Курсовая с практикой на тему Особенности межличностного взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы межличностного взаимодействия первоклассников на
этапе адаптации к школе. 5
1.1. Понятие межличностного
взаимодействия в психологии. 5
1.2. Социально-психологическая
адаптация: понятие, виды, уровни. 9
1.3. Особенности
социально-психологической адаптации первоклассников к школе 13
1.4. Особенности
межличностного взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе. 15
Глава 2.
Эмпирическое исследование межличностного взаимодействия первоклассников на
этапе адаптации к школе. 22
2.1. Программа исследования. 22
2.2. Анализ и интерпретация
полученных результатов. 30
2.3. Рекомендации учителю по
формированию конструктивного межличностного взаимодействия первоклассников на
этапе адаптации к школе. 33
Заключение. 38
Список
использованных источников и литературы.. 39
Приложение. 42
Введение:
Актуальность
исследования. Начальный этап обучения первоклассников и младших школьников
в общем достаточно сложен, так как обучение приводит к перестройке всего образа
жизни и деятельности. Меняются местные и социальные условия, определяющие развитие
детей и их жизнь. Изменение позиции в системе социальных отношений — переход на
позицию ученика, воспитанника, создает ситуацию психологической открытости ребенка.
Младшие школьники должны адаптироваться
к этим новым условиям жизни. Но этот процесс не всегда успешен, и может произойти
дезадаптация.
Ребенок осваивает новые правила
поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя
правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники,
особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении
этих правил.
Ребенок впервые встречается
с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком.
В 1 классе закладываются основы межличностных
отношений, которые будут развиваться дальше. От того, как будут развиваться отношения
между детьми, зависит их благополучие, их успешность и т.д.
Цель
исследования: изучение межличностного
взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе.
Объект
исследования: межличностное взаимодействие первоклассников.
Предмет исследования: межличностное взаимодействие первоклассников
на этапе адаптации к школе.
Задачи
исследования:
1.
Изучить понятие межличностного взаимодействия в психологии.
2.
Проанализировать социально-психологическую адаптацию: понятие, виды, уровни.
3.
Изучить особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
4.
Охарактеризовать особенности межличностного взаимодействия первоклассников на этапе
адаптации к школе.
5.
Разработать программу исследования
6.
Проанализировать и интерпретировать полученные результаты
7.
Предложить рекомендации педагогу-психологу по формированию конструктивного межличностного
взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе.
Гипотеза исследования:
Методы
исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение данных из литературных источников по
теме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование.
Методики:
-Социометрия Т.А. Репина «Секрет»
— Методология А.Н. Лутошкина «Что такое наша команда»
—
проективная
методика «Рисунок школы».
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Нами был проведен теоретический анализ
межличностного взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе.
Таким образом, межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей,
вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются
новые мысли и идеи.
Когда ребенок
начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется
постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с
другой.
Межличностные отношения строятся на эмоциональной
основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.
К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения
начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются
те или иные качества личности.
Результаты эмпирического исследования
показали, что у большинства детей есть некоторая тревога по поводу школьного
обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний
и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение
к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные
высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. Были даны
рекомендации педагогу-психологу по формированию конструктивного межличностного
взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе с помощью коллективных
творческих дел. Проявляя социальную активность в коллективном творческом деле, каждый
ребенок воспринимает для себя, команду, как арену самовыражения и самоутверждения
личности. Через педагогическое управление коллективная жизнь, стремление утвердиться
в глазах своих сверстников, находит в команде плодородную почву.
Цель исследования достигнута.
Задачи выполнены. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностного взаимодействия
первоклассников на этапе адаптации к школе
1.1. Понятие
межличностного взаимодействия в психологии
Межличностное взаимодействие
— это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное,
в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.
Общение в группе изучает социальная
психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения
каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения
общего знаменателя для участников.
По мнению Б.Г. Ананьева, проблемы
межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких
вопросов:
Изучение когнитивных (познавательных)
процессов каждого участника взаимодействия.
Исследование составляющих
характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И
также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского
совета или другое объединение индивидуумов [1].
Изучение как системы отдельной
личности и влияния на нее среды.
Межличностное взаимодействие
и обучение
В процессе взаимодействия
между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным
ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее
активен.
Для развития социальной активности
требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения
и поддержки активного поведения, а не пассивного.
Для развития общественной
активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды.
Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже
имеющихся задатков и интересов школьника .