Курсовая с практикой на тему Особенности исследования внимания как познавательного процесса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВНИМАНИЯ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 6
1.1Понятие внимания. 6
1.2 Внимание человека — особенности развития. 11
1.3 Методы исследования свойств внимания. 15
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 19
2.1
Организация и методы исследования. 19
2.2 Анализ и
результаты исследования. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Проблема внимания давно
интересовала ученых как один из факторов успешной деятельности личности, об
этом свидетельствуют работы М.Ф. Добрынина, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, Т. Рибо, и др.Эта проблема не обошла и школьную психологию, где ее
рассматривали Б. Ананьев, А.Р. Лурия Е.А. Милерян, В.А. Петровский, И. Страхов
и тому подобное. Внимание является одной из важнейших психических функций,
обеспечивает оптимизацию процессов обучения и воспитания. Она является
динамическим процессом, и в одной и той же человека может меняться в
зависимости от многих факторов.
Внимание может изменять
свою активность в течение суток [11 31- 37]. Внимание характеризуется многими
свойствами, которые группируют в зависимости от того, направлена она на один
или несколько объектов. К свойствам, характеризующих внимание, направленную на
несколько объектов, относящихся переключение и распределение.
У младшего школьника
устойчивость внимания недостаточно развита. Поэтому, даже незначительный
раздражитель внешней среды может привести к отвлечению внимания. В частности,
такой исследователь как И. Зазимко выделил 7 причин неустойчивости внимания у
младшего школьника [6, 92-94].
1.Невнимательность
нередко является следствием переутомления ребенка (поздно ложится спать,
перегружена впечатлениями и т.д.).
2.Нарушение правильного
дыхания, а следовательно, и снабжение кислородом мозга ребенка.
3.Недостатня умственная
активность ребенка (пассивное слушание материала приводит к спаду внимание).
4.Неправильное воспитания
детей (гипертоника — часто и рано водят в музей, на выставки, как следствие —
ребенок получает много впечатлений, не разобравшись в них).
5.Неразвитость волевых
усилий.
6.Важливо вправлять
внимание ребенка, воспитывая наблюдательность.
7.Приучать делать не
только то, что ему интересно, но и то, что понадобится в жизни.
Несмотря на единые
морфологические структуры, которые обеспечивают внимание, каждому человеку
присущи индивидуальные особенности этого процесса, связанные с воздействием на
человека как социальных, так и биологических факторов, одним из которых
является индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.
Изучая взаимосвязь силы нервных процессов и концентрации внимания, ряд авторов
пришли к выводу, что люди с сильными характеристиками данного свойства лучше
концентрируют внимание. Функциональная подвижность и лабильность нервных
процессов создают физиологические условия для реализации большего объема
внимания, тогда, как при меньшей подвижности, слабой и инертной нервной системе
объем внимания снижается. При этом, ведущую роль в реализации объема внимания
играет функциональная подвижность нервных процессов [10, 22-27].
Внимание людей отличается
силой, широтой и динамичностью. К важным ее характеристикам относятся:
избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Избирательность внимания — это способность к сосредоточению на наиболее важных
объектах. Сосредоточенность и интенсивность внимания объединяют, называя такое
свойство концентрацией внимания. Концентрация внимания является условием
успешного выполнения деятельности в том случае, если она сочетается с другими
свойствами, например, с объемом, распределением внимания.
Для определения таких
свойств внимания как устойчивость и концентрация, нами было проведено
эмпирическое исследование.
Объект исследования:
свойства внимания детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования
является определение уровня избирательности и концентрации внимания младших
школьников в процессе их учебной деятельности.
Цель исследования —
определить уровень развития и особенности влияния внимания на эффективность
выполнения учениками учебной деятельности.
Гипотеза исследования.
Психологические особенности внимания находятся в тесной связи с уровнем
познавательной и творческой деятельности младших школьников и проявляются в
феноменологии, показателях уровне творческих способностей младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Теоретически
обосновать психологические особенности внимания.
2. Провести эмпирическое
исследование психологических особенностей внимания младшем школьном возрасте и
ее влияния на познавательную деятельность младших школьников.
3. Определить взаимосвязь
внимания в различных видах деятельности.
4. Определить условия
развития внимания в специально ориентированных программах и сформировать
направления реализации программ.
Новизна проведенного
исследования заключается в теоретическом анализе психологических особенностей
внимания как психического процесса, раскрытии психологических особенностей
внимания в младшем школьном возрасте, разработке процедуры исследования внимания
детей младшего школьного возраста, уточнении и дополнении сведений об определяющем
влиянии внимания на познавательную деятельность и творческую активность в
младшем школьном возрасте, проектировании развивающей программы для детей
младшего школьного возраста и разработке методических рекомендаций к программе
и ее аспектов.
Заключение:
Внимание — это психический познавательный процесс, направленный на
отражение психических свойств, обеспечивает сосредоточенность сознания.
Внимание — это психический познавательный процесс, направленный на отражение
психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность
сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную
направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.
В качестве объекта внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные
предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в
поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают
только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или
обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую
зависит от таких факторов как возраст человека, целеустремленность его
стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения
специальных упражнений.
Внимание как форма психической
деятельности младшего школьника играет одну из ключевых ролей в его учебной
деятельности, проявляющаяся в направленности и сосредоточенности его сознания
на определенных объектах, которые имеют постоянное или ситуативное значение.
После проведения формирующего
влияния показатели, полученные по методике «Корректурная проба» (буквенный
вариант) свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе, после
формирующего воздействия, количество респондентов с высоким и средним уровнями
объема внимания в экспериментальной группе больше, чем в контрольной на 19,9 %
и 13,4% соответственно. В контрольной группе на 33,3% больше, чем у
экспериментальных респондентов с низким уровнем.
Результаты, полученные
после прохождения теста Пьерона — Рузена свидетельствуют о том, что после
проведения формирующего влияния, респондентов с высоким и средним уровнями
объема внимания в экспериментальной группе больше, чем в контрольной на 26,6% и
20,1% соответственно. В контрольной группе на 46,6% больше, чем у
экспериментальных респондентов с низким уровнем.
Такие данные
свидетельствуют об эффективности предложенной программы, ее соответствие
поставленной нами задаче.
Полученные в результате
данного исследования материалы могут быть использованы в практике работы с
детьми младшего школьного возраста в системе учебных заведений, в системе
деятельности социальных служб по делам семьи, детей и молодежи, центрах раннего
развития детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВНИМАНИЯ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1Понятие внимания Внимание — это поведенческий и когнитивный процесс выборочного сосредоточения
на отдельном аспекте информации, будь то субъективный или объективный , при
игнорировании другой воспринимаемой информации. Уильям Джеймс (1890) писал, что
«внимание — это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что
кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями
мыслей. Фокусировка, концентрация сознания являются его сущностью». [1]
Внимание также описывается как выделение ограниченных ресурсов когнитивной
обработки. [2]Внимание проявляется узким местом внимания , с точки зрения
количества данных, которые мозг может обработать каждую секунду; например, в
человеческом зрении только менее 1% входных визуальных данных (со скоростью
около одного мегабайта в секунду) может попасть в узкое место [3] [4], что
приводит к слепоте по невнимательности. [5]
Внимание остается важной областью исследований в сфере образования ,
психологии , нейробиологии , когнитивной нейробиологии и нейропсихологии .
Области активного исследования включают определение источника сенсорных реплик
и сигналов, которые вызывают внимание, влияние этих сенсорных реплик и сигналов
на настраивающие свойства сенсорных нейронов , а также взаимосвязь между
вниманием и другими поведенческими и когнитивными процессами, которые могут
включать работу память и психологическая бдительность. Относительно новый объем
исследований, который расширяет более ранние исследования в области
психопатологии, изучает диагностические симптомы, связанные с черепно-мозговой
травмой, и ее влияние на внимание. Внимание также различается в зависимости от
культуры. [6]