Курсовая с практикой на тему Особенности методов арт-терапии в работе с детьми с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические аспекты
изучения арт-терапии как
средства развития детей с ЗПР. 5
1.1 История и общее понятие
арт-терапии. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с
задержкой психического развития. 14
1.3 Арт- терапия как средство
развития различных сфер деятельности детей с ЗПР 20
Глава 2.Эмпирическая часть. 29
2.1Организация исследования. 29
2.2Анализ и результаты исследования. 30
Заключение. 38
Список литературы 40
Введение:
Современный этап развития специального образования в России
актуализирует вопрос всестороннего и гармоничного развития детей с ЗПР. В работе с такими детьми очень важно
использовать гибкие виды коррекции, одним из которых является арт-терапия. Арт-терапия позволяет, ненавязчиво наблюдая
за ребенком в процессе спонтанного творчества, познать ее жизненные ценности и
личностные интересы, понять индивидуальность, почувствовать настроение. Творческая деятельность гармонично сочетает воспитательный,
развивающий, диагностический и коррекционный процессы, создавая основу для
налаживания доверительных эмоциональных отношений с ребенком, эффективной
социальной взаимодействия и качественного коррекционного воздействия. Современные исследования арт-терапии охватывают различные ее
аспекты. Так, содержание технологии,
историю ее развития и современные особенности рассмотрены в работах А.
Вознесенского, Е. Копытина, Л. Терлецкой и др.
Возможности использования различных форм и методик арт-терапии в
психологической практике исследовали А. Копытин, К. Рудестам, В. Соловьева и
др. Педагогические аспекты применения арт-терапии (артпедагогика,
педагогика творчества) проанализированы в работах А. Деркач, Л. Лебедевой и
др. Особенности практического применения
арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями освещены в
исследовании Л. Никишин, Л. Федоткин, Л. Вадрус, Н. Некряч, А. Образцовой и
др. Анализ последних исследований позволяет рассматривать арт-терапию как
синтез нескольких отраслей научного знания: искусства, психологии и
медицины. Преимущественно она
используется в терапевтической и коррекционной практике в виде совокупности
методик, основанных на применении различных видов искусства и способствуют
стимулированию творческого потенциала ребенка, коррекции психосоматических,
психоэмоциональных нарушений и отклонений в личностном развитии. И хотя отдельные аспекты применения методов
арт-терапии неоднократно были предметом исследований отечественных и зарубежных
ученых, проблема использования технологии арт-терапии в
коррекционно-воспитательной работе пока еще не получила своего системного
решения. Цель исследования заключается в освещении содержания и особенностей
использования технологии арт-терапии в коррекционно-воспитательной работе с
детьми с ЗПР.
Объект исследования: развитие детей с ЗПР.
Предмет исследования: Арт-терапия
как средство развития детей с ЗПР.
Задачи исследования:
-изучить историю и общее понятие арт-терапии.
-рассмотреть категорию детей с ЗПР.
-проанализировать арт- терапию как средство развития различных сфер деятельности
детей с ЗПР.
Заключение:
Работа по методу арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить
следующие позитивный результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему
(даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или
слабо ориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом
арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и
психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и
способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что
изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на
пути достижения целей.
5. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию
позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального
признания ценности продукта, созданного ребенком с ЗПР.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной
динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к
результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных
занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями
нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии
продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества,
навыки которых они приобрели в процессе занятий.
Таким образом, арт-терапия является современной технологией
коррекционно-воспитательной работы. Она выходит за пределы традиционного образовательного и коррекционного
процесса, гармонично сочетая психолого-педагогический,
коррекционно-развивающий, медицинский и социальный аспекты. Арт-терапию целесообразно применять в комплексе реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья. Использование этого направления позволяет осуществлять более
эффективное воздействие на формирование эмоциональной сферы, побуждает к
дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохранившихся функциональных
систем, улучшает социальную адаптацию ребенка.
Это дает возможность осуществления одновременного коррекционного
воздействия как на первичные, так и вторичные и третичные дефекты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения арт-терапии
как средства развития детей
с ЗПР
1.1 История и общее понятие арт-терапии Хотя арт-терапия является относительно молодой терапевтической
дисциплиной, ее корни лежат в использовании искусства в "моральном
лечении" психиатрических пациентов в конце XVIII века, это моральное
лечение, утверждает Сьюзен Хоган, "возникло из утилитарной философии, а
также из нонконформистской религиозной традиции", и в переоценке искусства
не западного искусства и искусства нетренированных художников и сумасшедших.
Арт-терапия как профессия началась в середине 20 века, возникнув
независимо в англоязычных и европейских странах. Ранние арт-терапевты,
опубликовавшие отчеты о своей работе, признавали влияние эстетики, психиатрии,
психоанализа, реабилитации, раннего детского образования и художественного
образования в той или иной степени на их практику [4,c.88].
Британский художник Адриан Хилл ввел термин арт-терапия в 1942 году.
Хилл, выздоравливая от туберкулеза в санатории, обнаружил терапевтические
преимущества рисования и живописи во время выздоровления. Он писал, что
ценность арт-терапии заключается в "полном поглощении ума (как и
пальцев)…высвобождении творческой энергии часто заторможенного
пациента", что позволяет пациенту "создать сильную защиту от своих
несчастий". Он предлагал коллегам-пациентам художественную работу. С этого
началась его работа по арт-терапии, которая была задокументирована в 1945 году
в его книге "Искусство против болезни".
Художник Эдвард Адамсон, демобилизованный после Второй мировой войны,
присоединился к Адриану Хиллу, чтобы распространить работу Хилла на Британские
психиатрические больницы. Другие ранние сторонники арт-терапии в Великобритании
включают E. M. Lyddiatt, Michael Edwards, Diana Raphael-Halliday и Rita Simon.
Британская ассоциация арт-терапевтов была основана в 1964 году.
Пионеры американской арт-терапии Маргарет Наумбург и Эдит Крамер
начали практиковать примерно в то же время, что и Хилл. Наумбург, педагог,
утверждал, что" арт-терапия психоаналитически ориентирована "и что
свободное художественное выражение" становится формой символической речи,
которая…приводит к увеличению вербализации в ходе терапии. Эдит Крамер,
художница, указала на важность творческого процесса, психологической защиты и
художественного качества, написав, что "сублимация достигается, когда
создаются формы, которые успешно содержат…гнев, тревогу или боль. Другие
ранние сторонники арт-терапии в США включают Элинор Ульман, Роберта
"Боба" Олта и Джудит Рубин. Американская ассоциация арт-терапии была
основана в 1969 году [9].
Национальные профессиональные ассоциации арт-терапии существуют во многих
странах, включая Бразилию, Канаду, Финляндию, Израиль, Японию, Нидерланды,
Румынию, Южную Корею и Швецию. Создание международных сетей способствует
установлению стандартов в области образования и практики.
Арт-терапия — это творческий метод выражения, используемый в качестве
терапевтической техники. Арт-терапия, как модальность творческой арт-терапии,
возникла в областях искусства и психотерапии и может варьироваться по
определению.
Арт-терапия может фокусироваться на самом процессе творческого творчества,
как на терапии, или на анализе выражения, полученного в результате обмена
взаимодействием пациента и терапевта. Психоаналитический подход был одной из
самых ранних форм искусства психотерапии. Этот подход использует процесс
переноса между терапевтом и клиентом, который делает искусство. Терапевт
интерпретирует символическое самовыражение клиента как переданное в искусстве и
вызывает интерпретации у клиента [2,c.187].
Современная арт-терапия включает в себя множество других подходов,
таких как личностно-ориентированный, когнитивный, поведенческий, гештальт,
нарративный, адлерианский и семейный. Принципы арт-терапии включают гуманизм,
творчество, примирение эмоциональных конфликтов, содействие самосознанию и
личностному росту. Как профессия психического здоровья, арт-терапия
используется во многих клинических и других условиях с различными популяциями.
Арт-терапию также можно найти в неклинических условиях, а также в
художественных студиях и мастерских по развитию творчества. Тесно связанные на
практике с брачными и семейными терапевтами и консультантами по психическому
здоровью, американские арт-терапевты лицензируются под различными названиями в
зависимости от их индивидуальной квалификации и типа лицензий, доступных в
данном штате. Арт-терапевты могут иметь лицензии в качестве арт-терапевтов,
творческих арт-терапевтов, брачных и семейных терапевтов, консультантов
различных типов, психологов, практикующих медсестер, социальных работников,
профессиональных терапевтов или реабилитационных терапевтов [7,c.122].
Арт-терапевты могут получить ученые степени в области арт-терапии или в смежной
области, такой как психология, и в этом случае им придется получить сертификат
магистра или доктора в качестве арт-терапевта. Арт-терапевты работают с
населением всех возрастов и с различными нарушениями и заболеваниями.
Арт-терапевты предоставляют услуги детям, подросткам и взрослым, будь то
отдельные лица, пары, семьи или группы.
Используя свои навыки оценки и психотерапии, арт-терапевты выбирают
материалы и вмешательства, соответствующие потребностям своих клиентов, и
проектируют сеансы для достижения терапевтических целей и задач. Они используют
творческий процесс, чтобы помочь своим клиентам увеличить понимание, справиться
со стрессом, работать через травматические переживания, увеличить когнитивные,
память и нейро-сенсорные способности, улучшить межличностные отношения и
достичь большей самореализации. Деятельность, которую арт-терапевт выбирает для
клиентов, зависит от множества факторов, таких как их психическое состояние или
возраст. Многие арт-терапевты используют образы из таких источников, как ARAS
(Archive for Research in Archetypal Symbolism), чтобы включить историческое
искусство и символы в свою работу с пациентами. В зависимости от штата,
провинции или страны термин "арт-терапевт" может быть зарезервирован
для тех, кто является профессионалами, обученными как искусству, так и терапии,
и имеет степень магистра или докторантуры в области арт-терапии или
сертификацию в области арт-терапии, полученную после получения диплома в
соответствующей области. Другие специалисты, такие как консультанты по
психическому здоровью, социальные работники, психологи и игровые терапевты,
сочетают методы арт-терапии с основными психотерапевтическими модальностями в
своем лечении. Терапевты могут лучше понять поглощение клиентом информации
после оценки элементов своего художественного произведения [10].
Люди всегда ищут какой-то выход из болезни, и было обнаружено, что
искусство является одним из наиболее распространенных методов. Искусство и
творческий процесс могут помочь многим болезням (рак, болезни сердца, грипп и
др.).). Люди могут избежать эмоциональных последствий болезни с помощью
искусства и многих творческих методов. Иногда люди не могут выразить то, что
они чувствуют, так как это может быть трудно выразить словами, и искусство
может помочь людям выразить свой опыт. "Во время арт-терапии люди могут
исследовать прошлое, настоящее и будущее, используя искусство как форму
преодоления". Искусство может быть убежищем для сильных эмоций, связанных
с болезнью; нет никаких ограничений для воображения в поиске творческих
способов выражения эмоций.
Больницы начали изучать влияние искусства на уход за пациентами и
обнаружили, что участники арт-программ имеют лучшие показатели и меньше осложнений
сна. Художественное влияние не обязательно должно быть участием в программе, но
исследования показали, что пейзажная картина в больничной палате уменьшила
потребность в наркотических болеутоляющих и меньше времени на восстановление в
больнице. Кроме того, просмотр или создание искусства в больницах помогли
стабилизировать жизненные показатели, ускорить процесс исцеления и в целом
принести пациенту чувство надежды и души. Семья, работники по уходу, врачи и
медсестры также оказывали позитивное воздействие [1,c.90].
Арт-терапевты провели исследования, чтобы понять, почему некоторые
раковые больные обратились к искусству как к механизму преодоления и
инструменту создания позитивной идентичности за пределами онкологического
пациента. Женщины, участвовавшие в исследовании, участвовали в различных
художественных программах, начиная от керамики и изготовления карт до рисования
и живописи. Эти программы помогли им обрести индивидуальность вне рака,
уменьшили эмоциональную боль от продолжающейся борьбы с раком, а также дали им
надежду на будущее.
В исследовании с участием женщин, сталкивающихся с проблемами,
связанными с раком, такими как страх, боль, измененные социальные отношения и
т. д. было установлено, что:
Участие в различных видах изобразительного искусства (текстиль,
изготовление карт, коллаж, керамика, акварель, акрил) помогло этим женщинам в 4
основных направлениях. Во-первых, это помогло им сосредоточиться на позитивном
жизненном опыте, освободив их от постоянной озабоченности раком. Во-вторых, это
повысило их самооценку и индивидуальность, предоставив им возможность
продемонстрировать преемственность, трудности и достижения. В-третьих, это
позволило им сохранить социальную идентичность, которая сопротивлялась
определению рака. Наконец, это позволило им символически выразить свои чувства,
особенно во время химиотерапии.
Другое исследование показало, что те, кто участвовал в этих видах
деятельности, были уволены раньше, чем те, кто не участвовал.
Исследования также показали, как эмоциональное расстройство
онкологических больных было уменьшено при использовании творческого процесса.
Женщины рисовали себя на протяжении всего процесса лечения, а также занимались
йогой и медитацией; эти действия в сочетании помогли облегчить некоторые
симптомы.[6]