Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы изучения мелкой моторики у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 6

1.1. Психомоторное развитие в онтогенезе. 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушением интеллекта  12

1.3. Особенности мелкой моторики у детей с нарушением
интеллекта. 19

1.4. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у
старших дошкольников с нарушением интеллекта. 23

Вывод по 1 главе. 29

Глава 2. Экспериментальное исследование особенности развития мелкой
моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 30

2.1 Организация и методика исследования мелкой моторики руки. 30

2.2 Анализ результатов эксперимента. 34

2.3 Методические рекомендации для педагогов по развитию мелкой
моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта. 39

Вывод по 2 главе. 48

Заключение. 49

Список литературы. 52

Приложения. 56

Приложение 1. 56

Приложение 2. 59

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Моторное развитие предполагает становление процессов
восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях
окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала
воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования
сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной
работы.

Недостаточное
моторное развитие ребенка-дошкольника приводит к возникновению трудностей,
которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на
важность и актуальность рассмотрения вопроса развития моторики у детей
дошкольного возраста, в частности мелкой моторики дошкольников старшего
дошкольного возраста.

Сегодня
педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением дошкольников, имеют множество
практического материала, который способствует не только достижению целей
развития функций мелкой моторики, но и общему оздоровлению ребенка. При этом,
коррекционная работа, которая начинается вовремя, дает возможность
предупреждать появление вторичных отклонений. Базовыми являются традиционные
методы воспитания, которые сочетаются с нетрадиционными. Последние методы
достаточно просты и доступны, имеют хорошую эффективность и вызывают
познавательный интерес у детей дошкольников. Важно заметить, что в процессе
развития функций мелкой моторики детей особое внимание уделяется
личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать наиболее
оптимальную и результативную методику.

Так
же применение нетрадиционных методов в комплексном образовательном и
воспитательном процессе дошкольников способствует улучшению у детей внимания и
памяти, повышению работоспособности, нормализации состоянию нервной системы и
устранению стрессов и т.д.

Проблема развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста изучалось такими педагогами исследователями как Катаева
А.А. и Стребелева Е.А., М. М. Кольцова. В
исследованиях Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой показано,
что нарушение в развитии мелкой моторики являются одним из симптомов нарушений
интеллекта на уровне умственной отсталости.

Однако в последние годы число детей с
нарушением интеллекта значительно увеличилось, у них отмечается разная степень
отставания в развитии навыков мелкой моторики. Они позже, чем дети нормы,
начинают тянуться к игрушке, стоять, ходить. Как следствие, ребенок отстает в
развитии познания окружающего мира, ориентации в пространстве, овладении
культурно-гигиеническими, трудовыми навыками и навыками самообслуживания.

В связи с этим существует необходимость использования различных средств
по формированию мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
Одним из таких средств  выступает
использование пальчиковых игр, инсценировку каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев.

Объект
исследования:
процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением интеллекта. Предмет
исследования:
пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Цель
исследования: изучить
проблему развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением интеллекта.

База
исследования: МБДОУ д\с "Мальвина № 81" город
Сургут.

Поставленная цель предполагает
необходимость решить следующие задачи
исследования:

1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у
дошкольников с нарушением интеллекта.

2. Изучить психолого-педагогическую
характеристику детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

3.  Выявить особенности и уровень
сформированности  мелкой моторики у
старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями

4. Разработать методические рекомендации
для педагогов по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальными
нарушениями

Методологической
основой работы явились фундаментальные исследования общих
закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся
на идею комплексного подхода — одного из основных принципов обучения и
воспитания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец); учение об общих и специфических
особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о
функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К. Анохин, Л.С.
Выготский); теоретическая концепция поэтапного формирования умственных действий
(П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); учение о коррекционной
направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития; о взаимосвязи между состоянием речи и
моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн); о
ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.Я.
Гальперин).

Теоретическая
значимость: заключается в обобщении и систематизации современных научных
представлений по проблеме исследования.

Методы исследования: анализ
теоретических источников, педагогический эксперимент, количественный и
качественный анализ экспериментальных данных.

Практическая
значимость заключается в том, что предложенные в ходе
исследования нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста могут широко применяться воспитателями дошкольных
учреждений, а также логопедами и дефектологами при развитии мелкой моторики
детей.

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения,
двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной,
костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой
в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для
понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Ученые пришли к выводу, что примерно треть всей поверхности двигательной
проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая
располагается рядом с речевой зоной. Из этого вытекает следующий вывод:
развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанный и
неразрывный процесс. Отметим также, что к сфере мелкой моторики относится
огромное разнообразие всевозможных движений. Это и примитивные жесты, такие как
захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых
зависит почерк человека. Вязание — это один из ярких примеров действий мелкой
моторики. Процесс развития мелкой моторики происходит естественным путем на
базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь,
начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе
перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребенок может не
только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс
совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем
школьном возрасте. Ребенок все чаще выполняет более сложные действия, требующие
согласованных действий обеих рук.

Педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша
уже с восьмимесячного возраста путем активной тренировки пальцев ребенка.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

-дидактические игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы,
конструкторы и т. д.);

— пальчиковые игры;

— лепка;

— массаж пальцев и кистей.

В обучающих дидактических играх нет проигравших или выигравших, здесь
выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе занятия. Это позволит выявить
знания у питомца и умение пользоваться ими.

Опыт работы свидетельствует, что игра, игровая деятельность имеют большой
потенциал для решения проблемы обучения дошкольников и развитии моторики.

Использование различных видов игры и способов их применения способствует
познавательному развитию детей. Вероятнее всего получение максимального
результата деятельности в тех случаях, когда мотивация оптимальна, есть
эмоциональное возбуждение, настроение на творческую деятельность.

Таким образом, мелкая моторика является способностью выполнять мелкие и
точные движения кистями и пальчиками рук и ног, посредством скоординированных
движений нервной, мышечной и костной системы.

Часто мелкую моторику кистей и пальцев рук называются ловкостью. При этом
сфера мелкой моторики включается в себя значительное разнообразие движений,
начиная от простых жестов до сложных движений, в частности, письмо и рисование.

Развитие мелкой моторики имеет важное значение для общего развития детей.
Определено, что ее развитие начинается с новорожденности. Изначально ребенок
рассматривает свои руки, а потом обучается ими управлять. В первую очередь он
берет предметы всей ладонью, а после только большим и указательным пальчиками.
В процессе развития и роста ребенка его обучают правильно держать ложку,
карандаш, кисть и т.п.

Мелкая моторика характеризуется важной особенностью. Она напрямую связана с
нервной системой человека, его зрением, вниманием, памятью и восприятием.
Доказана так же тесная взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием речи
ребенка. Такое положение объясняется тем, что в головном мозге речевой и
моторный центры находятся рядом друг с другом. В связи с этим при стимуляции
моторных навыков пальцев рук, протекает развитие речевого центра и его
активизация. Это говорит о том, что для своевременного развития речи детей
важно уделять внимание развитию мелкой моторики.

Отмечается, что мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на
ловкость рук, и почерк ребенка, на скорость его реакции и т.д. Особенности
развития мелкой моторики детей представляют базу для готовности к обучению в
школе.

Заметим, что развитие мелкой моторики протекает постепенно, характеризуется
индивидуальностью и у каждого ребенка имеет свой темп.

Анализ научных источников и опыта работы с детьми с
нарушениями интеллектуального развития допускают утверждать, что вопросом
педагогического воздействия средств физического воспитания уделяется
недостаточно внимания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения мелкой моторики у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

1.1. Психомоторное развитие в онтогенезе Период дошкольного возраста приходится на время от трех до 6-7 лет и
считается одним из совершенно особенных в развитии детей. В это время у
индивида начинает появляться внутренняя психическая жизнь и формируется
внутренняя регуляция поведения. Дошкольный возраст — это период интенсивного
умственного и физического развития ребенка, а также чувствительный период
психомоторного развития. Именно в дошкольном детстве у ребенка развиваются
двигательные качества, навыки, способности, которые в дальнейшем служат основой
для нормального физического и умственного развития.

В первые пять лет дети быстро растут и развиваются по четырем основным
направлениям развития. Это моторные (физические), коммуникативные и языковые,
когнитивные, социальные и эмоциональные области.

Двигательное развитие означает физический рост и укрепление костей и мышц
ребенка, а также способность двигаться и взаимодействовать с окружающей средой.
Двигательное развитие ребенка делится на две категории: мелкая моторика и общая
(крупная) моторика [18].

 Под мелкой моторикой понимаются
небольшие движения руками, запястьями, пальцами, ступнями, пальцами ног, губами
и языком. Общая моторика включает развитие моторики мышц, которые позволяют
младенцам держать голову, сидеть и ползать и, в конечном итоге, ходить, бегать,
прыгать и прыгать.

Типичное развитие моторных навыков следует предсказуемой
последовательности. Оно начинается с головы, шеи, рук и ног, а затем к развитию
ступней, пальцев рук и ног. Двигательное развитие важно на протяжении всей
ранней жизни ребенка, потому что физическое развитие связано с другими
областями развития. Например, если ребенок может ползать или ходить (общая
моторика), ему будет легче исследовать свою физическую среду, что в свою
очередь позитивно влияет на когнитивное развитие. Социальное и эмоциональное развитие
прогрессирует, когда ребенок может говорить, есть и пить (мелкая моторика) [12].

В возрасте от 2 до 3 лет маленькие дети перестают «бодрствовать» или
использовать неуклюжую стойку, похожую на роботов с широкими ногами, которая
является отличительной чертой малышей. По мере того, как они развивают более
плавную походку, они также развивают способность бегать, прыгать и скакать.
Дети этого возраста могут участвовать в играх с броском и ловлей мячом большего
размера. Они также могут передвигать ногами, сидя на игрушке для верховой езды.

Дети в возрасте от 3 до 4 лет могут подниматься по лестнице, сводя обе
ноги вместе на каждой ступеньке перед переходом к следующей ступени (для
сравнения, взрослые ставят одну ногу на каждую ступеньку последовательно).
Однако маленьким детям может потребоваться некоторая «дополнительная» помощь,
чтобы предотвратить падение, если они потеряют устойчивость в этом новом
навыке. Дети этого возраста также будут озадачены, когда пора будет снова
спускаться по лестнице, поскольку они имеют тенденцию разворачиваться и
спускаться по лестнице назад. Дети от 3 до 4 лет могут прыгать выше, так как их
мышцы ног становятся сильнее. Многие могут даже непродолжительное время прыгать
на одной ноге.

Также в этом возрасте (от 3 до 4 лет) у детей развивается подвижность
верхней части тела. В результате их ловля и метание улучшаются в скорости и
точности. Кроме того, они обычно могут ударить битой по неподвижному мячу с
мишени. По мере того, как координация всего тела улучшается, дети этого
возраста теперь могут крутить педали и управлять трехколесным велосипедом. Они
также могут ударить по большому мячу, помещенному прямо перед их телом.

В возрасте от 4 до 5 лет
дети могут подниматься и спускаться по лестнице в одиночку, как взрослые (то
есть делая по одному шагу за раз). Их бег

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы