Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности межличностного взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретический анализ проблемы межличностного взаимодействия первоклассников на
этапе адаптации к школе. 5

1.1. Понятие межличностного
взаимодействия в психологии. 5

1.2. Социально-психологическая
адаптация: понятие, виды, уровни. 9

1.3. Особенности
социально-психологической адаптации первоклассников к школе  13

1.4. Особенности
межличностного взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе. 15

Глава 2.
Эмпирическое исследование межличностного взаимодействия первоклассников на
этапе адаптации к школе. 22

2.1. Программа исследования. 22

2.2. Анализ и интерпретация
полученных результатов. 30

2.3. Рекомендации учителю по
формированию конструктивного межличностного взаимодействия первоклассников на
этапе адаптации к школе. 33

Заключение. 38

Список
использованных источников и литературы.. 39

Приложение. 42

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Начальный этап обучения первоклассников и младших школьников
в общем достаточно сложен, так как обучение приводит к перестройке всего образа
жизни и деятельности. Меняются местные и социальные условия, определяющие развитие
детей и их жизнь. Изменение позиции в системе социальных отношений — переход на
позицию ученика, воспитанника, создает ситуацию психологической открытости ребенка.

Младшие школьники должны адаптироваться
к этим новым условиям жизни. Но этот процесс не всегда успешен, и может произойти
дезадаптация.

Ребенок осваивает новые правила
поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя
правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники,
особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении
этих правил.

Ребенок впервые встречается
с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком.

В 1 классе закладываются основы межличностных
отношений, которые будут развиваться дальше. От того, как будут развиваться отношения
между детьми, зависит их благополучие, их успешность и т.д.

Цель
исследования: изучение межличностного
взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе.

Объект
исследования: межличностное взаимодействие первоклассников.

Предмет исследования: межличностное взаимодействие первоклассников
на этапе адаптации к школе.

Задачи
исследования:

1.
Изучить понятие межличностного взаимодействия в психологии.

2.
Проанализировать социально-психологическую адаптацию: понятие, виды, уровни.

3.
Изучить особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

4.
Охарактеризовать особенности межличностного взаимодействия первоклассников на этапе
адаптации к школе.

5.
Разработать программу исследования

6.
Проанализировать и интерпретировать полученные результаты

7.
Предложить рекомендации педагогу-психологу по формированию конструктивного межличностного
взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе.

Гипотеза исследования:

Методы
исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение данных из литературных источников по
теме исследования.

2. Эмпирические: анкетирование.

Методики:

-Социометрия Т.А. Репина «Секрет»

— Методология А.Н. Лутошкина «Что такое наша команда»


проективная
методика «Рисунок школы».

3. Качественный и количественный анализ полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами был проведен теоретический анализ
межличностного взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе.

Таким образом, межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей,
вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются
новые мысли и идеи.

Когда ребенок
начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется
постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с
другой.

 Межличностные отношения строятся на эмоциональной
основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.
К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения
начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются
те или иные качества личности.

Результаты эмпирического исследования
показали, что у большинства детей есть некоторая тревога по поводу школьного
обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний
и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение
к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные
высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. Были даны
рекомендации педагогу-психологу по формированию конструктивного межличностного
взаимодействия первоклассников на этапе адаптации к школе с помощью коллективных
творческих дел. Проявляя социальную активность в коллективном творческом деле, каждый
ребенок воспринимает для себя, команду, как арену самовыражения и самоутверждения
личности. Через педагогическое управление коллективная жизнь, стремление утвердиться
в глазах своих сверстников, находит в команде плодородную почву.

Цель исследования достигнута.
Задачи выполнены. Гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностного взаимодействия
первоклассников на этапе адаптации к школе

1.1. Понятие
межличностного взаимодействия в психологии

Межличностное взаимодействие
— это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное,
в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.

Общение в группе изучает социальная
психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения
каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения
общего знаменателя для участников.

По мнению Б.Г. Ананьева, проблемы
межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких
вопросов:

Изучение когнитивных (познавательных)
процессов каждого участника взаимодействия.

Исследование составляющих
характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И
также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского
совета или другое объединение индивидуумов [1].

Изучение как системы отдельной
личности и влияния на нее среды.

Межличностное взаимодействие
и обучение

В процессе взаимодействия
между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным
ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее
активен.

Для развития социальной активности
требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения
и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной
активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды.
Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже
имеющихся задатков и интересов школьника .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы