Курсовая с практикой на тему Особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющих общее недоразвитие речи (на примере лексической темы «Зима»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I Специфические особенности речи у детей с ОНР 5
1.1Общее недоразвитие речи 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….9
1.3 Средства коррекционно-развивающей работы в специальной дошкольной педагогике 13
Глава II Практические приёмы работы над формированием речи у детей с ОНР………………………………………………………………………………..18
2.1 Виды упражнений с детьми на примере лексической темы «Зима»……18
2.2 Критерии оценки развития речи детей с общими нарушениями речи. 24
Заключение 28
Список литературы 29
Введение:
Если ребёнок старшего дошкольного возраста хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Под ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы.
Нарушения речевого развития детей – одна из острых проблем современной. Отмечается рост численности детей старшего дошкольного возраста, которые имеют общее недоразвитие речи. Это в дальнейшем оказывает отрицательное воздействие на изучение детьми школьной программы. Главной целью всех общеобразовательных учебных заведений в соответствии с законом РФ является – развитие и формирование личности, укрепление здоровья, обеспечение социально-психологической реабилитации и адаптации ребенка путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работами.
Многие ученые занимались вопросом преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Большой вклад в содержание методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи внесли Р. Е. Левина, Б. М. Гришпун, Л. С. Волкова, Г. В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина, В. П. Глухов, В. К. Воробьева и многие другие.
Из-за различных факторов нарушения речи снижается уровень общения, что влечет за собой возникновение психологических особенностей (нерешительность, замкнутость, отчужденность, робость); что может привести к появлению специфики общего и речевого поведения (ребенку тяжело вслушиваться в звучащую речь, ребенок имеет ограниченную контактность, у него замедленная включаемость в ситуацию общения, ему трудно поддерживать беседу); что влияет на снижение психической активности. ОНР в разной степени затрагивает речь ребенка, но нужно отметить, что, некоторые стороны больше, некоторые меньше, а некоторые могут быть вообще незначительно нарушены.
Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопеда, воспитателей, педагогов и, естественно, родителей.
Актуальность нашего исследования заключается в уточнении содержания коррекционного обучения, которое направлено на развитие речи у детей с ОНР, на улучшение их коммуникативных умений и навыков. Преобладание разнообразных видов деятельности приводит ребенка к потребности овладеть речью. Однако и по сей день остается проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Цель: проанализировать и сравнить методы и приёмы по развитию лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Задачи:
• выявить особенности развития детей с ОНР;
• проанализировать результаты обследования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
• проанализировать методы работы по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Практическая значимость: изложенные в работе методы, могут быть использованы воспитателями ДОУ, родителями, и логопедами дошкольного образовательного учреждения.
Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В курсовой работе мы в очередной раз рассмотрели проблему особенностей логопедической работы с детьми, имеющих общее недоразвитие речи. Мы провели анализ всех уровней ОНР в зависимости от степени нарушений речевого развития.
Проанализировав литературу по коррекции ОНР, мы выявили общие задачи коррекционно-логопедической работы ОНР различных уровней. Среди таких задач можно выделить: 1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка; 2) развитие связной речи; 3) формирование полноценной фонетической стороны языка, совершенствование артикуляционных звуков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры слова; 4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза; 5) овладение элементами грамоты.
Также мы выяснили, что логопедическую работу с детьми, имеющих нарушения речи, необходимо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление речевых нарушений -задача сложная, но весьма важная в современной дошкольной педагогике.
В современной логопедии взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.
Проанализировав особенности работы с детьми с ОНР, мы доказали, что важными в работе являются обогащение словаря детей новой лексикой, активизация словаря, уточнение значения отдельных слов и словосочетаний, развитие образной речи, усвоение обобщающих понятий. Мы убедились, что необходимым фактором при формировании речи у дошкольников с ОНР,являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, потешки, стишки и.т.д. Они оказывают эффективное воздействие на формирование лексической стороны речи и преодоление ОНР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I Специфические особенности речи у детей с ОНР
1.1 Общее недоразвитие речи
На современном этапе развития образования перед педагогами и воспитателями возникла огромная ответственность, когда занятия необходимо построить в основном с учётом формирования речи подрастающего поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования в разделе требований к метапредметным результатам освоения программы пунктом планируемых достижений является:
— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий .
Овладение связной речью предполагает собой овладение лексически полным словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться необходимым языковым материалом, последовательно и понятно передавать окружающим диалогическую монологическую речь.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Этот термин (ОНР) ввела в общее употребление основоположник дошкольной логопедии в России Левина Р.Е . Несмотря на различную природу дефектов, дети с ОНР имеют однородную специфику нарушения речевой деятельности:
— позднее появление речи (первые слова появляются к 3-4, в тяжелых случаях и к 5 годам);
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной (ребёнок хорошо понимает речь, которая обращена к нему, но не может сам правильно сформулировать свои мысли);
— речь детей с ОНР малопонятна (характерно для I,II уровня речевого развития по Р.Е.Левиной).
Р. Е. Лёвина разграничила речевое развитие детей с ОНР на три уровня. Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети старше 5-6 лет имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих.