Курсовая с практикой на тему Особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющих общее недоразвитие речи (на примере лексической темы «Дикие животные»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 5
1.1. Формирование речи в онтогенезе 5
1.2. Сущность понятия общего недоразвития речи 10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 15
2.1. Методы логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 15
2.2. Создание сборника игр для логопедической работы на примере темы «Дикие животные» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Актуальность исследования. Развитие речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности дошкольника. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).
Овладение речью как средством познания и способом общения является весомым достижением дошкольного детства. В данный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством отношений с окружающими посредством общения со взрослыми, а также с помощью игровых и реальных отношений со сверстниками. У ребенка в процессе диалога формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать и поддерживать речевое общение, понимать партнера, актуализируются и развиваются речевые навыки (В.И. Терентьева, Л.Н. Усачева, Е.Г. Федосеева, и др.).
Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль, основу всего перечисленного составляет фонематическое восприятие.
У детей с ОНР такие языковые средства, которые необходимы для полноценной речи, нарушены.
Стойкие фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения у детей с ОНР значительно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, которые обеспечивают процесс говорения и процесс приема речи. У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).
Объект исследования – логопедическая работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Предмет исследования – особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи на примере лексической темы «Дикие животные».
Цель исследования – определить особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи на примере лексической темы «Дикие животные».
Задачи исследования:
1. Описать формирование речи в онтогенезе.
2. Раскрыт сущность понятия общего недоразвития речи.
3. Определить методы логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
4. Создать сборник игр для логопедической работы на примере темы «Дикие животные».
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; конструирование.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Речь формируется и развивается в онтогенезе. К старшему дошкольному возрасту речь ребенка полностью сформирована. Лексическая сторона речи является основой для формирования грамматической стороны и связной речи в целом.
При общем недоразвитии речи имеет место недоразвитие лексической стороны речи. Детям с ОНР свойственная пониженная способность воспринимать и различать значения лексических единиц речи, что ограничивает их возможность правильного построения собственного высказывания: у детей с ОНР наблюдается несоответствие объема активного и пассивного словаря; использование слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает трудности; такие дети не знают слов, которые обозначают наименование: различных частей тела (туловище, локоть, колено, плечо и др.); названия животных и их детенышей; названия различных профессий; названия цветов, формы, размера; заменяют слова другими, близкими по значению; навыки словообразования у детей отсутствую.
Игра в логопедии рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески прямо или косвенно отражаются явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.). Игра – явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, обусловленная развитием общества, его культурой. Это особая форма жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой дети в игровых условиях выполняют роли взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения.
Использование игры в логопедической работе с дошкольниками с ОНР позволит достичь высоких результатов в развитии их речи
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
1.1. Формирование речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех [Игнатьева 2004].
Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание [Архипова 2007].
Г.Д Розенгард-Пупко [Розенгарт-Пупко 1963] рассматривает два периода формирования речи: до 2 лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.
Опираясь на исследования А.А. Леонтьева [Леонтьев 1997], можно условно выделить следующие основные периоды речевого развития: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, что предполагает наличие голоса и крик ребенка в первые недели, месяцы жизни, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления речи. С такого крика с первого месяца постепенно возникают на основе сосательного рефлекса, намеки на звуки согласного типа м, п, д. На рубеже первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного ощущения (радости) у младенца возникают короткие звуки типа ги, кхы, что сопровождаются часто испусканием