .
Положительная мотивация социального поведения представляет собой совокупность побуждений и факторов, побуждающих человека делать что-то полезное для себя и других. К таким мотивам относятся побуждения к просоциальному поведению (альтруизм, эмпатия, помощь), стремление к успеху, построение хороших отношений с окружающими людьми.
Отрицательная мотивация социального поведения – это мотивация, которая, в свою очередь, имеет негативные последствия как для личности, так и для других людей. К таким мотивам относятся, например, гнев, избегание неудачи и страх быть отвергнутым.
Нейтральная (или антисоциальная) мотивация социального поведения – это мотивация, порождающая поведение, которое не приносит пользы или вреда людям, но в зависимости от обстоятельств может быть как полезным, так и вредным. .
Моти вированное поведение является результатом двух факторов: личного и ситуативного. Личностный фактор относится к мотивации человека (потребности, мотивы, установки, ценности), а ситуативный фактор относится к внешним условиям вокруг человека (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т. д.). .). Человек действует в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую его действительность.
Мотивационное поведение – это побуждение других действовать в своих интересах. Исследование стимулирования достижений Д.С. Макклелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижений с помощью тематического тестирования (ТАТ), Г. Мюррея.
Необходимость такого исследования определялась социализацией общества и ценностными ориентациями людей из разных слоев общества. По Макклелланду, формирование мотивации успеха зависит от условий и среды обучения и является дополнительным продуктом основных социальных мотивов.
Позже проблемой стимулирования достижений занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Фезер, Х. Хекхаузен и др.
Определение мотивации успеха (стремления к повышению уровня личностного потенциала) не объясняет некоторых особенностей развития человека, поэтому были введены специфические переменные мотивации, определяющие связь между активностью и мотивацией успеха. Это: личностные стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной сложности задания и т. д.; Привлекательность для личных успехов или неудач индивида в данном виде деятельности; Индивидуальный приоритет — возложение ответственности за успех или неудачу на себя или обстоятельства. .
Чем больше эмоциональная вовлеченность родителей в работу ребенка и соответствующее окружение, тем больше у ребенка потребность в успехе. Чтобы создать такую потребность, следует игнорировать давление родителей на ребенка, а окружающая среда должна быть благоприятной и поощряющей. В этом случае у ребенка больше шансов самостоятельно проверить свои навыки и умения.
Явное стремление человека к успеху, особенно в ситуациях конкуренции с другими людьми. Мотив успеха может реализовываться в самых разных видах деятельности. Это объясняется тем, что сам результат деятельности не реализует мотив достижения успеха, который является личностной мотивацией, получившей широкое обобщение по предметному содержанию. Личностные мотивы характеризуются не результатом самой деятельности, а тем, какие черты личности задействованы в выполнении деятельности.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития в подростковом возрасте 5
1.2. Основные подходы к пониманию мотивации в психологии 9
1.3 Представления ученых о развитии мотивации в подростковом возрасте 17
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1 Особенности развития учебной мотивации в подростковом возрасте 24
2.2 Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации в подростковом возрасте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Подростковый возраст на протяжении всей истории психологии и педагогики представляет собой предмет интереса педагогов и психологов. Это обусловлено высокой значимостью тех процессов, которые происходят в становлении и развитии личности на данном этапе, а также чрезвычайной интенсивностью происходящего. В этот период происходит становление взрослости ребенка, его нравственных и ценностных ориентиров. Он определяет для себя желаемое место в социуме и сравнивает его с актуальным положением. Кроме того, начинаются активные процессы самоопределения, причем это касается как личностных аспектов (с кем дружить, как себя вести и др.), так и выбора будущей профессии, например.
В этом возрасте по-прежнему большое значение имеет учебная деятельность, особенно в контексте протекающего самоопределения. Учебная деятельность обретает значение инструмента для получения доступа к необходимому профессиональному образованию. В связи с этим возникает необходимость мотивации ребенка к обучению, однако, именно в этом возрасте, в связи с большой заинтересованностью в общении часто снижается интерес к учебе. Кроме того, например, важную роль играет мотивация достижения успеха или избегания неудачи в этом возрасте. Преобладающий тип мотивации определяет уровень активности подростка в достижении собственной цели, упорство, количество предпринимаемых действия и др.
В связи с вышеперечисленными фактами возникает необходимость тщательного изучения структуры, механизмов формирования и функционирования мотивационной сферы подростков. Это необходимо для выбора адекватных методов воздействия на подростка, например, часто выбирают мотивирование подростка через его референтную группу и др. Неправильные стратегии мотивирования подростков приводят к тому, что он может продемонстрировать протестные реакции, нежелание выполнять ту деятельность, к которой его мотивируют, упорство в своей позиции и т.д.
Таким образом, изучение мотивационной сферы подростков является актуальным и значимым направлением психологических исследований.
Цель исследования: проанализировать особенности мотивационной сферы подростков.
Объект исследования: мотивация подростков.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития в подростковом возрасте;
2. Изучить научные представления о мотивации в психологии;
3. Исследовать представления ученых о развитии мотивационной сферы в подростковом возрасте;
4. Провести экспериментальное исследование специфики учебной мотивации в подростковом возрасте, проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Выборку исследования составили 20 подростков в возрасте 14-15 лет.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый период представляет собой важный этап для формирования мотивационной структуры личности подростка. В этом возрасте происходит преобразование значимости разных форм деятельности, выполняемых подростком: например, учебная деятельность по-прежнему занимает большое количество времени подростка, однако значение ее значительно снижается по сравнению с коммуникативной деятельностью (общением со сверстниками и взрослыми). В связи с этим возникает необходимость исследования и влияния на мотивационные процессы в подростковом возрасте для повышения эффективности учебной деятельности.
Нами было проведено экспериментальное исследование специфики учебной мотивации у младших подростков. Полученные данные продемонстрировали, что в подростковом возрасте внешние мотивы доминируют над внутренними, а также, что мотивация учебной деятельности в более значительной мере обладает ориентацией на отметку, чем на формирование новых знаний.
Полученные результаты могут стать основанием для формирования психолого-педагогических рекомендаций, содействующих формированию и развитию положительной мотивации учения младших подростков.
Таким образом, мотивация в подростковом возрасте играет большое значение в формировании личности, самоопределении и подготовке к дальнейшему профессиональному обучению. Также следует помнить о том, что в данном возрасте достаточно просто развиваются девиантные тенденции в поведении, что также связано с недостаточным развитием мотивации и должно учитываться в работе с подростками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития в подростковом возрасте
В отечественной психологии основы для понимания тенденций формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман и др.
С точки зрения И.С. Кона, психологическая периодизация индивидуального развития должна основываться на тех общественных и нормативно-ценностных параметрах, которыми необходимо овладеть индивиду, достигшему определенного возрастного этапа, чтобы своевременно и продуктивно перейти к следующему этапу и возрастной категории. И.С. Кон определил подростковый возраст как 13–16 лет для мальчиков и 12–15 лет для девочек [6].
А. В. Петровский указывал, что границами подросткового возраста следует считать период времени между 11–12 и 14–15 годами. При этом А. В. Петровский концентрировал внимание не на специфике физического и полового созревания, а, первую очередь, на трансформации ведущих форм деятельности, социальном статусе и уровне социализации личности в целом.
С точки зрения представления о возрастной периодизации возрастного Э. Эриксона, пятая возрастная стадия по временным рамкам (11–20 лет) соответствует подростковому возрасту. На данном этапе у подростка формируется чувство идентичности, т. е. он ориентирован на интеграцию всего, что он знает о себе самом как сыне (дочери), школьнике, друге и т. д. Кроме того, всю эту информацию подростку необходимо осознать, соотнести с прошлым и спроецировать на будущее [8].
Согласно представлениями специалистов ВОЗ подростковый возраст представляет собой этап роста и развития субъекта, который начинается за периодом детства продолжается до наступления зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет.
Пубертатный период, или этап созревания, представляет собой этап, в течение которого индивид достигает половозрелости, иными словами, этап, на протяжении которого формируются первичные и вторичные половые признаки.
Физическая пубертатность формируется у мальчиков примерно между 14-16 годами, у девочек -между 13 и 15. А психическая пубертатность возникает раньше –примерно в 11-12 лет. Однако данные возрастные рамки весьма условны. Начало подросткового периода характеризуется кризисом, который обусловлен как физиологическими трансформациями в организме подростка, так и психосоциальными. Это детерминирует сложность протекания данного периода и для самого подростка, и для окружающих его взрослых [11].
Кризис подросткового возраста относится к числу наиболее значимых и трудных критических этапов формирования личности. Самым распространенным выступает традиционная концепция, в рамках которой в кризисе подросткового возраста дифференцируется три стадии:
1) негативная, или предкритическая, внутри которой осуществляется разрушение существовавших привычек, шаблонов, деструкция стереотипов, развившихся на более ранних этапах конструктов;
2)кульминационная точку кризиса;
3)посткритическая фазу, т. е. этап развития новых структур, формирования новых взаимодействий и т. п.