Курсовая с практикой на тему Особенности изучения стилистики в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы словарно-стилистической работы в средней школе 4
1.1 Основные
понятия лексической стилистики. 4
1.2
Особенности словарно-стилистической работы в средней школе. 9
Глава 2.
Формирование словарно-стилистических умений на уроках русского языка в 5
классах на материалах романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина 13
2.1
Стилистические особенности «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. 13
2.2 Система
словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка в 5 классах,
направленных на изучение стилистических особенностей «Капитанской дочки» А.С.
Пушкина. 17
Заключение. 24
Список
литературы.. 26
Введение:
Проблема
организации словарно-стилистической работы на уроках русского языка относится к
числу наиболее актуальных проблем методики преподавания русского языка в
средней школе. От эффективности такой работы во многом зависит формирование
коммуникативной компетенции [4]. Словарно-стилистическая работа – это «работа
со стилистически окрашенной лексикой, целью которой является развитие у
учащихся стилистических умений, направленных на распознавание, анализ, отбор и самостоятельное
употребление в речи стилистически окрашенных слов в зависимости от содержания,
целей и задач высказывания» [9, с.4].
В
методическом аспекте данную проблему рассматривали такие ученые, как Е.В.
Бунеева, В.И. Капинос, В.В. Одинцов, Т.И. Чижова и другие.
Цель
исследования заключается в разработке системы словарно-стилистических
упражнений на уроках русского языка в 5 классах, направленных на изучение стилистических
особенностей «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
Для
достижения данной цели решаются следующие задачи:
—
рассмотреть актуальные проблемы лексической стилистики;
—
определить особенности содержания словарно-стилистической работы в 5 классах
средней школы;
—
раскрыть стилистические особенности «Капитанской дочки» А.С. Пушкина;
—
разработать систему словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка
в 5 классах, направленных на изучение стилистических особенностей «Капитанской
дочки» А.С. Пушкина.
Объектом
исследования является формирование коммуникативной компетенции учащихся 5
класса.
Предметом исследования
выступают методы и приемы словарно-стилистической работы как средство
формирования данной компетенции.
Заключение:
Подводя
итоги, можно сделать вывод, что словарно-стилистическая работа направлена на
формирование определенных умений:
–
по оценке стилистической окраски и лексических особенностей;
–
по различению множеств значений многозначных слов, определению их стилистики;
–
по подбору подходящих синонимов, их соотношению с целями и задачами
произносимой речи;
–
по анализу стилистики публикаций
–
по формулированию текстов в заданной стилистике;
–
по редакции и подводке текстов к стилистическим задачам.
Чтобы
сформировать подобные умения и навыки, нужно эффективно выбирать
словарно-стилистические задания. На первых этапах рекомендуется задавать
учащимся упражнения по аналитике следующего плана:
–
поиск в заданном отрезке текста участков с окрашенной или нейтральной лексикой;
–
поиск и выборка в публикации разговорных и книжных элементов;
–
подборка разговорным фразам нейтральных синонимов различного рода;
–
поиск для существительных различных разговорных элементов, которые обычно
употребляется в переносном значении.
Подобные
лексические упражнения помогут учащимся освоить теорию, закрепить ранее
изученный материал и начать применять полученные знания на практике. После
прохождения первого этапа можно предложить решить более сложные задачи:
–
составлять фразы и предложения, используя стилистически окрашенные слова;
–
продолжать синонимические ряды, характеризовать особенности смысловых оттенков
того или иного слова;
–
определять стилистические характеристики каждого из синонимов;
–
составлять различные предложения с указанными словами.
Кроме
того, школьникам рекомендуется:
–
учиться анализировать народно-поэтическую речь, определять способы окрашивания,
стилистические особенности и языковые средства, используемые авторами (к
примеру, отличным материалом для подобной работы может послужить роман «Капитанская
дочка» А.С. Пушкина);
–
приводить в пример различные способы использования многозначных слов,
составлять с ними фразы, доказывать, что различные смыслы одного и того же
слова могут придавать предложению разный стиль и эмоциональную окраску;
–
объяснять значение фраз и предложений, характеризовать их с точки зрения
стилистики;
–
подготавливать авторские сочинения на тему лексики, стилей изложения, синонимии,
многозначности и других проблем лингвистики;
–
формулировать причины ошибок, давать логические объяснения, редактировать фразы
и предложения.
Подобные
занятия способны значительно улучшить усвоение грамматической проблематики
русского языка. Их можно использовать на занятиях по развитию речи, при
обучении детей практике изложений и написанию сочинений. Они отлично работают,
начиная с пятого класса, интегрируются в учебный процесс в зависимости от
языкового материала.
В
связи с вышеизложенным материалом, можно сделать вывод, что комплексная
словарно-стилистическая работа значительно улучшает и ускоряет формирование
устной и письменной речи. Она способна быстро и качественно усовершенствовать
речевую культуру детей.
Знанию
литературных языковых норм, высокой культуре речи учащихся способствует
целенаправленная систематическая словарно-стилистическая работа, проводимая на
уроках в общеобразовательной школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы словарно-стилистической работы
в средней школе
1.1 Основные понятия лексической
стилистики
Интерес
ученых к лексическим и стилистическим проблемам не ослабевает в течение
последних десятилетий. Фундаментальные труды в этом ответвлении лингвистики
были написаны отечественными исследователями В.В. Виноградовой, Л.В. Щербой, а
также Г.О. Винокур [6, с. 5].
До
недавнего времени стилистика как отдельная дисциплина в школьной программе не
выделялась и соответственно не изучалась.
Львиная
доля школьной программы приходилась на долю грамматики, которая раскрывала
закономерности развития языка, демонстрировала ученикам ее структурные
закономерности и разнообразие форм. Иначе говоря, реализовался преимущественно
теоретический аспект академического курса языка, а выработка умений и навыков
практического владения этими знаниями отодвигалось на второй план. Поэтому для
большинства учащихся родной язык, к сожалению, был лишь совокупностью сухих
правил, формул и схем. Сложность в изложении учебного материала, шаблонность и
репродуктивность в его воспроизведении и восприятии не нуждались каких-либо
значительных интеллектуальных усилиях и напряженной умственной деятельности [2,
с. 4].
В
последнее время была предпринята попытка устранить чрезмерную усложненность
материала, уделить больше внимания формированию речевых умений и навыков путем
введения отдельного раздела школьной программы — развитие связной речи.
Этот
подход к преподаванию родного языка четко реализовывался в имеющихся учебниках
и школьных программах. Так, в 50-70-х годах пособия содержали адаптированный к
уровню учеников академический курс русского языка, который был направлен на
развитие лингвистической компетенции ученика и совершенствование умений и
навыков грамотного письма.
Учебники
80-90-х годов, кроме этого, вмещали материал по развитию связной речи, на
обработку которого отводилась лишь четверть учебного времени.
Учебники
начала XXI века отражают современные образовательные тенденции. В частности,
увеличение количества часов на изучение языка в старших классах, усиление
коммуникативной линии, ввод в программу элементов риторики, культуры речи и
стилистики. Поэтому сегодня наблюдаем расширение и углубление курса родного
языка основами практической риторики и стилистики и культурологической
содержательной линией [3, с. 20].
Задача
новой школы — воспитать всесторонне развитую личность, владеющую речью практически:
свободно и совершенно. «Курс родного языка должен иметь коммуникативно
практическое направление, научить школьников коммуникативно оправданно
пользоваться родным языком в различных видах речевой деятельности» [2, с. 4].
В
свете сказанного, школьный учебник XXI века должен основываться на
функционально-коммуникативной основе с опорой на лучшие достижения национальной
и мировой культуры, гармонично сочетать все виды речевой деятельности —
аудирование, говорение, чтение и письмо. В новых учебниках должна появиться
целая система работы по формированию творческих способностей учащихся и их
эмоционально-ценностной сферы [7, с. 7, 8, с. 71].
В
нынешней школе обучение языку должно быть направлено на активное, правильное и
уместное применение его в каждодневном общении. Одной из задач действующей
программы для средней общеобразовательной школы является выработка «умения и
навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных
жизненных ситуациях во время восприятия, воспроизведения и создания
высказываний с соблюдением русского речевого этикета» [5, с. 4].
Итак,
сегодня в школьном образовании смещены акценты с теоретико-лингвистического в
сторону функционально-стилистического подхода к изучению родного языка. Это
предусматривает развитие у школьников стилистических умений и навыков,
расширение сведений по теоретической стилистике, применение азов практических
риторики и стилистики, культуры речи на каждом уроке, а не только на отдельных
часах по развитию связной речи.