Курсовая с практикой на тему Особенности исследования мотивационной сферы человека (на примере одного из видов деятельности: общение, игра, учение, труд).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
исследования мотивации 5
1.1 Основные подходы к пониманию мотивации в психологии. 5
1.2 Зарубежные теории учебной
мотивации. 15
1.3
Отечественные теории учебной мотивации. 20
Глава 2. Специфика мотивационной
сферы в подростковом возрасте. 28
2.1 Особенности развития учебной мотивации в подростковом
возрасте. 28
2.2 Экспериментальное исследование особенностей учебной
мотивации в подростковом возрасте. 32
Заключение. 37
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 38
Введение:
Мотивация
в психологии интерпретируется, как один из наиболее значимых компонентов
человеческой личности. Это можно объяснить тем, что именно мотивация
представляет собой движущую силу, с которой начинается любая деятельность
человека. Понимание мотива конкретного действия, поступка или деятельности
субъекта в целом позволяет получить ответ на вопрос – для чего человек это
делает.
Одним
из основных видов деятельности человека выступает учебная деятельность.
Личность начинает учиться с самых ранних периодов своего развития и продолжает
это делать практически на протяжении всей своей жизни. В связи с этим большое
значение имеет учебная мотивация. Наличие того или иного типа учебной мотивации
определяет, будет ли успешная деятельность учебной и эффективной, либо учебная
деятельность будет осуществляться формально. В современных условиях
целесообразно формировать у субъекта образовательной деятельности такие мотивы
ученой деятельности, которые обусловили бы нацеленность на результат в виде
актуальных знаний, умений и навыков.
В
настоящее время существует большое количество теорий учебной мотивации, которые
описывают механизмы ее функционирования, процесс формирования структуру и т.д.
Важность проблемы учебной мотивации в современной психологии может быть связана
с необходимостью формировать у человека такие виды учебной мотивации, которые
позволят ему эффективно учиться, как в рамках учебного заведения, так и в
процессе саморазвития и самообразования. Для решения данных задач необходимо
иметь четкие представления о том, какие концепции учебной мотивации существуют
в современной психологической науке.
Цель
исследования: проанализировать особенности учебной мотивации в подростковом
возрасте.
Объект
исследования: учебная мотивация.
Предмет
исследования: особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Задачи
исследования:
1. Изучить научные представления о мотивации
в психологии;
2. Изучить представления отечественных и
зарубежных исследователей об учебной мотивации;
3. Исследовать представления ученых о
развитии мотивационной сферы в подростковом возрасте;
4. Провести экспериментальное исследование
специфики учебной мотивации в подростковом возрасте, проанализировать
результаты и сформулировать выводы.
Выборку
исследования составили 20 подростков в возрасте 14-15 лет.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что подростковый период представляет собой важный
этап для формирования мотивационной структуры личности подростка. В этом
возрасте происходит преобразование значимости разных форм деятельности,
выполняемых подростком: например, учебная деятельность по-прежнему занимает
большое количество времени подростка, однако значение ее значительно снижается
по сравнению с коммуникативной деятельностью (общением со сверстниками и взрослыми).
В связи с этим возникает необходимость исследования и влияния на мотивационные
процессы в подростковом возрасте для повышения эффективности учебной
деятельности.
Нами
было проведено экспериментальное исследование специфики учебной мотивации у
младших подростков. Полученные данные продемонстрировали, что в подростковом
возрасте внешние мотивы доминируют над внутренними, а также, что мотивация
учебной деятельности в более значительной мере обладает ориентацией на отметку,
чем на формирование новых знаний.
Полученные
результаты могут стать основанием для формирования психолого-педагогических
рекомендаций, содействующих формированию и развитию положительной мотивации учения
младших подростков.
Таким
образом, мотивация в подростковом возрасте играет большое значение в
формировании личности, самоопределении и подготовке к дальнейшему
профессиональному обучению. Также следует помнить о том, что в данном возрасте
достаточно просто развиваются девиантные тенденции в поведении, что также
связано с недостаточным развитием мотивации и должно учитываться в работе с
подростками.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы исследования мотивации 1.1 Основные подходы к
пониманию мотивации в психологии С
позиции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн),
популярного в российской психологии, мотив рассматривается как физический либо идеальный
объект, который стимулирует и ориентирует на себя деятельность или действие и
ради которого они реализуются; детерминантой стимулирующего действия мотива
являются потребности [4]. Под мотивом, с позиции А.А. Реана, подразумевается
внутреннее побуждение личности к определенной форме деятельности (деятельность,
коммуникация, поведение), коррелирующее с удовлетворением конкретной потребности
[2]. Мотив проявляет себя как основной, системообразующий аспект деятельности и
выполняет три главные функции: побуждающую, смыслообразующую и структурирующую.
В
психологии личности мотивация рассматривается как источник интерпретации
личностных проявлений и дифференциальных отличий, в когнитивной психологии и
психологии мотивации в конкретном смысле – как процесс, описывающий действующую
стратегию поведения и только частично связанные с ним индивидуальные различия.
Мотив
деятельности – внутренняя детерминанта, стимулирующая к выполнению деятельности.
Мотивация деятельности – множество причин, стимулирующих и придающих вектор
деятельности (потребности, цели, установки, уровень притязаний, картина мира, правила,
ориентация личности). Под мотивационной сферой личности подразумевается
множество константных мотивов, выстроенных в определенную систему, демонстрирующую
ориентацию личности (опираясь на современные концепции относительно вопроса «мотивации»
В.К. Вилюнас, В.И. Ковалева и др.) [2]. В психологических исследованиях наиболее
полно изложен анализ деятельности достижения с позиции измерения индивидуальных
различий в поведении, детерминированных мотивами в тождественных ситуациях.