Курсовая с практикой на тему Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Коммуникативные навыки: общая характеристика 6
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у ребенка в норме 10
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 22
2.1 Диагностика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 22
2.2 Процедура и методы исследования. Анализ полученных результатов 23
2.3 Практические рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Введение:
В современных условиях проблема развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития представляется на сегодняшний день довольно актуальной и практически значимой проблемой, так как на практике является для большинства педагогов и психологов довольно сложным разделом в работе, который требует большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности в работе с данной категорией дошкольников. В настоящее время невозможно переоценить формирование и развитие коммуникативных навыков у детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Это значительный фактор интеллектуального формирования и целостного развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
При этом развитие коммуникативных навыков ребенка с задержкой психического развития в существенно большей степени зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается, нежели коммуникативное развитие его нормально развивающихся сверстников — это было отмечено еще такими исследователями-практиками как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская. Также это связано с тем, что коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии предполагает целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов деятельности: содержательного, операционного и результативного компонентов.
В данной связи многочисленные исследования У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко подтверждают идею о том, что ребенок с задержкой психического развития вполне способен овладеть коммуникативными навыками при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, а также системной целенаправленной работе с ним.
Работы многих исследователей (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтесори, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) неоднократно показали, что коммуникативная деятельность сама по себе имеет сложнейшую психофизиологическую и психологическую структуру, которая обеспечивается совместной деятельностью определенных анализаторных систем.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель настоящей работы – выявить особенности развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Объект исследования – коммуникативные навыки.
Предмет исследования – коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с ЗПР.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Осуществить диагностику развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать практические рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста данной категории.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение и беседа по структурированному плану;
3) метод сравнения;
4) аналитический метод;
5) психодиагностический метод.
Основные методологические подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:
1. Основные постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2. Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции отечественных исследователей А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3. Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина;
4. Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с задержкой психического развития (В. И. Лубовский и др.);
Структура работы: Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. В первой главе анализируются теоретико-методологические основы развития коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР. Вторая глава посвящена практическому исследованию уровня развития коммуникативных навыков дошкольников, осуществляется анализ полученных результатов и формулируются основные методические рекомендации по работе с данной категорией дошкольников.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития.
Заключение:
В настоящем исследовании было осуществлено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения развития коммуникативных способностей и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Итоги исследования оценивались по основным критериям оценки уровней развития диалогического общения старших дошкольников с ЗПР: навыки овладения связной речью, сформированность умений общения со взрослыми и сверстниками и т.д.
Настоящее исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности коммуникативных диалогических умений старших дошкольников с ЗПР в экспериментальной и контрольной группе. Результаты констатирующего этапа обнаружили, что уровень навыков диалогического общения и коммуникативных навыков у большинства дошкольников с задержкой психического развития в двух группах довольно низок и требует своего практического регулярного развития именно на комплексной системной основе.
Итоги диагностики по первой методике, представляющей беседу, обнаружили, что большинство старших дошкольников с задержкой психического развития как экспериментальной, так и контрольной групп в контакт с экспериментатором почти не вступают, не хотят отвечать на вопросы. Был сделан вывод о том, что большинство старших дошкольников в двух группах не обладают сформированным умением коммуникаций и низкой способностью поддерживать диалог. Характерными чертами развития коммуникативных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития были выделены такие — в ходе беседы они достаточно односложно и весьма стереотипно отвечают на поставленные вопросы, уровень их коммуникативных способностей и навыков довольно невысокий, т.е. ответные и инициативные реплики дошкольников с задержкой психического развития были немногословны и малочисленны.
Для развития у старших дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной группы коммуникативных способностей и диалоговой речи как важной части общения была апробирована программа с применением сюжетно-ролевых игр. Данная программа включала 14 занятий и была рассчитана на 3,5 месяца процесса обучения, использовалась с регулярностью один раз в неделю в послеобеденное время только лишь в экспериментальной группе старших дошкольников с задержкой психического развития.
Кроме развития навыков коммуникативных способностей и диалоговой речи с помощью применения на практике сюжетно-ролевых игр, данные занятия программы способствовали комплексному развитию личности старшего дошкольника с ЗПР, росту его творческих возможностей, установлению контакта в разнообразных ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками, совершенствованию важнейших навыков понимания окружающих людей в процессе общения.
Результаты проведенной работы обнаружили, что специально организованная сюжетно-ролевая игра дает возможность на практике обеспечить комплексное развитие коммуникативных способностей и всех компонентов общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, прикладная значимость настоящего исследования заключается в доказательстве результативности использования программы сюжетно-ролевых игр с целью развития коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Коммуникативные навыки: общая характеристика
В настоящее время развитие системы образования основано на практической необходимости целенаправленного формирования и развития эффективных социальных навыков, а также обеспечения условий для конструктивного взаимодействия ребенка с задержкой психического развития с окружающим миром.
Особенности детского возраста как наиболее благоприятного в формировании и развитии социальных и коммуникативных навыков, становлении коммуникативной функции ребенка определяют практическую актуальность данного раздела настоящего исследования. Детский возраст, а в особенности, дошкольный, очень важен для включения ребенка с ЗПР в мир общественных отношений, для процесса его социализации, который, по мнению Л.С. Выготского, определяется как врастание в человеческую культуру [3].
В общем плане коммуникативное развитие ребенка (или социализация) представляет собой системный и целенаправленный процесс усвоения и развития человеком общественно-культурного и исторического опыта, который необходим для включения в сущность различных социальных отношений.
Коммуникативное и социальное развитие ребенка представляет собой процесс, в течение которого он усваивает определенные морально-нравственные ценности, традиции собственного народа, культуру социума, в котором он находится и общается жить. При этом данный опыт представлен в личностной структуре сочетанием находящихся в тесной зависимости следующих компонентов [8]:
1. Социально-коммуникативные навыки.
Социально-коммуникативные навыки представляют собой целый комплекс навыков, вменяемых социумом человеку в определенной ситуациях как обязательные к выполнению (в качестве примера здесь можно привести навыки самообслуживания).
2. Специфические знания.
Специфические знания — это некоторые представления, которые получены ребенком в индивидуальном опыте познания окружающей действительности и имеющие в себе отпечатки его взаимодействия с внешним миром в форме различных индивидуальных предпочтений, интересов, а также системы ценностей. Их характерная черта заключена в тесной смысловой и эмоциональной взаимосвязи между собой, и их совокупность формирует индивидуальную картину окружающей действительности.
3. Ролевое поведение.
Ролевое поведение представляет собой поведение в определенно заданной конкретной ситуации, которая детерминирована природной и социально-культурной средой. Именно ролевое поведение как компонент социального опыта определяет степень знакомства индивида с общественными нормами, культурными историческими обычаями и стандартами поведения, а кроме этого, координирует поведение в определенных ситуациях.
Заслуживает внимания тот факт, что уже даже в дошкольном периоде у маленького ребенка уже несколько ролей: так, к примеру, он — сын либо дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг, брат, сестра. Практика неоднократно уже показала, что маленький ребенок в домашней обстановке зачастую ведет себя несколько иначе, чем в детском учреждении, а со своими близкими и друзьями общается не так, как с незнакомыми людьми.