Зарубежное регионоведение Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Особенности культурного развития нацменьшинств в КНР на современном этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КНР. 8

1.1 Особенности этнической структуры КНР. 8

1.2 Характеристика культурных особенностей и процессов ассимиляции
национальных меньшинств КНР. 14

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕНЬШИНСТВ КНР. 24

2.1 Анализ государственной политики КНР, направленной на сохранение
национальных особенностей культуры нацменьшинств на современном этапе  24

2.2 Коммерциализация культуры национальных
меньшинств КНР как современный механизм ее сохранения……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Вопрос
сохранения культуры национальных меньшинств остро стоит на повестке дня
мирового сообщества. С процессами глобализации и коммерциализации культуры в
целом, теряется мировое наследие многих народов и этносов. Культура КНР не
является исключением. Поскольку титульная нация ханьцев составляет абсолютное
большинство населения КНР, малочисленные народы и этносы проходят процессы
ассимиляции, активно поддерживаемые со стороны государства. Уже сегодня
некоторые народы Китая, как например маньчжуры, полностью утратили свой язык, а
их культура оказалась поглощённой культурой ханьцев. В то же время, в Китае
есть этносы, чье культурное отличие от титульной нации настолько сильно, что
они выражают стремление к отделению, как например уйгуры.

Однако в силу того, что национальная
политика КНР провозглашает право всех наций и народов на сохранение своей
культуры, изучение вопроса о культурном развитии национальных меньшинств Китая
на практике видится актуальным.

Степень разработанности вопроса. Подобную тему затрагивают некоторые авторы,
занимающиеся отдельными аспектами национальной политики КНР в отношении культуры
малочисленных народов. Существует ряд исследователей, изучающих вопрос
внутренней национальной политики Китая, к числу которых можно отнести работы
Буярова Д.В., Готлиба О.М., труды Ма Жун[1]. Особое
место занимают работы А.А. Москалева, в которых он рассуждает о причинах
националистических настроений среди этнических меньшинств КНР[2].

Ряд ученых
исследовали отдельные аспекты культуры национальных меньшинств КНР. Алексеева
И. Д., Помелова Ю.П., Хуа Ю и Чунгпиг Л. поднимают в работах вопрос об образовании
среди национальных меньшинств[3], Арташкина
Т.А., Шан Б., Ли С. – вопросы
сохранения национальных традиций и обычаев[4], Копелиович
Г.Б. и Старкова И.И. – вопросы культуры традиционной медицины[5]. О.И.
Завьялова опубликовала статьи, посвященные языковым особенностям различных
этносов Китая[6].
Также на тему языков национальных меньшинств писали такие авторы как Загребельная
М.С. и Егорова М.А.[7]

Особое место в
проблемном поле занимают работы, посвещенные коммерциализации культуры.
Обобщающие труды на тему коммерциализации писали такие авторы как Назаров А.Л.,
Куняшова С.В.[8]
Соловьева Н.А. посвятила ряд исследований коммерциализации культуры
национальных меньшинств Китая. В ее работах дается оценка этого процесса с
точки зрения модификаций этнической культуры[9]. Некоторые работы
носят общий характер и раскрывают историю развития КНР и формирование культуры
государственного управления. К ним относятся такие работы, как История Золотой
империи[10].

Объект исследования – культура
национальных меньшинств КНР.

Предмет исследования – политика
КНР по вопросу сохранения культуры национальных меньшинств КНР.

Цель: исследовать политику КНР,
направленную на развитие и сохранение культуры национальных меньшинств Китая.

Задачи:

1. Выявить особенности этнической структуры КНР;

2. Охарактеризовать культурные особенности национальных меньшинств
КНР;

3. Проанализировать
политику КНР, направленную на сохранение и развитие культурных особенностей
национальных меньшинств КНР;

4. Рассмотреть
процесс коммерциализации культуры национальных меньшинств как механизм
государственной политики КНР.

Хронологические рамки исследования охватывают период в истории КНР со второй
половины ХХ века до начала ХХI века.

Территориальные рамки охватывают территорию КНР со второй половины
ХХ века до начала ХХI века.

Методология исследования. Работа опирается на
принципы научного историзма и объективизма. К основным методам относятся анализ
и синтез, дедукция и индукция, сравнительный и системный,
историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный и
историко-типологический методы. В
работе были также использованы следующие методы: анализ документов (работа с
законами, постановлениями, договорами и т.д.), функциональный метод, который
позволяет оценить эффективность методов реализации культурной политики КНР, а
также методы научного познания такие как анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.

Источники. К источниковой базе
исследования относятся следующие группы источников: статистические материалы и
нормативно-правовые акты. К официальным
документам и статистическим материалам относятся данные всекитайских переписей
населения[11].
С их помощью удалось создать полную картину того, какие национальные
меньшинства представлены в этническом составе КНР на сегодняшний день. Законотворческая деятельность представлена Конституциями КНР за
1975 год, 1982 год, а также действующая конституция КНР за 2018[12].
На базе документов был произведен анализ изменения отношения к национальным
меньшинствам с 70-х годов XX века по сегодняшний день.

Степень разработанности вопроса. Подобную тему затрагивают некоторые авторы,
занимающиеся отдельными аспектами национальной политики КНР в отношении
малочисленных народов. К ним можно отнести В. А. Богословского, Т. В. Лазареву,
работы Ма Жуна, А. Н. Мочалова, И. Ф. Поповой, Л. Сяняня, Ху Аньган, И. Чжэн, Цзинь
Бинхао, А. Я. Якобсона. В работе В. Г. Булдаковой содержатся материалы,
рассказывающие о внутренней национальной политике Китая, о научных теориях,
используемых в стране, а также о методах и принципах регулирования процесса
национального строительства. Статья В. А. Манькораскрывает особенности подхода
к принципу самоопределения народов и наций в Китае; исследуется понятие
национально-территориальной автономии как основной формы для решения
национального вопроса в Китае. Концептуально-теоретические основы национальной
политики КНР, процесс формирования теоретических идей по основным направлениям
национальной политики, критический анализ позиций китайских теоретиков
национального вопроса даны в монографии А. А. Москалева. Автор статьи
«Национально-территориальное устройство КНР» (1978-2002), аспирант института
истории И. Ставров считает, что идеология национальной политики Китая,
направленная на снижение противоречий в национальной сфере и ускорение развития
регионов, в которых проживают неханьские народы, отвечает курсу реформ и
построения среднего процветающего общества в Китае к середине 21 века.

Некоторые работы
носят общий характер и раскрывают историю развития КНР и формирование культуры
государственного управления. К ним относятся такие работы, как История Золотой
империи, исследование Е. В. Кремнёва и Цин Цзюе.

Структура курсовой работы представлена
введением, двумя главами, в которых последовательно решаются поставленные
исследование задачи, заключением, списком использованной литературы. [1] Буяров Д.В. Эволюция национальной
политики Китайской Народной Республики // Традиционный Китай на пути
трансформации / Отв. ред. Д.В. Буяров. – М.: КРАСАНД, 2013. – С. 118-156;
Готлиб О.М. Этнология Китая (ханьцы). Обрядность и символика основных этапов жизни: учебное пособие / О.М. Готлиб – М.: Восточная
книга, 2018. – С. 104; Ма Жун.
Размышление о современной национальной политике Китая (на кит.яз.) / МаЖун //
Циньхайское национальное исследование. – 2013. – №4. – С. 42-48. [2] Москалев
А. А. Теоретическая база национальной политики КНР / А. А. Москалев. – 2018. –
№5. – С. 9-15; Москалев А. А. Дискуссии о национализме в КНР / А. А. Москалев // Проблемы
Дальнего Востока. – 2001. – № 3. – С. 32-39. [3] Алексеева И.Д. Образование этнических
групп Китая // Вестник БГУ.  2012. № 8. C. 131-136; Помелова Ю.П. Высшее образование для
национальных меньшинств в КНР // Вестник Мининского университета. 2014. №1 (5). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-dlya-natsionalnyh-menshinstv-v-knr
(дата обращения: 18.11.2021); Hua Yu S.C., Hannum E.C., Chunping L. Sociological
Perspectives on Ethnicity and Education in China: Views from Chinese and
English Literatures / University of Pennsylvania. 2013. P. 14. URL: http://repository.upenn.edu/elmm/4 (дата обращения: 18.11.2021). [4] Арташкина Т.А.,
Шан Б. Специфика праздничной культуры современного Китая // Икони. 2019. №1. С.
184-197; Ли С. Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне
современной одежды: дис. канд. искусств. наук: 17.00.06. — СПб., 2010. — 247
с.; Сидоренко А.О., Терехова Н.В. Праздничная культура китайских малых этносов:
семиосфера китайского Нового Года // Россия и Китай: история и перспективы
сотрудничества. Материалы X международной научно-практической конференции. —
Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2020.
— С. 699-708. [5] Копелиович Г.Б. Традиционная китайская
медицина в Хэнаньском Университете (г. Чжэнчжоу, Китай) // Медицинская
антропология и биоэтика. — 2018. — №1 (15). — С. 10; Старкова И.И.,
Соломинская Н.Н. Тибетская медицина как туристический ресурс // Конкурентный
потенциал региона: оценка и эффективность использования. сборник статей IХ
Международной научно-практической конференции. Абакан: Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2018. С. 136-137. [6] Завьялова О. И. Большой мир китайского языка. М.:
Восточная книга, 2014. 320 с.;
Завьялова О.И. Лингвистическая
стратегия Китая //Независимая газета. 
2015.  URL:
http://www.ng.ru/ideas/2015-06-26/5_china.html (дата обращения: 18.11.2021). [7] Егорова М.А. Политика Китая в
области распространения государственного языка путунхуа// Филологические науки.
Вопросы теории и практики. 2017. №11-1 (77). С. 90-92.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-kitaya-v-oblasti-rasprostraneniya-gosudarstvennogo-yazyka-putunhua
(дата обращения: 14.11.2021); Загребельная
М. С. Культурные особенности национальных меньшинств Китая // Modern Science.
2020. №11-4. С. 51-55. [8] Назаров А.Л. Сохранение народных
традиций в условиях коммерциализации культуры // Социально-культурная среда
регионов глазами молодежи. Материалы III Всероссийской научно-практической
конференции молодых ученых. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс
ФГБОУ ВО ВСГИК, 2020. С. 94-101; Куняшова
С.В. Коммерциализация культурной политики в пространстве региональной
культуры// Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. №2 (59).
С.114-121. [9] Соловьева Н. А.
Коммерциализация культуры национальных меньшинств // Исторические, философские,
юридические и политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы
теории и практики. — 2013. №11-2(37).  С.
176-179; Соловьева Н. А. Механизмы влияния на модификацию культуры национальных
меньшинств Китая // Дискуссия. 2013.  №11
(41). С. 29-36. [10] История Золотой империи / пер.
Г.М. Розова, коммент. А.Г. Малявкина. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и
этнографии СО РАН, 1998. – 273 с. [11] Статистический
ежегодник Китая. Федеральное бюро статистики. Пекин. – 2003. – 593 с.; Communiqué of the Seventh National Census (No. 5) // National Bureau of
Statistic of China URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202105/t20210510_1817181.html
(дата обращения: 12.11.2021). [12] Конституция
Китайской Народной Республики 1975 года // URL: http://maoism.ru/3213 (дата
обращения: 18.11.2021); Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря
1982 года // URL:
http://www.window2china.ru/upload/iblock/51e/Konstitutsiya-KNR.pdf (дата
обращения: 18.11.2021); Конституция КНР (в редакции 2018 г.). – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/
(дата обращения: 14.11.2021).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Культура
национальных меньшинств Китая богата и разнообразна. На сегодняшний день
насчитывается 56 народностей, населяющих Китай, каждая из которых сохранила
хотя бы часть своих культурных традиций: язык, фольклор, национальную одежду,
ремесла и быт, религиозные традиции, образ жизни.

На
сегодняшний день абсолютное большинство, а именно 90%, население Китая
составляет национальность хань. Оставшиеся 10% граждан КНР причисляют себя к
одной из 55 этнических групп меньшинств. Исторически сложилось, что национальные
меньшинства географически заселяют самые труднодоступные территории страны. В
связи с этим наблюдается отставание в экономическом и социальном развитии между
ханьцами и представителями национальных меньшинств.

В
силу того, что в стране долгие годы проводилась политика, направленная на
ассимиляцию национальных меньшинств и создание единой китайской нации, культура
многих народов претерпела изменения. Сегодня некоторые народы, как например
маньчжуры, полностью ассимилировались, культура других народов все сильнее
переплетается с ханьской. Так, молодое поколение яо, мао, ли, ва, лису и буи
являются в большей степени носителями культуры ханьцев, чем своей. Вместе с
тем, на территории Китая проживают и меньшинства, национальная культура и
самоопределение которых настолько сильно, что они хотят большей независимости.

Государственная
позиция по вопросу сохранения культуры национальных меньшинств в КНР довольно
двоякая. С одной стороны, на государственном уровне провозглашаются идеи
необходимости поддерживать культурное наследие всех этносов, проживающих на
территории. Для этого Китай осуществляет финансирование развития регионов, даёт
льготы на получение образования меньшинствам, поддерживает традиционную
медицину, культурные обычаи и традиции. Однако, с другой стороны, многие
действия КНР во внутренней политике можно отнести к деятельности по созданию
единой национальности. Сюда можно отнести политику распределения кадров, при
которой в регионы направляются рабочие повышенной квалификации ханьской
национальности в целях обучения населения. Это, в свою очередь, ведёт к
ассимиляции культуры национальных меньшинств. Также ярким примером по
продвижению ханьской культуры является повсеместного использования путунхуа —
официального языка Китая, в основе которого лежит язык национальности хань.

Также,
главной тенденцией в развитии культуры национальных меньшинств Китая является
коммерциализация. Под воздействием данного механизма культура меньшинств
становится объектом рыночных отношений. Это ведёт к повышению ее популярности
среди населения Китая и во всем мире, созданию рабочих мест для нацменьшинств и
их экономическое процветание. Однако, для культуры это имеет негативное
отношение. Этносы теряют своё стремление развивать культуру, продвигать
ценности и духовно обогащаться, а стремиться лишь к экономической выгоде от
туризма или продажи национальных сувениров. Для КНР это тоже выгодно, поскольку
это уменьшает самобытность культуры меньшинств и делает ее похожей на культуру
ханьцев. К сожалению, процесс изменения культуры необратим. Молодое поколение
забывает традиции, культура становится унифицированной, подвергаясь процессам
глобализации.

Для
государства важно прикладывать усилия для сохранения истинной культуры, в том
числе культуры национальных меньшинств, дабы не потерять их культурное наследие
навсегда. Поэтому, на наш взгляд, КНР следовало бы скорректировать политику в
отношении регионов национальных меньшинств: делать упор не только на из
экономическом и социальном развитии, но и поддерживать и сохранять их культуру.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА И ЭТНИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА КНР

1.1
Особенности этнической структуры КНР

Говоря об этнической структуре КНР, нельзя оставить
без внимания одно обстоятельство, которое отличает китайскую этническую
структуру от других. Дело в том, что ханьцы — одна из немногих ныне
существующих этнических общностей, история которой не прерывалась на протяжении
очень

длительного периода. Мы можем составить некоторое
представление о древнеегипетском или шумерском этносах, однако современное
население Египта и Ирака непосредственно не связано с ними генетически. Иное
дело —

Китай. Несмотря на сложнейшие перипетии политической
истории, многочисленные завоевания и нарушение в течение длительного времени государственного
единства китайского этноса, он, впитывая в себя многочисленные иноэтническне
включения, не утратил своей специфики, развитие его не прерывалось. Китайцы не
прекратили свое существование как многие другие народы, например сюнну,
сяньбийцы, кидане, чжурчжени, тангуты, оставив свой след только в древних
письменных источниках[1],
и не исчезли, положив начало существованию другим народом, как древнеримский
этнос. Все это говорит об особом пути трансформации китайского этноса. Этнический состав Китайской Народной Республики
включает в себя 56 этнических групп. Большую часть населения, а именно 92%,
составляет ханьская этническая группа. На остальные 8% приходится 55 этнических
меньшинств, включая чжуанское, уйгурское и тибетское, монгольское и хуэйское
население, все из которых имеют многовековые отношения друг с другом. В ходе
длительного исторического развития, эти этнические группы смогли прийти к
равноправным внутриэтническим отношениям[2]. Обращаясь к истории развития этинического состава
Китая, следует отметить, что освоение географических границ этнический
поселений произошло в течение длительного исторического развития. Предки народа
Хань первыми освоили бассейн Желтой реки и Центральные равнины; предки
тибетских и цянских народов — Цинхай- Тибетское плато; предки народов И бай —
юго-западный Китай; народы маньчжурии, сибэ, эвенки и орокэны —
северо-восточный Китай; народы сюнну, туцзюэ и монголы — монгольские степи;
народы Ли — остров Хайнань; предки этнических меньшинств Тайваня — остров
Тайвань. [1] Ма Жун. Размышление о
современной национальной политике Китая (на кит.яз.) / МаЖун // Циньхайское
национальное исследование. – 2013. – №4. – С. 42. [2] Москалев А. А.
Теоретическая база национальной политики КНР / А. А. Москалев. – 2018. – №5. –
С. 11.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы