Курсовая с практикой на тему «Особенности коммуникативной функции речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Характеристика детей с ОНР III уровня
1.2. Коммуникативная деятельность дошкольников с ОНР III уровня
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В отечественной науке общение интерпретируется как деятельность, иногда
обозначаемая синонимом «коммуникативная деятельность». Существует несколько
различных теорий деятельности. Наиболее известные из них концепции Б.Г.
Ананьева, Л.Г. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Взяв за основу концепцию деятельности можно выделить следующие основные
структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения;
коммуникативная потребность и мотивы; единица общения; средства и продукты
общения.
В рамках общей концепции
деятельности общение понимается
как один из ее видов – коммуникативная деятельность – и имеет все структурые
признаки (предмет, результат, потребность, мотив, цель, задачи и операции или
средства).
Согласно современным научным представлениям нарушение речи относится к
расстройствам общения и представляет собой нарушение процессов формирования
коммуникации у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем.
У детей с нарушениями речи постоянные лексико-грамматические и
фонетико-фонематические нарушения, самопроизвольное формирование речевых
навыков они либо невозможны, либо дисгармоничны, что приводит к проблемам в
области общения, затруднению реализации коллективных действий, эмоциональной
нестабильности, появление негативных личностных характеристик, искажение
самооценки, приводящее к трудностям в обучении и социальной адаптации ребенка.
Нарушения речевого развития задерживают формирование когнитивных
функций речи, поскольку речь ребенка с речевой патологией не становится
полноценным средством его мышления, а речь других людей не всегда является
правильным способом передачи информации, социальной опыт (знания, способы
действий).
Объект исследования: коммуникативная функция речи
старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования: условия формирования коммуникативной
функции речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель исследования: изучить условия формирования коммуникативной
функции речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование
интерактивных технологий будет способствовать формированию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня при следующих условиях:
1. Ведущей деятельностью будет — игровая
2. Ведущей формой общения — ситуативно-деловая,
внеситуативно-познавательная
3. Будут учтены особенности каждого воспитанника.
4. Работа будет строиться на основе личностно-ориентированного подхода,
компенсаторных возможностей, особенностей эмоционально-волевой сферы.
Задачи исследования:
1. Изучить общее недоразвитие речи у дошкольников
2. Рассмотреть коммуникативную деятельность дошкольников с ОНР
4. Охарактеризовать коррекционную работу по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
4. Предложить методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня через использование
интерактивных технологий
Методы исследования: теоретический
анализ литературы, синтез, обобщение.
Практическая
значимость: практическая значимость данного исследования заключается в том, что
его результаты и все разработанные методические рекомендации могут быть
использованы педагогом в его коррекционно-воспитательной работе.
Структура
исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, дети с ОНР III уровня наряду
с речевыми особенностями имеют недостаточную сформированность процессов, тесно
связанных с речевой деятельностью.
Внимание этих
детей может быть неустойчивым, неустойчивым и убывающим, а фокусировка плохо
сформирована; отсутствие стабильности и концентрации внимания, малое
распределение способностей.
Память сужена
по сравнению с нормой, требуется больше времени и повторений для запоминания
данного материала. При относительно сохраненной семантической, логической
памяти у детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи снижается
вербальная память, страдает производительность памяти.
Они забывают
сложные инструкции, элементы и последовательность задач. Есть особенности в
ходе психических операций: преобладание наглядно-образного мышления, у детей
возникают трудности в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость
потока мыслительных операций замедлилась, замедлилось и восприятие учебного
материала и т.д. Наблюдались нарушения разряда артикуляции и двигательных
навыков.
При всем
многообразии патологических проявлений существуют некоторые общие
психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи.
Это в первую
очередь расстройства личности — фиксация на дефекте, трудности речевого
общения, речевой и поведенческий негатив, что усложняет структуру нарушений и
приводит к нарушению социальной адаптации. В школьном возрасте у этих детей
наблюдается своеобразная структура связного выражения, снижается его
информативность, устойчивы специфические ошибки при написании, усиливаются
нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Таким образом,
связь между нарушениями речи и другими аспектами психологического развития
определяет особенности их мышления. Это отмечено в работах И.Т. Власенко, Г.А.
Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и других. О. В. Преснова отмечает, что, в
целом, имея полные предпосылки для овладения умственными операциями, доступными
для нормально развивающихся детей дошкольного возраста, словесно-логическое
мышление лежит в основе развития фонетического и фонематического недоразвития
речи.
Таким детям сложно классифицировать предметы, обобщать
явления и характеристики. Часто их суждения и выводы являются скудными,
фрагментарными и логически не связанными.
Итак,
коммуникативная активность детей с общим недоразвитием речи имеет ряд
специфических особенностей. Расстройства влияют на все компоненты общения и
проявляются в снижении речевой активности и потребности в общении, в интересах
общения детей, нежелании общаться устными средствами.
Их неспособность ориентироваться отмечены в ситуации
общения, отсутствие согласованности и отсутствие инициативы.
Характерно наличие специфических психологических
характеристик (робость, нерешительность, застенчивость) и трудностей неречевого
характера (коммуникативные навыки, негативность, раздражительность).
Исследования показывают, что общение с детьми с нарушениями речи содержит
достаточное количество конфликтов, вызванными отсутствием ориентации на
партнера, игнорированием его интересов во время разговора.
Таким образом, дети испытывают серьезные трудности
в организации своего поведения, что отрицательно сказывается на общении с
другими людьми и, прежде всего, со сверстниками
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ
РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
1.1. Характеристика детей с ОНР III уровня
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые
расстройства, при которых у всех детей нарушается формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к ее звуковой и семантической стороне.
Общее недоразвитие речь — это глобальное нарушение,
которое проявляется на всех уровнях организации речи. В структуре дефекта с
общим недоразвитием речи наблюдается недостаточное формирование речевой
активности и других психических функций [30].
При общем недоразвитии речи своеобразие развития
словарного и грамматического строения речи широко представлено в различных
исследованиях. Так, Р.Е. Левиной (1968) описаны особенности словаря на каждом
уровне речевого недоразвития. Т.С. Табаченко (1999) отмечает у детей с общим
недоразвитием бедный, не соответствующий норме, словарный запас и
оригинальность его использования, узко ситуационный характер словарного запаса,
незавершенность процессов словообразования и склонения. Дети не сразу начинают
использовать в различных ситуациях словесного общения, усвоенные ими во время
занятий, по мере изменения ситуации слова, которые кажутся им хорошо известными
и произносимыми в других условиях, «теряют» слова [12].
Поскольку
развитие речи непосредственно связано с психическим развитием в целом, наиболее
часто у ребенка имеет место смешанные нарушения психоречевого развития, хотя
они могут выступать и изолированно. Для каждого возраста приоритетны свои
речевые расстройства, хотя их строгой возрастной отнесенности не существует.
С проблемой
алалии тесно связана проблема задержек психического развития (ЗПР), задержек
речевого развития (ЗРР), общего недоразвития речи (ОНР).
Термины
задержки психического и речевого развития — «ЗПР» и «ЗРР» — в качестве речевых
диагнозов получили достаточно широкое практическое распространение. При этом
диагнозы задержек психического и речевого развития считаются более уместными по
отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), когда имеется надежда на
доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции
естественным путем.
Общее речевое
недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и
волевой сфер.
Связь между
речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает
наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для
овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа,
синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом
овладевают мыслительными операциями.
У детей, отнесенных к третьей группе ОНР,
целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и
невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания,
низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем,
трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют
потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны
логопеда им будет оказана помощь.
Запоминание
словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой
патологии.
Дети с ОНР III уровня быстро устают, нуждаются в
побуждении со стороны.
У детей с ОНР
значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное
восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Дети с ОНР
малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
У
дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости
мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом
речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения со взрослыми у
детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Наличие
общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения.
При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются
серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с
общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в
развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и
четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении
движений по словесной инструкции.
У детей с ОНР
отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей,
мимической, мелкой и артикуляционной.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева (1999)
акцентируют свое внимание на то, что что «при общем недоразвитии речи
отмечается неравномерный, медленный процесс освоения языковых средств родного
языка. Дети не могут овладеть самостоятельной речью, и с возрастом эти
несоответствия становятся все более заметными» [2].
Н. С. Жукова утверждает, что к общему недоразвитию
речи могут привести различные неблагоприятные воздействия, как во
внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма,
асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Недоразвитие речи подразделено на несколько уровней,
схематично представленных на рисунке 1.