Теория и методика обучения литературе Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности изучения имён прилагательных в 5-6 классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение.. 4

Глава I. Теоретические основы
ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА.. 7

1.1. Имя
прилагательное как часть речи в современном русском языке. 7

1.2. Изучение имен
прилагательных в школьном курсе русского языка. 8

1.3. Анализ
действующих учебников. 16

Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по изучению имен прилагательных в 5-6 классах.. 22

2.1. Уровень
сформированности умений и навыков учащихся при использовании в речи имен
прилагательных (констатирующий эксперимент) 22

2.2.
План-конспект урока изучения нового материала в 5 классе «Полные и краткие
прилагательные». 26

Заключение.. 33

Список
использованных источников.. 35

  

Введение:

 

За
последнее время у школьников можно наблюдать резкое снижение интереса к урокам
русского языка, нежелание учеников повышать грамотность и культуру речи,
расширять свой кругозор.

Русский
язык занимает первое место в системе учебных дисциплин, ведь он является не
только объектом изучения, но и средством обучения, так как именно на этих
уроках учащиеся приобретают нужные умения и навыки, при помощи которых они
овладевают знаниями по другим предметам.

Одной
из важных проблем в обучении является развитие речи учащихся. Одной из сторон
этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают
задолго до школы. Однако их активный словарь очень беден. Считается, что
расширение словаря должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет
качества освоения семантики каждого слова.

Знакомство
и изучение морфологии в школе должно быть, нацелено на развитие речи
обучающихся.

Имя
прилагательное является интересной в развитии речи учащихся, способствует
обогащению словарного запаса, усвоению ряда правил и норм правописания.
Изучение этой части речи начинается еще в начальной школе, в средней школе
знания по теме углубляются, а в старших прилагательные изучаются в тесной
взаимосвязи с другими частями речи.

К
завершению начальной школы учащиеся уже знакомы именем прилагательным как
частью речи, умеют определять род, число и падеж. Далее изучение этой части
речи продолжается в пятом и шестом классе, где происходит углубление знаний и
изучаются совершенно новые для учеников особенности и категории имен прилагательных.

По
своим выразительным качествам прилагательные занимают одну из лидирующих
позиций среди других частей речи. С их помощью письменная и устная речь
становится выразительной, детальной и информативной.

Изучению
имени прилагательного как части речи посвящено множество научных трудов. Особый
вклад внесли исследования Н.Д. Арутюновой, Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова,
А.А. Потебни, А.А. Шахматова, Н.Ю. Шведовой и др.

Имя
прилагательное является одной из самых частотно развивающихся частей речи и,
несмотря на то, что грамматические категории прилагательного рассматриваются
достаточно полно, все равно имеются вопросы и неоднозначные моменты в теории.
Необходимость разрешения данной проблемы представляется важной и актуальной.

Содержание,
цели и структура школьного курса русского языка находят отражение в Федеральном
государственном стандарте общего образования второго поколения, на основе
которого создаются современные программы по русскому языку и
учебно-методические комплексы

Объект исследования – процесс
изучения имен прилагательных.

Предмет исследования
– урок русского языка.

Цель исследования – изучить
особенности изучения имен прилагательных в 5-6 классах.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1.
Ознакомиться с теоретическими вопросами в данном исследовании.

2.
Рассмотреть вопрос об изучении имен прилагательных в школьном курсе русского
языка.

3.
Проанализировать современные учебники и программы по данной теме.

4.
Определить уровень сформированности умений и навыков учащихся при использовании
в речи имен прилагательных (констатирующий эксперимент).

5.
Провести анализ современных методов и приемов обучения имени прилагательному.

5.
Составить план-конспект урока изучения нового материала в 5 классе «Полные и
краткие прилагательные».

Методологической основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных исследователей.

Структура
работы включает введение, две
главы, заключение, список используемой литературы и приложение.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, имя прилагательное — часть речи, выражающая категориальное
грамматическое значение признака предмета в форме грамматической зависимости от
имени существительного. слова-прилагательные имеют значение признака предмета и
согласуются с ним в роде, числе и падеже. Лингвисты определили значение
признака как широкий круг качеств, явлений, характеристик предметов.

Грамматические
категории рода, числа и падежа прилагательного указывают на принадлежность
признака предмету (лицу), который назван: — именем существительным мужского,
среднего, женского рода; — именем существительным единственного, множественного
числа; — именем существительным в форме именительного или косвенных падежей.

Имя
прилагательное как часть речи характеризуется зависимыми категориями рода,
числа и падежа, изменяемостью по родам, числам, падежам, особой системой
формообразования (степени сравнения, краткая и полная формы), словообразования,
синтаксической функцией в предложении. Многогранность изучаемой части речи
позволяет учащимся не только овладеть всеми ее категориальными признаками, а
также направлена на расширение детского языкового и речевого опыта, формирует
способность адекватного восприятия и синтеза в коммуникативном взаимодействии.

Образовательное
учреждение является важнейшим фактором развития личности и от того, насколько
эффективно будет складываться образовательная среда в педагогическом
коллективе, будет в целом зависеть развитие российского общества.

Одна
из основных задач школы, — развитие речи учащихся, — как правило, реализуется
через обогащение словарного запаса детей, работу над знанием общеязыкового
значения слов и выражений, устными и письменными высказываниями, правильностью,
уместностью и другими качествами речи, формированием представления об
эмоционально-оценочной и стилевой окраске единиц.

Языком
как средством общения дети овладевают еще в дошкольный период, однако в силу
различных причин речь детей бывает плохо развита. Задача словесника состоит в
том, чтобы заинтересовать, вовлечь ребенка в процесс обучения посредством
различных методических средств и приемов, традиционных и инновационных методик
и, конечно, педагогического мастерства учителя.

Изучение
лексико-грамматической темы «Имя прилагательное» является важно и интересной в
школьном курсе обучения. Осознание учащимися категориальных признаков
слов-прилагательных, их синтаксической роли в предложении и, особенно, умения
без каких-либо затруднений использовать «нужные» слова в речевой деятельности
являются необходимыми условиями развития речевой способности обучаемых,
расширения границ метаязыкового познания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.
Теоретические основы ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА

1.1. Имя прилагательное как часть речи в
современном русском языке Прилагательное – это самостоятельная именная часть речи.
Рассмотрим его грамматическое значение, а также признаки, характерные для
данного лексико-грамматического класса.

 Частеречное значение у
имени прилагательного – это признак либо свойство предмета, лица, явления. В
сравнении с существительными со значением отвлеченного признака или качества
(синева, красота), признак, обозначенный прилагательным, относится к предмету
(синий цветок, красивый пейзаж).

У прилагательных есть своя система вопросов: «какой (-ая,
-ое, -ие)?» либо «чей (-ья, -ье, -ьи)?»: стол деревянный, духи мамины.

Прилагательные обозначают качественные характеристики
предмета (цвет, форму, размер, температуру, внешний вид), свойство через
отношение к материалу, времени, месту (глиняный горшок, вчерашний день, домовая
книга) или лицу (бабушкино варенье). В соответствии с этим выделяют их разряды [3,
с. 13]:

Качественные выражают оценку предмета (отличный, плохой),
размер (большой, маленький), температуру (горячий, ледяной), форму (квадратный,
овальный) и проч.

Относительные показывают отношение к материалу (золотой
браслет, жестяной лист, молочная каша), месту или пространству (сельский клуб,
городской сквер), времени (летний день, вечерняя пора) или функциональному
назначению (стиральная машина, сушильная камера) .

Притяжательные
выражают отношения принадлежности (дедушкина трость, медвежья берлога). Разряд
прилагательного является классифицирующей категорией, то есть постоянным
грамматическим признаком, хотя и наблюдаются явления изменения разряда: волчья
тропа, золотая подвеска (притяжательные) – волчья злоба, золотая голова
(качественные).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы