Курсовая с практикой на тему «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с дизартрией в процессе логопедических занятий»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ С
ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 5
1.1
Коррекционно-развивающая работа в структуре логопедических занятий 5
1.2.
Логопедическое занятие: теоретический аспект. 8
1.3.
Особенности применения коррекционно-развивающей работы у детей с дизартрией в
процессе логопедических занятий. 11
Выводы по
главе 1. 15
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ.. 16
2.1 Цель,
задачи и организация исследования. 16
2.2 Анализ
результатов исследования. 24
2.3
Разработка системы коррекционно-развивающей работы с детьми с дизартрией 30
Выводы по
главе 2. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ. 56
Введение:
В последние
годы отмечается повышение интереса среди отечественных и зарубежных
специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции дизартрии.
Опыт
практической и исследовательской работы ученых показывает, что очень часто
практикующие логопеды испытывают затруднения в диагностике легких форм
дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности —
дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической
помощи детям с дизартрией (Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, М.А. Поваляева, М.Б.
Эйдинова и др.).
Дизартрия встречается очень часто в
логопедической практике. Основные жалобы дизартрии: невнятная
невыразительная речь, плохая дикция, искажение звуков.
Дизартрия представляет собой речевую
патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к
тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к
речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека
становится невнятной.
Объект исследования: коррекционно-развивающая работа с
детьми с дизартрией.
Предмет исследования: особенности коррекционно-развивающей
работы с детьми с дизартрией в процессе логопедических занятий.
Цель исследования: изучить особенности коррекционно-развивающей
работы с детьми с дизартрией в процессе логопедических занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить
коррекционно-развивающую работу в структуре логопедических занятий;
2.
Проанализировать логопедическое занятие: теоретический аспект;
3. Изучить
особенности применения коррекционно-развивающей работы у детей с дизартрией в
процессе логопедических занятий;
4. Определить
цель, задачи исследования
5.
Проанализировать результаты исследования
6.
Разработать систему коррекционно-развивающей работы с детьми с дизартрией.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: философскими и
психологическими исследованиями ведущей
роли деятельности в речевом и психическом развитии и
формировании человека П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна; концепциями о возрастных этапах, закономерностях
и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития речи А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина,
А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина; научными подходами
в развитии нормального и аномального ребёнка
Л.С. Выгодского, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, Е.А. Стребелевой; психологическими аспектами восприятия пространства и генезисом пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев,
Л.A.Венгер, A.A. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.); исследованиями основных положений теории порождения
речи и уровнях синтаксиса Т. В. Ахутиной,
И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, лингвистическими и психолингвистическими
представлениями о единстве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (В.В. Виноградов, Е.В.
Клобуков, Л.B. Щерба, Н.Ю. Шведова
и др.).
В данной работе используются следующие методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы: работа состоит
из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Заключение:
Организация логопедической терапии и
коррекционных программ имеет свои специфические черты: Работа организуется
дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого
нарушения.
Основой коррекционной работы
является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная
организация. Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы
обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми
дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и
методов. Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению
развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений. Коррекционная работа
имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования
ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и
построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях. Они
способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые
для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.
Коррекционно-логопедическая работа
нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития
ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет
коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на устранение
речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем организма
учащегося.
Цели для логопедических занятий, как
правило, общие:
· Развитие артикуляционной моторики.
· Формирование навыков произношения звуков (зависит от
этапа работы над определённым звуком).
· Развитие фонематического восприятия.
· Развитие навыков звукового анализа.
· Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
· Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.
С целью изучения
звукопроизношения детей с дизартрией было проведено обследование 3 детей
старшего дошкольного возраста, также в исследовании участвовало 2 ребенка с
нормальным речевым развитием. При
обследовании группы свистящих звуков все дети показали достаточно низкие
результаты. Наибольшие баллы были получены при обследовании возможности
изолированного произнесения звука: двое из обследуемых «набрали» по 3 балла,
один участник обследования – 2 балла.
При обследовании возможности произнесения звука в словах
в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова все дети
показали одинаковые, довольно низкие, результаты: нарушается произношение 2-3
звуков, что соответствует двум баллам.
При обследовании возможности произнесения звука в словах
разной слоговой структуры все дети также показали результаты, соответствующие
невысоким баллам (набрали по два балла).
Обследование возможности произнесения звука в
предложении показало, что при произнесении свистящих звуков в предложении у
двоих детей нарушается произношение 2-3 звуков, один ребенок искажает, заменяет
более трех звуков.
У детей без патологий не наблюдалось ошибок и
трудностей, они с легкостью произносили се звуки и показали высокие результаты.
При обследовании возможности изолированного произнесения
звука все обследуемые с нарушением речевого развития «набрали» по одному баллу.
Обследование возможности произнесения звука в слогах
разной конструкции показало следующее: при произнесении открытых и закрытых
слогов все обследуемые дети показали результаты, соответствующие одному баллу. При обследовании
возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к
началу, концу, середине слова, а также при обследовании возможности
произнесения звука в словах разной слоговой структуры все дети показали
одинаковые результаты: нарушается, искажается произношение более трех звуков,
что соответствует одному баллу.
У детей без патологий не наблюдалось ошибок и
трудностей, они с легкостью произносили се звуки и показали высокие результаты.
Поэтому мы определили содержание
работы логопедов по преодолению нарушений звукового произношения у дошкольников,
Эта работа должна проводиться по следующим направлениям: нормализация функции
дыхания, преодоление речевых нарушений, нормализация просодии, развитие
фонематического восприятия, развитие неречевой функции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.1 Коррекционно-развивающая работа в структуре
логопедических занятий
Организация логопедической терапии и
коррекционных программ имеет свои специфические черты: Работа организуется
дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого
нарушения.
Выбираются приоритетные направления
работы, исходя из специфики отклонений в речевом развитии. Кроме того, в
образовательных организациях, используются специальные программы обучения для
детей с речевыми нарушениями. В некоторых случаях им отводятся отдельные
классы. Все зависит от степени проявления речевого дефекта [7].
Проведение комплексной диагностики речевого
развития детей на основании составления речевых карт и определения направлений
коррекционной работы. Коррекционная работа тщательно планируется и составляются
прогнозы ее исхода.
Учет особенностей разнообразных
речевых отклонений, степени их выраженности, наличие второстепенных отклонений
влияет на методы и техники логопедической коррекции того или иного типа.
Создание условий для нормального обучения и развития детей с речевыми
отклонениями. Учет потребностей и особенностей развития учащихся с нарушениями
слуха, зрения и опорно-двигательными проблемами.
Основой коррекционной работы
является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная
организация. Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы
обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми
дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и
методов. Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению
развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений. Коррекционная работа
имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования
ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и
построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях. Они
способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые
для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.
Коррекционно-логопедическая работа
нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития
ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет
коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на
устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной
систем организма учащегося. Основные направления логопедической работы [11].
Чтобы начать коррекционную терапию,
необходимо выявить речевой дефект. От его специфики и степени развития зависит
выбор направления коррекционной работы. Дети подразделяются на группы, исходя
из своего дефекта и динамики его развития. Для каждой группы составляется план
коррекционной работы, который включает стратегию и тактику устранения речевых
нарушений и прогнозы их преодоления.
Работа по устранению речевых нарушений
реализуется логопедом. Он может быть педагогом и реализовывать комплексное
коррекционное обучение, а может быть сторонним логопедом, который приглашается
для составления и реализации коррекционно-логопедических занятий с учащимися,
имеющими речевые нарушения.
Коррекционная работа логопеда,
исходя из ее целевого назначения, реализуется по следующим направлениям:
Коррекция дефектов устной речи. Здесь проводится работа над развитием моторных
функций, речевой моторики и просодических компонентов, устранение неправильного
произношения звуков и работа над развитием верного слухового восприятия речи, а
также расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи.
Профилактика нарушений письменной
речи. Здесь проводятся специальные упражнения, учитывающие особенности
физиологического, психического развития учащегося, его речевого дефекта и
степени его тяжести, а также, имеющихся отклонений письменной речи. Устранение
дефектов письменной речи учащихся. Дети обучают грамматическим особенностям
построения языка, развивают речевые функции, которые необходимы для
полноценного овладения грамотой, развивают фонематические представления,
активизируют работу мышления, в частности логического, а также уделяется
внимание формированию навыков анализа и синтеза [19].
В зависимости от целей и задач
коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные
занятия делятся на следующие типы: Формирование лексического и грамматического
строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря
и формирование навыков построения верных грамматических конструкций [26].
На занятиях акцент делается на
развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса,
расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования,
формирования простых и сложных предложений. Развитие звуковой стороны речи. У
учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и
восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного
произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой
стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой
моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами,
раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и
дыхательная гимнастика. Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить
навыки самостоятельного высказывания и построения монологов. 1.2. Логопедическое занятие: теоретический аспект
Цели для логопедических занятий, как
правило, общие:
· Развитие артикуляционной моторики.
· Формирование навыков произношения звуков (зависит от
этапа работы над определённым звуком).
· Развитие фонематического восприятия.
· Развитие навыков звукового анализа.
· Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
· Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.
Коррекция речевых нарушений занимает
много времени. Поэтому в течение недели дети каждый день занимаются со
специалистом – фронтально, по маленьким группам и индивидуально.
Коллективно рассматриваются только
лексические темы, например, «Посуда». Перед этим с каждых дошкольников отдельно
проводятся подготовительные мероприятия.
При необходимости проводятся занятия
в раннем возрасте – это актуально для тяжелых речевых нарушений [33].
Сложнее всего логопеду работать с
целой группой детей. Для удержания их внимания используют игрушки Фиксиков или
сказочных персонажей.
Чем красочнее и ярче материал, тем
лучше – это привлекает малышей
Для разбора основных видов транспортных
средств передвижения тоже используют маленькие игрушки. Ход занятий достаточно
стандартный:
· организационный момент;
· введение;
· основная часть;
· физкультминутка;
· продолжение основной части
· заключение.
Цель
логопедических занятий – исправление речевых нарушений, формирование правильной
и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он
подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты
произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед
учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой
форме, знает об интересах воспитанников. Иногда дошкольники воспринимают
логопедические занятия как развлечение [19].
Логопедические занятия в младших группах
увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников
Задачи логопедических занятий
· Формирование речевого слуха – умения понимать звучащую
речь;
· развитие слухового внимания;
· расширение словарного запаса;
· развитие мелкой моторики рук и артикуляционной
моторики.
· Формирование связной речи: построение словосочетаний с
предлогами и без, сложных предложений;
· совершенствование звукопроизношения;
· обучение построению причинно-следственных связей в
высказываниях (рассказы по картинкам);
· развитие слухоречевого внимания и памяти;
· развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.
· Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок
определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;
· коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии
детей (произнесении звуков, образовании словоформ);
· подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым
анализом слова.
В логопедических занятиях сочетаются
коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей.
Виды логопедических занятий
1. Индивидуальные занятия
считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой
форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком,
застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть
использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику,
интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая
гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и
зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в
речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут,
проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается
присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой [24].
Индивидуальные занятия эффективны
благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить
разнообразные упражнения
· искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
· тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный
темпы речи;
· фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность
определять звуковой состав слова.
Подгрупповые занятия дают
возможность проводить совместные игры, развивать навык общения со сверстниками
На фронтальных занятиях присутствуют
все воспитанники логогруппы, выполняются задания одинаковые
Результативность
коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости
воспитанников. У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они
концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную
информацию. Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные
объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный
процесс.
С первых минут дети вовлекаются в
обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся
разнообразными методами:
· изучение наглядных материалов (иллюстрации,
мини-выставки, макеты);
· привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки,
прибаутки, загадки по теме);
· просмотр короткого видеоролика или презентации;
· проведение познавательной беседы;
· включение в игровую форму занятия;
· создание проблемной или сюрпризной ситуации.
От степени мотивации в начале
занятия во многом зависит результат всей работы
Изучение необычных наглядных
материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию