Курсовая с практикой на тему Особенности изучения поэтического текста в школе (на примере парцелляции в произведениях М. Цветаевой)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтаксиса 5
1.1. Основные направления изучения выразительных синтаксических средств 5
1.2. Сущность парцелляции и особенности ее изучения в школе 9
Глава 2. Методика изучения парцелляции в поэзии Марины Цветаевой 11
2.1. Место парцелляции в поэзии М. Цветаевой 11
2.2. Упражнения на изучение парцелляции на примере поэтических текстов М. Цветаевой 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Актуальность исследования определяется недостаточной методиче-ской разработанностью темы в связи с изменением содержания литератур-ного образования: включением в программы по литературе современных поэтических произведений.
В известной классификации Н.А. Лукьяновой [Лукьянова: 1986] при-водится подробный список трудов отечественных и зарубежных лингви-стов, отражающий различные аспекты изучения экспрессивности (семанти-ческий, ономасиологический, лингвостилистический, социолингвистиче-ский, психологический и др.). Однако список работ, посвященных синтак-сическому аспекту изучения экспрессивности, представлен немногочислен-ными исследованиями [Сковородников: 1981].
Многочисленные работы, посвященные экспрессивным синтаксиче-ским формам, свидетельствуют о том, что проблемы экспрессивного син-таксиса приобретают в лингвистике всю большую актуальность «ввиду ин-тенсивного изучения структуры текста, языковой личности как субъекта речевой деятельности, прагматических аспектов речевой деятельности, взаимоотношений говорящего и адресата, звуковых средств усиления вы-разительности речи и усиления ее воздействия на воспринимающего» [Акимова: 1990].
Цель работы: разработать методические рекомендации по изучению современной лирики на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования – процесс изучения современной лирики в старших классах.
Предмет исследования – методика изучения современной лирики в старших классах.
Обзорное изучение современной лирики, предложенное в работе, ос-новано на технологии критического мышления, что реализуется в таких видах работы, как разрешение проблемной ситуации и составление кла-стера.
Методика интертекстуального и структурно-семантического анализа, предложенная для изучения современных стихотворений позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуаль-ные авторские особенности.
Цель исследования: выявить особенности изучения поэтического текста в школе (на примере парцелляции в произведениях М. Цветаевой).
Объект исследования – методика изучения поэтического текста в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования – парцелляции в творчестве М. Цветаевой.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следую-щие задачи исследования:
охарактеризовать методику изучения поэтического текста в школе;
проанализировать сущность парцелляции;
выявить место парцелляции в поэзии М. Цветаевой;
разработать упражнения на изучение парцелляции на примере поэ-тических текстов М. Цветаевой.
Материалы и методы: в данной работе использованы методы сравни-тельного анализа литературных источников, сравнение, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
По итогам проведенного исследования были сформулированы сле-дующие основные выводы.
Проблема изучения экспрессивных синтаксических структур полу-чила широкое освещение в отечественном языкознании, прежде всего в трудах языковедов, где данный вопрос был исследован достаточно глубо-ко и всесторонне. Также вопросы изучения экспрессивно-выразительных качеств синтаксических конструкций рассматриваются так называемой «синтаксической стилистикой» наряду с другими вопросами. В русле син-таксической стилистики синтаксические конструкции квалифицируются как специальный прием, повышающий выразительность (изобразительность) речи. Он зависит от формы речи (устная или письменная) и от ее функцио-нальной направленности. Родоначальником исследования экспрессивно-субъективных форм синтаксиса в отечественном языкознании считается со-ветский лингвист-русист В. В. Виноградов, отметивший, что в фокус рас-смотрения стилистики помещаются синтаксические явления, не составляю-щие сердцевины синтаксической структуры языка. Среди синтаксических структур, которые «выпадают из
Изучение экспрессивных синтаксических средств и их стилистическо-го использования в индивидуальном стиле авторов художественных про-изведений представляет собой актуальное направление в отечественной лингвистике и в начале XXI века. Многочисленные работы посвящены изучению синтаксиса текста на материале художественных произведений отечественных и зарубежных авторов.
Исследование грамматических особенностей, стилистических функ-ции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как осо-бенного приема синтаксической выразительности является востребованной в методике изучения русского языка.
Активное привлечение старшеклассников на этапе подготовки к уроку, использование информационной технологии при изучении данной темы делает процесс обучения более мотивированным и привлекатель-ным. Сочетание на уроке теоретического материала, практической и творческой работы даёт хороший результат.
В процессе интерпретации текста и анализа перцептивных образов обучающиеся сталкиваются с лексическими, грамматическими и стилисти-ческими трудностями, успешное преодоление которых способствует эф-фективному восприятию идейного содержания и эмоциональной тонально-сти стихотворений.
Названия отдельных произведений задают «перцептивную доминан-ту», которая получает содержательное воплощение в процессе дальнейше-го смыслового развертывания текста. Задания, целью которых является анализ перцептивных образов и лингвопоэтический разбор стихотворений, необходимо формулировать в соответствии с основными этапами учебного занятия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтакси-са
1.1. Основные направления изучения выразительных синтаксических средств
Проблема изучения выразительных синтаксических средств получи-ла широкое освещение в отечественном языкознании, прежде всего в тру-дах языковедов, где данный вопрос был исследован достаточно глубоко и всесторонне. Начало изучения выразительных синтаксических средств в современном российском языкознании было положено не в рамках синтак-сиса, а в рамках лингвостилистики, изучающей выразительность (экспрес-сивность) на разноуровневых единицах языка. Отмечаемая связь с лингво-стилистикой объясняется воздействующей функцией речи [Воробьева: 2022].
Также вопросы изучения экспрессивно-выразительных качеств син-таксических конструкций рассматриваются так называемой «синтаксиче-ской стилистикой» наряду с другими вопросами [Синтаксис и стилистика: 1976]. В русле синтаксической стилистики синтаксические конструкции квалифицируются как специальный прием, повышающий выразительность (изобразительность) речи. Он зависит от формы речи (устная или пись-менная) и от ее функциональной направленности [Акимова: 1990]. Также довольно часто встречаются термины «стилистический синтаксис», «экс-прессивный (стилистический) синтаксис».
Родоначальником исследования экспрессивно-субъективных форм синтаксиса в отечественном языкознании считается советский лингвист-русист В. В. Виноградов, отметивший, что в фокус рассмотрения стили-стики помещаются синтаксические явления, не составляющие сердцевины синтаксической структуры языка. Среди синтаксических структур, кото-рые «выпадают из синтаксиса и «подбираются» стилистикой» В. В. Вино-градов [Виноградов: 1955] выделяет выразительное (экспрессивное и изобразительное) значение порядка слов, интонации и ритма, оттенки па-раллельных синтаксических оборотов, синтаксическую синонимику, «ва-риации» прямой, косвенной и особенно «»несобственно прямой» речи» [Виноградов: 1955]. В.В. Виноградов явился и родоначальником исследо-вания субъектных экспрессивных форм в русской художественной речи. Они понимались В.В. Виноградовым как изобразительный, художествен-ный прием.
Продолжателями традиции изучения выразительных синтаксических средств на материале русского языка стали такие видные ученые, как Е.А. Иванчикова [Иванчикова: 1979), А.П. Сковородников [Сковородников: 1981], Г. Н. Акимова [Акимова: 1990] и др.
Изучение экспрессивных синтаксических средств и их стилистическо-го использования в индивидуальном стиле авторов художественных про-изведений представляет собой актуальное направление в отечественной лингвистике и в начале XXI века. Многочисленные работы посвящены изучению синтаксиса текста на материале художественных произведений отечественных и зарубежных авторов. Данные изыскания хотя и проводят-ся в русле лингвистики текста, стилистики и литературоведения, но благо-даря рассмотрению в синтаксическом аспекте позволяют изучить автор-ский стиль в новом преломлении [Арсланбекова: 2008; Алмакаева: 2014; Болотская: 2014; Белькова: 2016; Алиева: 2021].
Большинство исследований данного направления рассматривают от-дельные виды экспрессивных синтаксических конструкций. З.Ш. Арсланбекова [Арсланбекова: 2008] на материале прозы военных лет советских писателей описывает бессоюзные перечислительные конструкции (такие как асиндетон (стилистическую фигуру)) в функционально-семантическом аспекте. Вставные конструкции (как собственно синтаксиче-ское явление и как элемент коммуникативно-динамического членения предложения и текста) на материале романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» рассматривает О. В. Алмакаева [Алмакаева: 2014]. А.Е. Белькова [Белькова: 2016] изучает средства и методы экспрес-сивного синтаксиса в целях воздействия на читателя. Автор предпринимает попытку систематизации синтаксической устроенности текстов рассказов Л. Петрушевской в тесной связи с его функциями. В частности, автором выделяются такие особенности синтаксиса постмодернистской прозы, как аналитизм (использование сегментированных и парцеллированных кон-струкций разной стилистической окрашеннности).
Изучению субъектно-экспрессивных форм синтаксиса в русской ху-дожественной речи посвящены работы Э. А. Алиевой [Алиева: 2021].
Весь набор субъектно-экспрессивных единиц синтаксиса, призванных оказать воздействие на читателя, автор предлагает поделить на три груп-пы.
Первую группу составляют речевые формы устного диалога: «силь-ные формы» (вопрос, повеление) и «слабые формы» (второе лицо место-имений и глагола). Ко второй группе относятся синтаксические конструк-ции (парцеллированные и сегментированные, цепочки номинативных и инфинитивных предложений, вводные и вставные конструкции). К третьей группе относятся синтаксические фигуры: инверсированный словопоря-док, хиазм, зевгма, различные типы повторов [Алиева: 2018].
М.П. Болотская [Болотская: 2014] на материале прозы И.Л. Муравь-евой рассматривает следующие синтаксические выразительные средства: синтаксический параллелизм, парцелляцию, инверсию, ряды однородных членов, градацию, риторические вопросы и восклицания. Е.А. Кораблева и М. М. Давыдова (2020) исследуют роль экспрессивных средств (паранте-зы, инверсии, синтаксические повторы, парцеллированные конструкции, номинативные предложения, риторические вопросы, знаки препинания) в детской художественной литературе.
В русле направления экспрессивного синтаксиса, продолжающего традиции античной риторики, положившей начало изучению фигур речи, лежит и монография ученого-романиста Э. М. Береговской (2004) «Очер-ки по экспрессивному синтаксису». Э.М. Береговская проводит анализ трех синтаксических фигур – хиазма, зевгмы, градации, рассматривает проблему экспрессивного отклонения от пунктуационной нормы, являю-щегося, по утверждению автора, эффективным стилистическим средством, а также анализирует применение данных приемов в индивидуальных сти-лях Марины Цветаевой, Олега Григорьева, Давида Самойлова и Жака Шерпентро.
Береговская сводит проблематику экспрессивного синтаксиса к сле-дующим вопросам: длина предложения как экспрессивный фактор, стили-стическая роль абзаца и сложного синтаксического целого, аффективный потенциал пунктуации, экспрессивный синтаксис как составляющая инди-видуального стиля, синтаксические фигуры и их стилистические функции.
Г.Н. Акимова, изучая явление аналитизма в русской грамматике на материале поэтических произведений и прозы, указывает на синтаксиче-скую расчлененность (парцелляция, сегментация) как основу всех экспрес-сивных конструкций в русском языке. Эта конструкция, по утверждению Г.Н. Акимовой, наиболее других «олицетворяет» экспрессивный синтак-сис.
Усиление роли языковой личности как субъекта речевой деятельно-сти привело к развитию антропоцентрического подхода в лингвистике, что закономерно повлияло и на направление синтаксических исследований.
Так, если внимание лингвистов 50-60-х гг. XX века в основном было посвящено формально-грамматическим вопросам, в частности выделению структурных критериев отклонений от синтаксической нормы, вопросам стилистического использования конструкций экспрессивного синтаксиса, то уже 70-е годы ознаменовались прагматической, коммуникативной ори-ентацией исследований экспрессивных синтаксических средств.
Рассмотрению экспрессивности, в том числе синтаксической экспрес-сивности, в функционально-прагматическом и коммуникативном аспекте посвящено значительное количество работ.
Таким образом, в отечественном языкознании наметилось несколько направлений в исследовании выразительных синтаксических средств. Во-первых, в продолжение традиций, заложенных видными отечественными лингвистами, проводится изучение выразительных синтаксических средств в индивидуальном стиле авторов художественных текстов в русле лингво-стилистики, лингвистики и неориторики. Устоявшимся направлением явля-ется и прагматический вектор исследований. Изучение проблем экспрес-сивного синтаксиса в отечественной лингвистике хотя и проводится в русле исследований разговорной речи, но материалом данных изысканий стано-вилась устная речь, представленная в художественных произведениях.