Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности коммуникативного взаимодействия у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ понятий взаимодействия, коммуникации, общения в отечественной и зарубежной науке 6
1.2. Этапы развития навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в период дошкольного детства 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Методы и средства оптимизации коммуникативного развития детей дошкольного возраста 21
2.2. Возможности предметно-игровой среды дошкольной организации в оптимизации коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 3 ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
3.1. Организация и методики обследования 33
3.2 Результаты проведенного обследования 33
3.3. Консультация для родителей 37
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

  

Введение:

 

Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Проблема коммуникативного развития обусловлена всевозрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к ребенку как субъекту коллективной деятельности. Постепенно индивидуальные формы работы сменяются командными, коллективными, диктующими необходимость применения согласованности между участниками взаимодействия. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу. Согласно ФГОС ДОО в образовательный стандарт включается коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение детьми опыта в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как средством общения.
В ДОО необходимо создавать условия развития возможностей детей для их социализации, личностного развития, развития инициативы и творчества на основе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Коммуникативное развитие детей должно осуществляться в разных видах деятельности, охватывающих социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. В рамках темы исследования коммуникативное развитие предполагает развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками. Несмотря на то, что в дошкольном детстве общение со взрослым остается приоритетным в развитии ребенка, ребенку уже недостаточно такого общения для полноценного социального развития и обретения самостоятельности и независимости, для развития которых необходимо взаимодействие с равными партнерами по общению — сверстниками. В процессе общения со сверстниками дошкольник не только приобретает положительный опыт взаимодействия, но и совершенствует личностные качества, социальную компетенцию и творческую самостоятельность.
В настоящее время множество исследований посвящено изучению коммуникативного развития дошкольников. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые: Л.И. Божович [4], Л.С. Выготский [6], А.В. Запорожец [5], О.А.Карабанова [12], М.И. Лисина [20], Т.А. Репина [28], Л.С. Римашевская [30], Е.О. Смирнова [36], В.М. Холмогорова [41], Г.А. Урунтаева [39], Д.Б. Эльконин [43], и др. Проблемам межличностного взаимодействия посвящены работы А.А. Леонтьева [18], Л. Дубиной [8], Е.А. Кудрявцевой [16], М.И. Лисиной [20], М.Ю. Парамоновой [22], Е.О. Смирновой [36], В.М. Холмогоровой [41], и др.
Теория и методология социального взаимодействия исследовалась Г.М. Андреевой [3], А.Н. Леонтьевым [19], С.Л. Рубинштейном [31]. М.И. Лисина занималась разработкой психолого-педагогических аспектов взаимодействия и общения дошкольников [20]. А.Н. Леонтьев [19] и С.Л. Рубинштейн [31] рассматривали деятельность в качестве взаимодействия.
Проблема изучения коммуникативного взаимодействия у детей дошкольного возраста требует дальнейшего осмысления и практического разрешения. Источником ее является противоречие между практической необходимостью развития умений дошкольников осуществлять социальное взаимодействие с окружающими, и личностными предпосылками, обусловливающими специфику коммуникативного развития детей. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативного взаимодействия в период дошкольного детства.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс коммуникативного взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогический анализ понятиям взаимодействие, коммуникация, общение.
2. Рассмотреть особенности и этапы развития навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в период дошкольного детства
3. Охарактеризовать методы и средства оптимизации коммуникативного развития детей дошкольного возраста
4. Выявить специфику ДОО как развивающей среды развития дошкольников и рассмотреть ее возможности в оптимизации коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста
Методологическая основа исследования.
— деятельностный подход ( А.Н. Леонтьев) [18, 19];
— положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) [4, 5];
— концепция коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.) [20, 32, 36, 41];
— исследования проблемы совместной деятельности детей со сверстниками (Е.Е. Кравцовой, Я.Л. Коломинским, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, , и др.) [14, 15, 28, 36].
Методы исследования: определяются поставленными задачами: анализ; анализ; синтез; обобщение; классификация.
Структура исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи.
В качестве условий, способствующих развитию и совершенствованию коммуникативного развития дошкольников, являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая) и обучение, создающие зону ближайшего развития ребенка.
От рождения до семи лет происходит последовательная смена следующих форм общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Этапами развития общения ребенка дошкольного возраста являются этап эмоционально-практического взаимодействия (2-4 года); этап ситуативно-делового сотрудничества (4-6 лет); этап внеситуативно-делового общения (6-7 лет).
Первым этапом развития общения является этап эмоционально-личностного общения, движущим мотивом которого служит смена потребностей в общении как коммуникативной деятельности. К двум годам завершается этап эмоционально-личностного общения, возникает ситуативно-деловая форма общения. В 3-4 года появляется внеситуативно-познавательная форма взаимодействия, в 2-4 года — сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, 4-6 лет — возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, 6-7 лет — общение со сверстником приобретает черты внеситуативности. Способность к общению заключается в наличии следующих аспектов: желание вступать в контакт с окружающими, умение организовывать общение; знание принятых при общении норм и правил.
Определены следующие типы взаимодействия дошкольников со сверстниками: сотрудничество; активное подражание действиям партнера; появление зачатков реального взаимодействия ситуативного характера; кооперативно-соревновательный тип взаимодействия; тип подлинного сотрудничества и партнерства.
Формирование навыков общения у дошкольников осуществляется посредством использования следующих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской. Всю совокупность методов, применяемых для развития у дошкольников коммуникативных умений, можно классифицировать на три группы: наглядные (непосредственное и опосредованное наблюдение), словесные (чтение, пересказы, беседы) и практические (дидактические игры, игры-драматизации, сюжетные игры). В качестве важнейшего метода формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков коммуникации выступает игровая деятельность, особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры.
Содержание предметно-игровой среды служит источником развития коммуникативных способностей детей, благодаря соответствию актуальным интересам и потребностям дошкольников, многофункциональности видов деятельности.
Дошкольная образовательная организация обладает огромными возможностями для коммуникативного развития детей. Этому способствует наличие предметно-пространственной среды ДОО, использование в образовательном процессе различных технологий обучения и воспитания — проблемно-поисковых, коммуникативных, игровых, рефлексивных и т.д. Развитию коммуникативных умений и навыков дошкольников способствует организация педагогического процесса посредством использования игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской видов детской деятельности.
В качестве наиболее эффективных рекомендаций для педагогов-психологов с целью оптимизации коммуникативного взаимодействия у дошкольников можно выделить следующие:
— формирование динамичной развивающей среды;
— психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников;
— применение разнообразных видов детской деятельности и общения;
— развитие у детей навыков социальной принадлежности к группе сверстников;
— формирование сочувствия, сопереживания, эмпатии у детей;
— комплексное применение проблемно-поисковых, коммуникативных, игровых, рефлексивных технологий работы;
— регламентация совместной деятельности дошкольников, организацию сотрудничества ДОО и семьи.
Выполнив социометрические обследования дошкольников на определение социометрического статуса в процессе структурирования межличностных отношений у дошкольников, можно сделать вывод, что в группе обследуемых детей, есть явный лидер «Социометрическая звезда»: Петя М. Один ребенок находится в изолированном статусе. Дима З имеет определенно выраженные физические дефекты; нервозен, очень конфликтен, отрицательно настроен по отношению к другим детям.
А большая часть детей – это довольно общительные ребята, которые по большей степени попадают в статус «Предпочитаемые». Они просто вступают в игру, но также просто ссорятся и отказываются играть, не редко обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
Полагаем, что проведенная консультация поможет адекватно детям оценивать себя в группе и включить изолированного ребенка в группу детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Анализ понятий взаимодействия, коммуникации, общения в отечественной и зарубежной науке

В науке существует огромное количество исследований, раскрывающих специфику, феноменологию, закономерности общения. «Взаимодействие» представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Теория и методология социального взаимодействия исследовалась Г.М. Андреевой [3], А.Н. Леонтьевым [19], С.Л. Рубинштейном [31]. М.И. Лисина занималась разработкой психолого-педагогических аспектов взаимодействия и общения дошкольников [20]. Согласно концепции М.И. Лисиной отношения формируются и проявляются во взаимодействии индивидов. Г.М. Андреева взаимодействие определяет как компонент структуры общения, в процессе обмена знаниями изменяется поведение другого человека, а также организуются совместные действия [3, 26]. А.Н. Леонтьев [19] и С.Л. Рубинштейн [31] рассматривали деятельность в качестве взаимодействия.
Теория взаимодействия исследовалась Г.М. Андреевой [3], А.Н. Леонтьевым [19], С.Л. Рубинштейном [31], М.И. Лисиной [20] (психолого-педагогические аспекты взаимодействия дошкольников); Г.М. Ананьевым [2] (взаимодействие как компонент структуры общения); А.Н. Леонтьев [19] и С.Л. Рубинштейн [31](деятельность как взаимодействие); Дж. Тибо, Г. Келли (теория взаимодействия исходов) [21] и т.д.
Межличностное взаимодействие — это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное воздействие людей друг на друга, эффективное решение всевозможных задач общения в совместной деятельности. В основе межличностного взаимодействия, согласно взглядам ученых, лежат общепринятые нравственные требования, предъявляемые к общению, признающие ценность личности. Высокий уровень межличностного взаимодействия предполагает наличие у ребенка уважения, симпатии, готовности поддержать других, эмпатии, способности понимать других, устанавливать контакты, непосредственность, любознательность и т.п.
«Общение – это универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека» [35, с 81]. Проблематике общения в психологической науке принадлежит особое место. Понятие «общение» является базовой категорией психологии, в теоретическое осмысление данного феномена внесли свой вклад такие ученые, как Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, И А.Ф. Лазурский М. Сеченов, и др. [2, 6].
Н.М. Аксарина общением называет «ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу»; М.С. Каганом общение рассматривается в контексте «взаимодействия с природой» [11]. Актуальность сейчас приобретает понятие «коммуникация», зачастую отождествляемая с общением. Однако данные понятия необходимо строго дифференцировать. Общение определяется как взаимодействие двух и более индивидов, заключающееся в обмене информацией познавательного либо аффективного характера знаниями и эмоциями.
А.А. Леонтьев [19], К.А. Абульхановой-Славская [1], определяют общение как «качество взаимодействия, реализуемое между участниками — носителями активности, поэтому возможно охарактеризовать общение как взаимодействие двух и более индивидов, направленное на согласование и объединение их совместных усилий с целью налаживания взаимоотношений и достижения определенного общего результата».
Е.О. Смирнова [36] описывает важность наличия отзыва в процессе взаимодействия, Б.Ф. Ломов общение определяет как взаимодействие субъектов. По Г.М. Андреевой [3], общение и деятельность выступают как взаимодействующие категории, соответственно общение служит стороной деятельности, которая, в свою очередь, выступает условием общения.
А.Н. Леонтьев определяет общение как вид деятельности коммуникативной [19]. Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и др. придерживаются подхода, основанного на объединении понятий «общение» и «коммуникация» [6, 19].
Т. Парсонс и К. Черри. Т. Парсонс и др. коммуникацию определяют как общение, взаимодействие между индивидами. К. Черри определяет коммуникации как социальное явления, социальное общения с применением речи и языка [21, с. 22].
М.С. Каган утверждает, что общение обладает практически-духовным характером, в то время как коммуникация служит чисто информационным процессом как передача сообщений [11, с. 22]. Г.М. Андреева рассматривает общение как коммуникативный обмен информацией; интерактивную взаимодействие между индивидами — обмен не только знаниями, но и действиями; перцептивную восприятие и познание партнеров по общению и установление между ними взаимопонимания [3]. А.В. Соколов общение рассматривает в качестве одной из форм коммуникационной деятельности, основанных на целевых установках партнеров [23, с. 38].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы