Методика преподавания русского языка. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности изучения стилистики в школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы словарно-стилистической работы в средней школе  4

1.1 Основные
понятия лексической стилистики. 4

1.2
Особенности словарно-стилистической работы в средней школе. 9

Глава 2.
Формирование словарно-стилистических умений на уроках русского языка в 5
классах на материалах романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина  13

2.1
Стилистические особенности «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. 13

2.2 Система
словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка в 5 классах,
направленных на изучение стилистических особенностей «Капитанской дочки» А.С.
Пушкина. 17

Заключение. 24

Список
литературы.. 26

  

Введение:

 

Проблема
организации словарно-стилистической работы на уроках русского языка относится к
числу наиболее актуальных проблем методики преподавания русского языка в
средней школе. От эффективности такой работы во многом зависит формирование
коммуникативной компетенции [4]. Словарно-стилистическая работа – это «работа
со стилистически окрашенной лексикой, целью которой является развитие у
учащихся стилистических умений, направленных на распознавание, анализ, отбор и самостоятельное
употребление в речи стилистически окрашенных слов в зависимости от содержания,
целей и задач высказывания» [9, с.4].

В
методическом аспекте данную проблему рассматривали такие ученые, как Е.В.
Бунеева, В.И. Капинос, В.В. Одинцов, Т.И. Чижова и другие.

Цель
исследования заключается в разработке системы словарно-стилистических
упражнений на уроках русского языка в 5 классах, направленных на изучение стилистических
особенностей «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Для
достижения данной цели решаются следующие задачи:


рассмотреть актуальные проблемы лексической стилистики;


определить особенности содержания словарно-стилистической работы в 5 классах
средней школы;


раскрыть стилистические особенности «Капитанской дочки» А.С. Пушкина;


разработать систему словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка
в 5 классах, направленных на изучение стилистических особенностей «Капитанской
дочки» А.С. Пушкина.

Объектом
исследования является формирование коммуникативной компетенции учащихся 5
класса.

Предметом исследования
выступают методы и приемы словарно-стилистической работы как средство
формирования данной компетенции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя
итоги, можно сделать вывод, что словарно-стилистическая работа направлена на
формирование определенных умений:


по оценке стилистической окраски и лексических особенностей;


по различению множеств значений многозначных слов, определению их стилистики;


по подбору подходящих синонимов, их соотношению с целями и задачами
произносимой речи;


по анализу стилистики публикаций


по формулированию текстов в заданной стилистике;


по редакции и подводке текстов к стилистическим задачам.

Чтобы
сформировать подобные умения и навыки, нужно эффективно выбирать
словарно-стилистические задания. На первых этапах рекомендуется задавать
учащимся упражнения по аналитике следующего плана:


поиск в заданном отрезке текста участков с окрашенной или нейтральной лексикой;


поиск и выборка в публикации разговорных и книжных элементов;


подборка разговорным фразам нейтральных синонимов различного рода;


поиск для существительных различных разговорных элементов, которые обычно
употребляется в переносном значении.

Подобные
лексические упражнения помогут учащимся освоить теорию, закрепить ранее
изученный материал и начать применять полученные знания на практике. После
прохождения первого этапа можно предложить решить более сложные задачи:


составлять фразы и предложения, используя стилистически окрашенные слова;


продолжать синонимические ряды, характеризовать особенности смысловых оттенков
того или иного слова;


определять стилистические характеристики каждого из синонимов;


составлять различные предложения с указанными словами.

Кроме
того, школьникам рекомендуется:


учиться анализировать народно-поэтическую речь, определять способы окрашивания,
стилистические особенности и языковые средства, используемые авторами (к
примеру, отличным материалом для подобной работы может послужить роман «Капитанская
дочка» А.С. Пушкина);


приводить в пример различные способы использования многозначных слов,
составлять с ними фразы, доказывать, что различные смыслы одного и того же
слова могут придавать предложению разный стиль и эмоциональную окраску;


объяснять значение фраз и предложений, характеризовать их с точки зрения
стилистики;


подготавливать авторские сочинения на тему лексики, стилей изложения, синонимии,
многозначности и других проблем лингвистики;


формулировать причины ошибок, давать логические объяснения, редактировать фразы
и предложения.

Подобные
занятия способны значительно улучшить усвоение грамматической проблематики
русского языка. Их можно использовать на занятиях по развитию речи, при
обучении детей практике изложений и написанию сочинений. Они отлично работают,
начиная с пятого класса, интегрируются в учебный процесс в зависимости от
языкового материала.

В
связи с вышеизложенным материалом, можно сделать вывод, что комплексная
словарно-стилистическая работа значительно улучшает и ускоряет формирование
устной и письменной речи. Она способна быстро и качественно усовершенствовать
речевую культуру детей.

Знанию
литературных языковых норм, высокой культуре речи учащихся способствует
целенаправленная систематическая словарно-стилистическая работа, проводимая на
уроках в общеобразовательной школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы словарно-стилистической работы
в средней школе

1.1 Основные понятия лексической
стилистики

Интерес
ученых к лексическим и стилистическим проблемам не ослабевает в течение
последних десятилетий. Фундаментальные труды в этом ответвлении лингвистики
были написаны отечественными исследователями В.В. Виноградовой, Л.В. Щербой, а
также Г.О. Винокур [6, с. 5].

До
недавнего времени стилистика как отдельная дисциплина в школьной программе не
выделялась и соответственно не изучалась.

Львиная
доля школьной программы приходилась на долю грамматики, которая раскрывала
закономерности развития языка, демонстрировала ученикам ее структурные
закономерности и разнообразие форм. Иначе говоря, реализовался преимущественно
теоретический аспект академического курса языка, а выработка умений и навыков
практического владения этими знаниями отодвигалось на второй план. Поэтому для
большинства учащихся родной язык, к сожалению, был лишь совокупностью сухих
правил, формул и схем. Сложность в изложении учебного материала, шаблонность и
репродуктивность в его воспроизведении и восприятии не нуждались каких-либо
значительных интеллектуальных усилиях и напряженной умственной деятельности [2,
с. 4].

В
последнее время была предпринята попытка устранить чрезмерную усложненность
материала, уделить больше внимания формированию речевых умений и навыков путем
введения отдельного раздела школьной программы — развитие связной речи.

Этот
подход к преподаванию родного языка четко реализовывался в имеющихся учебниках
и школьных программах. Так, в 50-70-х годах пособия содержали адаптированный к
уровню учеников академический курс русского языка, который был направлен на
развитие лингвистической компетенции ученика и совершенствование умений и
навыков грамотного письма.

Учебники
80-90-х годов, кроме этого, вмещали материал по развитию связной речи, на
обработку которого отводилась лишь четверть учебного времени.

Учебники
начала XXI века отражают современные образовательные тенденции. В частности,
увеличение количества часов на изучение языка в старших классах, усиление
коммуникативной линии, ввод в программу элементов риторики, культуры речи и
стилистики. Поэтому сегодня наблюдаем расширение и углубление курса родного
языка основами практической риторики и стилистики и культурологической
содержательной линией [3, с. 20].

Задача
новой школы — воспитать всесторонне развитую личность, владеющую речью практически:
свободно и совершенно. «Курс родного языка должен иметь коммуникативно
практическое направление, научить школьников коммуникативно оправданно
пользоваться родным языком в различных видах речевой деятельности» [2, с. 4].

В
свете сказанного, школьный учебник XXI века должен основываться на
функционально-коммуникативной основе с опорой на лучшие достижения национальной
и мировой культуры, гармонично сочетать все виды речевой деятельности —
аудирование, говорение, чтение и письмо. В новых учебниках должна появиться
целая система работы по формированию творческих способностей учащихся и их
эмоционально-ценностной сферы [7, с. 7, 8, с. 71].

В
нынешней школе обучение языку должно быть направлено на активное, правильное и
уместное применение его в каждодневном общении. Одной из задач действующей
программы для средней общеобразовательной школы является выработка «умения и
навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных
жизненных ситуациях во время восприятия, воспроизведения и создания
высказываний с соблюдением русского речевого этикета» [5, с. 4].

Итак,
сегодня в школьном образовании смещены акценты с теоретико-лингвистического в
сторону функционально-стилистического подхода к изучению родного языка. Это
предусматривает развитие у школьников стилистических умений и навыков,
расширение сведений по теоретической стилистике, применение азов практических
риторики и стилистики, культуры речи на каждом уроке, а не только на отдельных
часах по развитию связной речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы