Курсовая с практикой на тему Особенности коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ.. 6
1.1 Научные основы формирования коммуникативной компетенции у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. 6
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. 15
1.4. Анализ методик изучения и
формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи третьего уровня. 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ.. 28
2.1. Организация эксперимента, методы изучения
коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня. 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 30
2.3 Содержание логопедической работы по формированию
коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Приложение 40
Введение:
Актуальность
работы. Овладение речью – это сложный, многосторонний
психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих
факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух,
артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но,
имея даже достаточно развитый аппарат, сформированный мозг, хороший физический
слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него
появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться
речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Отечественные лингвисты,
психологи и педагоги рассматривали коммуникативную компетенцию как одну из
основополагающих успешного развития любого дошкольника. Нарушение развития
процессов коммуникации проявляется в расстройствах взаимоотношений индивида и социума,
а соответственно и личности в целом. Поэтому проблема формирования
коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР является актуальной. Правильное
понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе,
соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных
приемов коррекции и для предупреждения осложнений в школьном обучении.
Степень
разработанности темы исследования.
Теоретические основы
научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Летенкова
Э. В., Махониной С. Я., Меринова В.Ю., Овсепян Р. П. и многих др.
Объект
исследования – процесс коммуникативной компетенции
старших дошкольников.
Предмет
исследования – коммуникативная
компетенция детей с ОНР третьего уровня.
Цель
исследования – изучить особенности коммуникативной
компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть научные основы формирования коммуникативной
компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня;
2. определить особенности формирования коммуникативной
компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего
уровня;
3. дать
психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи третьего
уровня;
4. проанализировать методики изучения
и формирования коммуникативной
компетенции
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего
уровня;
5. провести
экспериментальную работу по формированию коммуникативной компетенции у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей. Современные представления об особенностях развития речи
представлены в работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.И. Лисиной, И. А. Зимней,
А. Н. Щукина.
В психолингвистическом
аспекте проблемой формирования коммуникативной компетенции занимались такие
ученые как П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, Н.И.
Жинкин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия и
др.
В трудах А.Б. Добровича,
Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Б.Г. Ананьева, Г.М.
Андреевой, Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.Р.
Лурии разрабатывались психологические основы коммуникативной компетенции.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, психолого-педагогические
исследования показали, что структура коммуникативной компетенции включает
следующие составляющие:
1) эмоциональный
компонент (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к
другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям
партнеров);
2) когнитивный компонент
(связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение
другого человека, продуктивно решать различные проблемы, возникающие между
людьми);
3) поведенческий
(показывает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности,
инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.)[1].
4)
мотивационно-личностный (образует особенности личности, вступающего в общение,
которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность
коммуникации)
Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать
следующий вывод: для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи третьего уровня характерны следующие специфические особенности:
неустойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение памяти, низкий уровень
развития воображения, отставание в словесно-логическом мышлении, нарушение
общей и мелкой, а также мимической моторики, эмоционально-волевая незрелость,
низкий уровень познавательной активности. При организации обследования и
логопедической работы необходимо учитывать перечисленные
психолого-педагогические проявления и направлять коррекционное воздействие на
их устранение и формирование психологической базы речи. [1] Дмитриева Е.Е., Ветрова Я.И.
Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
1.1
Научные основы формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи третьего уровня Важным в логопедии
является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают
общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При
нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические
механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от
языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством
нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой
деятельности.
В логопедии наряду с
термином «общение», широкое распространение получил термин «коммуникация».
Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Г.М.
Андреева, А.А. Бодалева, Л.В. Запорожца, Л.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В.
Петровского, Д.Б. Эльконина.
Коммуникация – процесс
двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В словаре
русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение,
общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются
как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными.
Коммуникативные умения –
освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним
относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные
качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с
этим строить свое поведение[1]. [1] Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В.
Коржевина. – М.: Московский социальный институт, 2001. – 294 с.