Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности монологической речи дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи старших 4
дошкольников 4
1.2 Характеристика связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 7
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
2.1. Организация и методика исследования уровня сформированности связного речевого высказывания у детей 11
2.2. Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому.
Степень изученности темы. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Вопросы формирования монологической речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др.
Такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет им понимать произведение и развивать тем самым связную речь.
Целью исследования является изучение особенностей формирования монологической речи детей дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить психолого-педагогические особенности развития речи старших дошкольников.
2. Изучить особенности формирования связной монологической речи в дошкольном возрасте.
3. Организовать исследование по определению уровня сформированности монологической речи дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования выступает процесс развития монологической речи в дошкольном возрасте.
Предметом исследования является уровень сформированности связной монологической речи старших дошкольников.
Методы исследования:
• теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
• эмпирический метод: анализ речевой деятельности детей, в частности уровень сформированности связной речи дошкольников;
• математический метод: количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.
Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия.
Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности.
После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Основная задача любого воспитателя – речевое развитие дошкольников. Благодаря которому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи старших
дошкольников
Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов [15].
Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие [1].
Такой исследователь как А.А. Леонтьев, рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что «язык является объективной основной для речевой деятельности человека» [19, с. 44]. Помимо этого он отмечал, что «речевая деятельность необходима дл создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности» [19, с. 46].
По мнению Д.Б. Эльконина, «формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия» [46, с. 56]. Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что так же как и овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается.
Такие исследователи как Л.С. Выготский и А.Р. Лурия напрямую связывают все психические процессе ребенка с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи у дошкольников становится одной из общественно важных задач [8; 21].
Психологи говорят о том, что связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи. Сформированность связной речи заключается в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития ситуативной, конкретной, диалогической, монологической речи и связности высказываний [4].
Ситуативная речь основывается на социальной направленности и требуется в процессе общения с другим человеком. Она направлена на слушателя, находящегося в специфических условиях контакта. Ее особенность заключается в том, что ее содержание порождается ситуацией, в которой протекает процесс общения. При этом формирование ситуативной речи начинается с раннего этапа речевого развития [16].
Развитие и возникновение конкретной речи вытекает из необходимости соблюдать адекватность общения. Она требуется в том случае, когда общение выходит за рамки ситуации. Наличие такое речи дает возможность определить умение ребенка связно излагать свои мысли, говоря конкретно и по существу. Конкретная речь имеет тесную взаимосвязь с ситуативной, но формируется после нее [27].
Появление у ребенка диалогической речи связано с процессом формирования навыка общения с окружающими. Она нужна для того, чтобы дети могли полноценно построить диалог и общаться с окружающими. Формирование диалогической речи происходит в процессе социализации ребенка и имеет коммуникативный характер. Зачастую, к старшему дошкольному возрасту у детей сформированы только самые простые формы диалога, независимо от того, что зарождение диалогической речи происходи на раннем этапе речевого развития [33].
Наряду с диалогической речью происходит развитие умения высказывать связно свои мысли, в первую очередь применяя простые предложения, а в процессе развития речи – сложные, которые представляют собой повествовательные высказывания, посредством которых дети выражают собственные мысли. Притом важная роль для формирования такого умения заключается в достаточном уровне развития монологической речи [10].
Что касается монологической речи, то в онтогенезе ее развитие протекает одной из последний. В процессе формирования и развития монологической речи дети обучаются самостоятельному изложению своих мыслей, выражению своего мнения, независимо от вопросов извне.
Одним из исследователей развития детской речи является К.Д. Ушинский. В обучении дошкольников родному языку автор определял три цели:
1. Развитие дара слова, который заключается в умении выражать собственные мысли. Для этого необходима наглядность обучения и опора на конкретные образы, которые воспринимаются ребенком.
2. Обучение ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Для этого следует использовать художественные произведения, по мнению автора.
3. Практическое усвоение грамматики, которое предшествует изучению ее как науки [39].
При этом автор отмечал, что все эти цели должны осуществляться одновременно. Отметим, что К.Д. Ушинский внес значительный вклад в методику развития связной речи дошкольников, использование которой можно встретить и в современной практике дошкольных учреждений.
Е.Н. Водовозова, будучи ученицей К.Д. Ушинского, рассматривала развитие речи и мышления во взаимосвязи с накоплением чувственного опыта. В своих трудах автор отмечала программу развития у дошкольников образной речи при помощи фольклора [19].
Большое значение для содержания и методов работы по развитию речи дошкольников имеет деятельность Е.И. Тихеевой. Автор рассматривала развитие образной речи во взаимодействии с развитием личности ребенка. Она указывала, что «систематическое обучение образной речи лежит в основе всей системы воспитания в дошкольном учреждении» [33, с. 73].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы