Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности копинг-стратегий работников сферы обслуживания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания 6
1.1. Понятие о личности в психологии 6
1.2. Стресс и стрессоустойчивость как психологические феномены 10
1.3. Психологическая характеристика копинг-поведения и
копинг-стратегий 12
1.4. Специфика профессиональной деятельности у работников сферы обслуживания 22
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания 26
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 27
2.3. Практические рекомендации по результатам исследования 34
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 41

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Курсовая работа посвящена исследованию проблемы особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания. Следует отметить, что проблема получила недостаточную разработку, как в отечественной, так и зарубежной литературе. Поэтому она является актуальной и содержит в себе как теоретическую, так и практическую значимость.
Традиционно, в психологической науке (а именно в психологии совладания) рассматриваются два основных подхода к копинг-поведению: личностный и личностно-ситуационный. При выполнении нашей работы мы придерживались личностно-ситуационного подхода к копинг-поведению, который постулирует, что выбор копинг-стратегии детерминирован личностными особенностями человека, но в связи со специфичностью ситуации, в которой необходим копинг, нельзя отрицать и влияние ситуационных факторов на его выбор [1; 5].
В личностно-ситуационном подходе к копинг-поведению на выбор копинг-стратегий влияет, наряду с личностными детерминантами, и специфичность ситуации. С позиций С.К. Нартовой-Бочавер, «ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат поступка». Копинг-поведение тогда рассматривается, как характерный способ поведения человека в конкретной ситуации и предназначен для адаптации человека к требованиям этой ситуации, к овладению ею и, как следствие, к погашению её стрессового воздействия [19].
Наше эмпирическое исследование особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания базируется на проведенном теоретическом анализе проблемы, который предшествовал ее эмпирической разработке.
Цель исследования – выявление особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания.
Объект исследования – копинг-стратегии.
Предмет исследования – особенности копинг-стратегий работников сферы обслуживания.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что особенности копинг-стратегий у работников сферы обслуживания заключаются в преобладании у них стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки, которые взаимосвязаны с уровнем стрессоустойчивости личности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания.
2. Осуществить подборку методов и методик для проведения исследования.
3. Изучить уровень стрессоустойчивости и копинг-стратегии у испытуемых.
4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов исследования.
5. Оценить взаимосвязь копинг-стратегий и стрессоустойчивости у испытуемых.
Теоретико-методологическую основу исследования составили современные теоретические и эмпирические исследования копинг-поведения и стратегий совладания (С.К. Нартова-Бочавер, Л.И. Анцыферова, Л.И. К. Муздыбаев и т.д.).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, методы логического вывода – дедукция, индукция и др.) и эмпирические методы (методы опроса и тестирования).
Методики исследования:
— тест анализа стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость);
— методика «Индикатор копинг-стратегий» (автор – Д. Амирхан)
Краткая характеристика выборки исследования. Исследование проводилось на базе сети канцмаркетов «Клякса» и группе компаний «Бизнес-сервис». В качестве испытуемых были продавцы-консультанты. Выборка состояла из 50 человек различного пола и возраста – из них 26 женщин и 24 мужчины в возрасте от 20 до 40 лет.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в ней была предпринята попытка систематизации имеющихся теоретических сведений относительно изучения проблемы особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания. В практическом плане учет знаний об особенностях копинг-стратегий работников сферы обслуживания может позволить наметить направления психологического сопровождения их профессиональной деятельности для повышения их стрессоустойчивости и умения преодолевать стрессовые ситуации.
Структура работы: введение, 2 главы, заключения список использованной литературы, приложения.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Объем работы: 40 страниц, 5 рисунков, 1 таблица, 3 приложения, список литературы, содержащий 31 источник.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данное исследование, проводимое с целью выявления особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания, поставило ряд задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей копинг-стратегий работников сферы обслуживания.
2. Осуществить подборку методов и методик для проведения исследования.
3. Изучить уровень стрессоустойчивости и копинг-стратегии у испытуемых.
4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов исследования.
5. Оценить взаимосвязь копинг-стратегий и стрессоустойчивости у испытуемых.
Проведенное исследование состояло из двух основных этапов – теоретического анализа проблемы и ее эмпирического изучения.
В результате теоретического анализа было выявлено, что стресс – это состояние повышенной напряженности, которое возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. А стрессоустойчивость – это базовая характеристика личности, которая представляет собой устойчивость личности к действию стрессогенных факторов для сохранения способности к социальной адаптации, значимых межличностных связей, трудоспособности, здоровья и обеспечения обеспечение успешной самореализации, а также достижения жизненных целей. При этом психологическое преодоление (копинг) – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Посредством механизмов психологического преодоления человек включается в ситуацию, изменяет различным образом ее требования, сводит к минимуму действие стрессовой ситуации. И типы копинга, или копинг-стратегии – это определенные способы, приемы, используемые человеком при совладании с трудной, стрессовой ситуацией. Также было выявлено, что профессиональная деятельность работников сферы обслуживания осуществляется под влиянием различного рода стрессогенных факторов.
Эмпирическое исследование проводилось на базе сети канцмаркетов «Клякса» и группе компаний «Бизнес-сервис». В качестве испытуемых были продавцы-консультанты. Выборка состояла из 50 человек различного пола и возраста – из них 26 женщин и 24 мужчины в возрасте от 20 до 40 лет.
Методиками исследования были тест анализа стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость) и методика «Индикатор копинг-стратегий» (автор – Д. Амирхан)
Результаты эмпирического исследования показали, что чем более испытуемые склонны использовать в стрессовой ситуации копинг-стратегию разрешения проблем, тем выше у них уровень стрессоустойчивости. И чем более испытуемые склонны использовать в стрессовой ситуации копинг-стратегию поиска социальной поддержки, тем выше у них уровень стрессоустойчивости.
Следовательно, была подтверждена выдвинутая гипотеза исследования. И можно утверждать о том, что особенности копинг-стратегий у работников сферы обслуживания заключаются в преобладании у них стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки, которые положительно взаимосвязаны с уровнем стрессоустойчивости личности.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. Понятие о личности в психологии

Категория «личность», по мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, представляет собой абстракт¬ное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмо¬ции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако, как пишет А.В. Петровский, не следует сводить личность как понятие, к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенно¬сти поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, обще¬принятого значения этого термина – их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу [2; 3; 4].
А.Г. Асмолов отмечает, что в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества [4].
Несмотря на разнообразие трактовок категории «личность» в психологии, приведем определение личности, которое мы встречаем в психологическом словаре. Личность – это «… относительно устойчивая совокупность психических свойств,… результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей…» [28, с. 126].
Личность – это определенный человек, заимствованный в системе его стабильных общественно определенных психологических темпераментов,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы