Курсовая с практикой на тему Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические вопросы исследования формирования навыков описательного рассказа
у дошкольников с общим недоразвитием речи. 6
1.1 Проблема
формирования навыков описательного рассказа у дошкольников в
психолого-педагогической литературе. 6
1.2
Особенности формирования навыков описательного рассказа у детей с общим
недоразвитием речи. 11
1.3
Возможности учителя-логопеда в формировании навыков описательного рассказа у
детей с общим недоразвитием речи. 17
Выводы по
главе 1. 21
2.
Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного
рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. 23
2.1
Характеристика объекта и методик исследования. 23
2.2 Изучение
уровня сформированности навыков описательного рассказа у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 24
2.3 Комплекс
логопедических игр и упражнений по формированию описательного рассказа у дошкольников
с общим недоразвитием. 27
Выводы по
главе 2. 32
Заключение. 34
Список
литературы.. 35
Введение:
Актуальность
исследования. Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет
собой системное нарушение процесса формирования и развития речевой системы, при
котором отмечаются нарушениях всех компонентов речевой деятельности. Нарушения
выражаются в сниженном темпе становления всех звеньев речевой системы,
недостатках звукопроизношения, фонематического восприятия,
лексико-грамматической стороны речи, бедном словарном запасе, нарушениях
связной речи. При этом ребенок испытывает трудности с построением связного
высказывания, в большей степени использует простые предложения, в его речи мало
прилагательных глаголов.
В
работах авторов, исследовавших особенности развития речи дошкольников с ОНР (В.
К. Воробьевой, В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Т. A. Ткаченко, Т. Б.
Филичевой) имеются указания на недостаточный уровень развития связной речи,
несформированность умения ребенка составлять различные рассказы, низкий уровень
сформированности монологической речи как наиболее сложной формы устной связной
речи. В связи с этим дети с ОНР оказывают неподготовленными к школе: проблемы с
развитием устной речи провоцируют трудности в освоении письменной речи: ребенок
испытывает сложности при необходимости составить пересказ, рассказ, написать
сочинение, ему трудно формулировать свои мысли в письменном виде.
Однако
анализ научных работ и исследований, направленных на изучение особенностей
формирования связной речи дошкольников с ОНР, и частности умения таких детей
составлять описательный рассказ, показал, что только небольшое количество работ
посвящено изучению особенностей формирования описательного рассказа у детей с
ОНР и методов и форм логопедической работы в данном направлении.
Таким
образом, нами выявлено противоречие между
необходимостью формировать у дошкольников навык составления описательного
рассказа и недостаточной разработанностью вопроса методов и форм логопедической
коррекции данной проблемы у детей с ОНР.
Проблема исследования:
каковы возможности учителя-логопеда по формированию навыков описательного
рассказа у дошкольников с ОНР?
Цель исследования:
изучить особенности формирования навыка описательного рассказа у старших
дошкольников с ОНР.
Объект исследования: процесс
формирования навыков описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: особенности
становления навыка описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития
навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР;
2. Раскрыть содержание работы
учителя-логопеда по формированию навыков описательного рассказа у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Изучить уровень сформированности навыков
составления описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
4. Разработать комплекс игр по формированию
навыков описательного рассказа в логопедической работе с детьми с ОНР.
Теоретическая база
исследования: психологическая природа связной речи, ее
механизмы и особенности развития у детей раскрываются в научных трудах Л. C.
Выготского, A. A. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна. Проблема развития связной речи
у детей с ОНР отражены в трудах В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Л. Н.
Ефименковой, Т. A. Ткаченко, Т. Б. Филичевой.
Методы исследования:
—
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
—
эмпирические: констатирующий эксперимент, анализ педагогической и медицинской
документации;
—
количественная и качественная обработка полученных данных.
База исследования:
Теоретическая значимость
исследования: изучены особенности формирования навыка
описательного рассказа в онтогенезе, рассмотрены особенности формирования
навыка описательного рассказа у детей с ОНР, описано содержание работы
учителя-логопеда по формированию навыков описательного рассказа у старших
дошкольников с ОНР.
Практическая значимость
исследования: дана характеристика объекта и методик
исследования, изучен уровень сформированности навыков составления описательного
рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, разработан комплекс игр по формированию навыков составления
описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в работе
учителя-логопеда.
Структура
курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким
образом, связная речь является необходимым качеством, которое в норме должно
развиваться у ребенка в старшем дошкольном возрасте, представляя собой основное
средство полноценного общения.
Однако
дети с общим недоразвитием речи характеризуются существенными недостатками в
формировании данной стороны речи. Они испытывают сложности в формулировании
высказывания, грамотном использовании грамматических и лексических средств, у
них снижен словарный запас. Такие дети сталкиваются с трудностями в составлении
рассказов по картинам, по серии картин, по личным впечатлениям и др., в том
числе и описательных рассказов. Это обуславливает сложности с коммуникации
детей и может стать причиной возникновения проблем в последующем школьном
обучении.
Таким
образом, необходимо применение эффективных методов, направленных на развитие
связной речи старших дошкольников с ОНР. Ученые отмечают высокий уровень
продуктивности дидактических игр в развитии связной речи детей с ОНР.
Игровая
деятельность является ведущей деятельностью в развитии и обучении дошкольников,
это обуславливает высокую эффективность использования ее в качестве метода
развития связной речи дошкольников, в том числе с нарушениями речи.
Дидактическая
игра выполняет одновременно обучающие и игровые задачи. Это обуславливает, с
одной стороны, высокую увлекательность данного вида деятельности для
дошкольников, с другой стороны, высокую эффективность в развивающей работе с
детьми. Грамотное использование дидактической игры в соответствии с
методическими рекомендациями позволит успешно развивать связную речь старших
дошкольников с ОНР III
уровня.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
вопросы исследования формирования навыков описательного рассказа у дошкольников
с общим недоразвитием речи
1.1 Проблема формирования
навыков описательного рассказа у дошкольников в психолого-педагогической
литературе Дошкольный
возраст – это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и
развития всех сторон речи. В этом возрасте круг общения детей значительно
расширяется. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых является речь.
Речь
является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а
также из подражания речи других. Весь ход речевого развития протекает по
определенным принципам, которые четко прослеживаются в речи каждого конкретного
ребенка, а также происходит в определенные временные рамки. В то же время при
формировании собственной речи ребенка важно проследить особенности его
звукового произношения, лексики и грамматической структуры речи.
Связная
речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Воробьева
В.К. считает, что в психологической и психолингвистической литературе связная
(или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид
речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более
сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим
определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не
обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения [4].