Курсовая с практикой на тему Особенности логопедической коррекции речи детей с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Развитие речи у детей с нарушениями зрения. Теоретический аспект 5
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения 5
1.2 Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения 9
1.3 Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями зрения 14
Глава 2. Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения 21
2.1 Цель, задачи и организация исследования 21
2.2 Программа и результаты констатирующего эксперимента 22
2. 3 Рекомендации по развития речи детей с нарушением зрения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Приложение А 33
Введение:
Большую часть информации (до 90%), поступающей к нам из внешнего мира, человек получает с помощью зрения. В процессе восприятия предметов мы узнаем об их форме, величине, цвете, пространственном расположении и степени удаленности. У находящегося в условиях зрительной депривации ребенка со зрительной патологией представления об окружающем мире являются обедненными, фрагментарным, что отрицательно сказывается на его речевом развитии.
Нарушение зрения, в том числе и у детей, явление, встречаемое достаточно часто, как следствие, количество детей с нарушением зрения, имеющих проблемы с речью также не уменьшается, что и обусловливает актуальность исследования.
Причины нарушения зрения разнообразны: генетическая предрасположенность, врожденные аномалии строения глаз, вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности, внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы ребенка во время родов, несоблюдение гигиены зрения, нарушение питания зрительных нервов, осложнения после различных заболеваний и другие.
Коррекционная работа с детьми, страдающими зрительными нарушениями, требует от учителя-логопеда компетентности, учета особенностей детей данной категории при организации, проведении занятий, подборе дидактического материала, выборе методов и приемов обучения.
Проблемой изучения развития детей с нарушением зрения занимались многие авторы, такие как: Бабина, Г.В., Браткова, М., Волкова Л.С., Глухов, В.П., Дружинина, Л.А., Лалаева Л.И., Плаксина Л.И., Фильчикова Л.И., Фомичева, Л.В. и др.
Цель исследования: изучить особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.
Объект исследования: коррекционно-логопедическая работа.
Предмет исследования: коррекция речевого развития.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
дать клинико-психологическую характеристику детей с нарушением зрения;
определить особенности речевого развития детей с нарушением зрения
определить особенности логопедической работы по коррекции речи детей с нарушением речи.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, систематизация, обобщение, метод анализа полученных данных.
Курсовая работа состоит из двух глав, ведения, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В результате проделанной работы можно сделать ряд выводов.
Первая глава посвящена вопросам теоретико-методологическим основам логопедической работы с детьми с дефектами зрения.
Анализ научной литературы показал наличие как международных таки отечественных классификаций детей, имеющих дефекты зрения. В зависимости от того, насколько нарушено зрение и снижены зрительные возможности глаза, который в сравнении с другим, видит лучше, дети, имеющие нарушения зрения делятся на таки категории как: слепые дети, слабовидящие дети, дети с пониженным зрением.
Для детей, у которых зрение нарушено, характерно несоответствие развития зрительной функции возрастным периодам. Снижение способности нормально видеть сокращает возможность использовать невербальные средства общения, мимика и жесты используются все реже. Нарушения зрения приводят к существенному снижению выразительных средств при разговоре, от чего теряется интонационный окрас речи. Речь собеседника ограничивается восприятием только слуха.
Довольно значительное отрицательное влияние нарушение зрения оказывает на развитие познавательной деятельности дошкольников. Не имея возможности нормально видеть, ребенок теряет способность устанавливать логические связи между предметами, между объектами на картинках и в сюжетном действии. Серьезно осложнена способность классифицировать предметы в группы.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения.
Проведение обследования детей с нарушением зрения требует специальных методик. В практической части были подобраны задания для обследования детей с нарушением зрения, выявления уровня их развития.
В третьей главе исследования определены принципы и направления логопедической работы.
В логопедической практике разработано множество методик преодоления и профилактики нарушений речи у детей с нарушениями зрения.
Такая работа проводится индивидуально или небольшой подгруппой в игровой форме с элементами двигательной активности. Взаимодействие логопеда с воспитателями, специалистами.
Сотрудничество логопеда с окулистом, тифлопедагогом, психологом, музыкальным руководителем, преподавателем по физической культуре, воспитателями и родителями обеспечивает возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения коррекционно-педагогического процесса.
Важно отметить, что логопедическое сопровождение слабовидящих обучающихся проводится поэтапно и систематично. Эта работа включает в себя диагностический, коррекционно-развивающий этапы, просветительскую часть.
От уровня организации системы логопедической работы со слабовидящими дошкольниками, заинтересованного сотрудничества всех участников коррекционно-развивающего процесса напрямую зависит успешная адаптация и интеграция в общество здоровых сверстников.
Таким образом, цели работы достигнуты, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие речи у детей с нарушениями зрения. Теоретический аспект
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения
В основе принятой международной классификации нарушений зрения лежат два определяющих фактора: острота зрения и поле зрения.
К зрительному нарушению относится острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов. Показатель 0,3 означает, что зрительная функция равна 30%, а, это очень низкий показатель, требующий лечения [4, с.58].
В зависимости от вида нарушения зрения дети делятся на:
слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);
слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);
дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3) [8].
Что касается отечественной классификации, то в этом случае нарушения зрения делятся на:
1. Нарушения зрения функционального типа. К данному типу относятся, прежде всего, косоглазие и амблиопия, корректировка которых возможна.
Амблиопия — это некоррегируемое оптическими средствами снижение зрения.
Амблиопия имеет различные формы:
обскурационная. Причина возникновения — помутнение оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы и др.), которое имеет некоторую продолжительность;
рефракционная. Возникает по причине нестандартной рефракции глаз (дальнозоркость, близорукость, астигматизм или анизометропия), еще одна причина — отсутствие адекватной оптической коррекции;
дисбинокулярная. Причина появления — наличие косоглазия (может иметь центральную и нецентральную фиксацию);
истерическая. Причина возникновения — состояние аффекта.
В зависимости от тяжести может иметь три степени:
высокая степень при остроте зрения 0,01-0,2;
средняя степень при остроте зрения 0,2-0,4;
слабая степень при остроте зрения 0,4-0,8 [12].
2. Нарушения органического типа. К данному типу относятся нарушения, вызванные деформациями нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, в результате которых появляется слабовидение, и слепота.