Курсовая с практикой на тему Особенности методики формирования связной речи младших школьников с ТНР в период обучения грамоте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы связной речи младших школьников с ТНР в период обучения грамоте 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.2. Понятие и особенности связной речи у младших школьников 9
1.3. Особенности формирования связной речи младших школьников с ТНР в период обучения грамоте 14
Глава 2. Практические аспекты изучения связной речи младших школьников с ТНР в период обучения грамоте 23
2.1. Организация исследования уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 23
2.2. Методика исследования уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 25
2.3. Анализ и результаты исследования 29
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 45
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 50
Введение:
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях особое место уделяется развитию речи детей младшего школьного возраста. В большинстве исследований указывается на то, что для будущего развития детей особое значение имеет именно формирование речевых умений, а также формирование у учащихся литературного языка. Поэтому в области речевого развития детей младшего школьного возраста так важно уделять особое внимание формированию связной речи, развитию ее содержательности и логичности.
Развитие речи оказывает влияние и на социальное развитие детей, на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые речевые функции. Именно благодаря этому ребенок сможет быть частью социального общества.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей младшего школьного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Для школьников с наличием тяжелых нарушений в речи важно обладать высоким уровнем развития связной речи, благодаря этому у школьника формируется определенный уровень учебных знаний, умений и навыков по всем учебным дисциплинам.
У учащихся в начальной школе с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) могут быть выявлены нарушения в логической последовательности высказывания, заострение внимания на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повторы некоторых эпизодов при составлении рассказа на конкретную тематику, по картинке, по серии сюжетных картин. Но между тем у такой категории школьников уровень развития умений
Заключение:
В соответствии с поставленными задачами во введении, были получены следующие результаты исследования:
1. Была представлена психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Было определено, что особенности речевой деятельности отражаются на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей. При относительном сохранении семантической памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая активность может сочетаться с задержкой формирования других психических процессов. Связь между нарушениями речи и другими аспектами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. На данном этапе осуществляется интенсивное налаживание дружеских контактов, а также при формировании связной речи отчетливо прослеживается взаимосвязь речи и эстетических аспектов. Формирование умений социального взаимодействия младших школьников с группой сверстников и умение заводить друзей представляют собой одну из значимых задач развития в данный возрастной период.
2. Рассмотрено понятие и особенности связной речи у младших школьников. Связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи. Основной характеристикой связной речи младших школьников является ее понятность для собеседника. Главной функцией связной речи младших школьников – является коммуникативная функция. Она осуществляется в двух формах: монологической (монолог) и диалогической (диалог). При достаточном уровне сформированности связности речевых навыков у ребенка хорошо развита монологическая речь, ситуативность речи и конкретность, хорошо сформирована диалогическая речь, присутствует связность в высказываниях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы связной речи младших школьников с ТНР в период обучения грамоте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. Младший школьник – человек, активно осваивающий умения коммуникации с детьми своего возраста, а также формируется отношения, как правила, между детьми одного и того же пола. На данном этапе осуществляется интенсивное налаживание дружеских контактов, а также при формировании связной речи отчетливо прослеживается взаимосвязь речи и эстетических аспектов. Формирование умений социального взаимодействия младших школьников с группой сверстников и умение заводить друзей представляют собой одну из значимых задач развития в данный возрастной период [2].
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи влияют на формирование личности ребенка, всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений [5].
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей. Детям с речевыми нарушениями не хватает устойчивость внимания, у них ограничены возможности его распределения. При относительном сохранении семантической памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая активность может сочетаться с задержкой формирования других психических процессов. Связь между нарушениями речи и другими аспектами психического