Курсовая с практикой на тему Особенности межличностного общения младших школьников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностного общения младших школьников с ЗПР 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР 5
1.2. Проблема формирования отношений между младшими школьниками с ЗПР 9
Выводы по Главе 1 10
Глава 2. Исследование у младших школьников межличностного общения 11
2.1. Констатирующий эксперимент 11
2.2. Формирующий этап 23
2.3. Контрольный этап 27
Вывод по Главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 40
Введение:
Актуальность. Психологи и педагоги уделяют должное внимание изучению взаимодействия учащихся первых классов, так как именно в этом возрасте происходит формирование личности ученика, развитие по-тенциала для дальнейшего развития ребенка. Потенциал для дальнейшего роста личности закладывается именно в младшем школьном возрасте, так как будущее ребенка зависит не только от успешности этого этапа жизни, но и от его пределов. Именно в этот период могут возникать сложности и проблемы, известные как общие реалии современной школы: снижение общего соматического здоровья детей, увеличение различных видов недо-развития, снижение учебной мотивации, что отмечается в литературе как тенденции, характерные практически для всех учащихся. Особенно это ка-сается детей с ЗПР вследствие их особенностей развития.
Противоречие данной темы заключается в том, что известно, что возможность успешного развития школьников с ЗПР на данном этапе за-висит от их умения коммуницировать со сверстниками. В связи с множе-ственностью педагогических задач, которые учитель решает в этот период, процесс формирования межличностного общения детей с ЗПР в современ-ной школе зависит от умения общаться.
Проблема исследования: как можно решить проблему межличност-ного общения между детьми с ЗПР?
Объект исследования: межличностное общение младших школьни-ков с ЗПР.
Предмет исследования: формирование дружелюбных отношений у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования: подобрать методы формирования дружелюб-ных отношений у младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
1) Представить психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.
2) Изучить проблему формирования отношений между младшими школьниками.
3) Провести констатирующий эксперимент.
4) Провести формирующий эксперимент.
5) Провести контрольный эксперимент.
Теоретическая база исследования. Исследования таких авторов как Евдокишина О.В., Лисина М.И., Красношлык З.П., Дроздова Л. И другие.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обра-ботка).
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеоб-разовательная школа №4».
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование ба-зируется на трудах психологов, педагогов.
Практическая база исследования. Данное исследование может быть использовано в качестве методического пособия для студентов.
Структура представленного исследования. Работа состоит из вве-дения, основной части, в которой включено две главы, выводы по ним, за-ключение, список литературы.
Заключение:
В ходе решения первой задачи нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности детей с ЗПР. Было выяснено, что старшие школьники с ЗПР являются детьми тревожными, не самостоятельными, у них слабо развиты факторы любознательности личности, которая пред-ставляется побуждающим свойством к психическому развитию школьни-ков.
В ходе решения второй задачи была рассмотрена проблема форми-рования отношений между младшими школьниками. Было выявлено, что положительные взаимоотношения между детьми представляются своеоб-разным залогом успешности их коммуникативного поведения в дальней-шем.
В ходе решения третьей задачи был проведен констатирующий экс-перимент. Так, было выявлено, что полученные результаты были неудо-влетворительными для того, чтобы полагать, что отношения в инклюзив-ной среде являются положительными.
В ходе решения четвертой задачи был проведен формирующий экс-перимент. Так, была предложена серия игр и упражнений, способствую-щих формированию межличностных отношений между младшими школь-никами.
В ходе решения пятой задачи был проведен контрольный этап ис-следования. Было выяснено, что уровень дружелюбности в последствие значительно возрос. Особенности дружелюбных взаимоотношений успеш-но корректируется при помощи проведения игр, коррекционной работы, направленных на совершенствование совместной деятельности младших школьников.
Таким образом, задачи данного исследования выполнены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы межличностного общения младших школьников с ЗПР
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР
Понятие ЗПР характеризует тех детей, у который имеются органиче-ские повреждения или недостаточность функционального аспекта ЦНС. Для таких детей присуща некоторая незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности [8].
Обратим внимание, что на появление ЗПР влияют следующие факто-ры: конституциональные, хронические соматические заболевания, органи-ческое поражение ГМ, неблагоприятные условия воспитания.
Рассмотрим классификации ЗПР. Так, с точки зрения М.С. Певзнер и Т.А. Власовой формы ЗПР структурируются следующим образом:
1) Задержка развития, которая обуславливается психическим ин-фантилизмом, а также недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы и факто-ров любознательности [10].
2) Задержка, которая формируется еще в раннем возрасте.
Интересно, что неосложненный психический инфантилизм можно по-нимать в качестве благоприятной формой ЗПР.
Представим также классификацию К.С. Лебединской. Автор выделя-ет четыре основных варианта ЗПР:
1) ЗПР конституционального происхождения, демонстрирующие факторы запаздывания темпа аспектов развития личности, которое выра-жается в определенной степени незрелости эмоционально-волевой сферы, которая оказывает влияние на поведение школьника и его социальную лю-бознательность.
2) ЗПР соматогенного происхождения. В данном случае эмоцио-нальная незрелость характеризуется достаточно длительными хрониче-скими заболеваниями.
3) ЗПР психогенного происхождения. Так, при раннем возникнове-нии и длительном действии психотравмирующего фактора может возник-нуть патологическое личностное развитие.
4) ЗПР церебрально-органического генеза, происходящая при пато-логическом течении беременности матери, травм ЦНС в первые годы жиз-ни [17].
Представим классификацию В.В. Ковалева.
1) Церебрастенический инфантилизм, при котором эмоциональная незрелость тождественна некоторой повышенной интеллектуальной утом-ляемости.
2) Церебрально-органический инфантилизм, проявляющийся в по-врежденности нервной системы вследствие патологии беременности и ро-дов [8].
У младших школьников личностное развитие наблюдается в форми-ровании самосознания, исходящего из познаний ребенка о себе, из способ-ности оценивать собственные поступки. Также появляется критичность мышления, адекватная дифференцированная самооценка. Кроме того, происходят существенные трансформации в личностном развитии, что от-ражается в следующем:
1. в перестройке мотивационной сферы, которая демонстрируется непосредственно в преобладании познавательных и социальных мо-тивов.
2. в становлении социальной позиции, а также навыков саморегуляции и произвольности в деятельности.
3. в формировании определенной самостоятельности.
4. в способности адаптированности к условиям, которые могут посто-янно трансформироваться.
Развитие младшего школьника, кроме того, обусловлено определен-ной степенью осознанности и произвольности в процессах межличностного взаимодействия. Кроме того, факторы любознательности в данном случае играют преимущественную роль, поскольку они являются движущими и предопределяющими в любой деятельности [20].
Младший школьный возраст является решающим в процессе станов-ления личности, складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.
ЗПР младшего школьника может быть обусловлена определенными нарушениями психофизиологической организации детского организма, и, соответственно, отклонениями в культурном развитии ребенка, в глубине его любознательности как таковой [16].
При этом системообразующим фактором патологического уровня личностного развития представляется наличие проявленных затруднений в плане социально-психологической адаптации, которая, в свою очередь, демонстрируется во взаимодействии личности при межличностном взаи-модействии.
Интересно отметить, что достаточно поэтапно проходит трансфор-мация самооценки. Причем, побудительным элементом в личностном раз-витии младшего школьника с ЗПР рассматривается переход от предметной оценки другого человека к оценке непосредственно его личностных свойств и внутренних состояний своей личности [3].
Необходимо иметь ввиду то, что развитие личности младшего школьника с ЗПР и его побуждения в качестве любознательности связыва-ются, в первую очередь, с развитием мотивационной сферы ребенка. Более того, в течение времени происходит трансформация иерархии мотивов. Можно утверждать, что ребенок своеобразным образом переживает борь-бу мотивов. Кроме того, в обусловленном возрасте школьник, как прави-ло, усваивает моральные оценки, начинает учитывать последовательность собственных поступков, прогнозировать результат и оценку, которую мо-жет дать взрослый. Младшие школьники уже осознают особенности соб-ственного поведения, что действительно важно в личностном развитии усвоении норм поведения в обществе.