Нарушение темпо-ритмической организации речи Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности использования нейрофизиологических методов в работе с заикающимися

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Методико-теоретические аспекты изучения механизмов заикания 7
1.1. Современные представления о сущности заикания и методы его коррекции 7
1.2. Патогенетические механизмы заикания 16
Глава 2. Исследование особенностей нейрофизиологических методов в работе с заикающимися 21
2.1. ЭЭГ и МРТ при заикании 21
2.2. Коррекция речевых нарушений средствами телесно-ориентированной терапии 27
Заключение 32
Список литературы 34

 

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена социальной необходимостью развития речи как важного компонента становления личности и приоритетным направлением развития образования, ФГОС, предусматривающим модернизацию образования, совершенствование форм, методов, средств и методики обучения родному языку, формирование культуры общения.
Заикание является одним из тяжелых психофизических расстройств речи, которое, как правило, возникает у детей в период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет) и при отсутствии необходимой помощи и хронификации патологического процесса может храниться долгие годы.
По данным Британской ассоциации заикания (British stammerinq association) различными видами невротических речевых расстройств страдает от 1 до 3% жителей Европы. Аналогичная ситуация в значительной степени наблюдается и в нашей стране.
В современной специальной методике комплексной медико-психолого-педагогический подход к проблеме заикания является системой четко обозначенных и согласованных между собой средств взаимодействия различных специалистов: врача, логопеда, психолога, специалиста по логопедической ритмике, физиотерапевта, социального работника. Разнообразие логопедических методик преодоления заикания (Л. Арутюнян, Н. Асатиани, Л. Белякова, Н. Власова, Н. Чевелева, Г. Юрова и др.) обусловлено сложностью структурных проявлений этого речевого недостатка и еще недостаточным уровнем знаний о его природе.
Решение проблем развития речи заикающихся имеет особое значение, так как заикание как нарушение устной речи травмирует психику человека, является одной из причин развития невротических черт личности, нарушает коммуникацию, затрудняет взаимоотношения с окружающими (А. Кравченко, В. Селиверстов, М. Хватцев, В. Шкловский, Р. Юрова и др.).
Проблема выразительности и плавности речи людей с заиканием рассматривается в исследованиях С. Асланова, Л. Белякова, Н. Власовой, Г. Волковой, И. Выготского, В. Кондратенко, Г. Левиной, С. Мироновой, В. Селиверстова, Н. Чевелева и др. Учитывая специфичность нарушения плавности речи, особенности ее темпо-ритмической организации, а также отклонения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально ритмических способностей заикающихся, необходимо формирование ритмико-интонационной организации устной речи, которая является одной из важных звеньев в комплексной методике коррекции заикания (Л. Андронова, С. Асланова, Л. Белякова, И. Поваров, В. Селиверстов, И. Сикорский и др.). В исследованиях И. Павлова, Б. Теплова, А. Ухтомского раскрыт механизм формирования темпо-ритмических движений. Доказано, что темпо-ритмические расстройства не только нарушают речевую функцию, но и снижают работоспособность и продуктивность деятельности, а целенаправленное формирование темпо-ритмического чувства в условиях эмоционально наполненной учебно-игровой деятельности способствует коррекции отображающей способности (В. Кручинин, Л. Митрякова).
Успехи в области нейрофизиологии в изучении центральных механизмов речи дают основание предположить, что методы анализа системной деятельности мозга, предложенные данной наукой, являются продуктивными для выявления закономерностей патогенеза различных форм заикания. Несмотря на длительную историю изучения проблемы заикания, данные о центральных нейрофизиологических механизмах этого речевого расстройства противоречивые.
Указанное подчеркивает актуальность темы исследования «Особенности использования нейрофизиологических методов в работе с заикающимися».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности коррекционно-развивающей методики, направленной на развитие речи у заикающихся на основе использования нейрофизиологических методов.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методико-теоретические аспекты изучения механизмов заикания.
2. Провести исследование особенностей использования нейрофизиологических методов в работе с заикающимися
Объект исследования — процесс речевой деятельности заикающихся.
Предметом исследования являются особенности использования нейрофизиологических методов в работе с заикающимися.
Методы исследования были выбраны в соответствии со спецификой объекта и предмета исследования, а также целей и задач исследования: изучение, анализ, сравнение различных взглядов на исследуемую проблему; обобщение психолого-педагогической, специальной и методической литературы для выяснения научно-теоретических основ развития устной речи заикающихся; анализ медицинской и психолого-педагогической документации для изучения особенностей коррекционно-направленной работы по развитию речи заикающихся.
Методологическим и теоретическим основанием исследования являются фундаментальные положения психологии, логопедии, нейропсихологии: о месте речи в психологическом процессе (Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия) положение о целостность языка как системы, о мозговой организации речевого процесса (П. Анохин, М. Бехтерев, А. Лурия) о темпо-ритмической корреляции процесса психических функций, локализованных в центральной нервной системе (А. Лурия, И. Павлов, А. Ухтомский), современные научные представления о структуре речевого дефекта у заикающихся (М. Асатиани, Л. Белякова, А. Дьякова, В. Селиверстов).

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что накоплен достаточно убедительный клинический, физиологический, психолого-педагогический опыт изучения заикания, свидетельствующий о наличии, как минимум, двух разных патогенетических механизмов заикания.
В то же время сходство нейропатологических синдромов, развивающихся у лиц с невротической и неврозоподобной формами заикания в виде судорожных сокращений мышц речевого аппарата в процессе общения, означает принципиальное сходство структурно-функциональной организации патологической речевой системы при поражениях мозга различной локализации.
Проблема заикания всегда была и остается важной и актуальной в специальной педагогике. Изучение научной теоретико-методической литературы показало, что исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности выявления и его коррекции. Разнообразие проявлений заикания позволяет классифицировать его не только как нарушение одного из структурных компонентов речи, в частности темпо-ритмической его организации. У лиц с заиканием наблюдаются в разной степени выраженности расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, речевой функции, наличие психологических особенностей. Понимание механизмов возникновения заикания и многогранность особенностей его выражений определяет необходимость комплексного метода его преодоления, предусматривающего лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния человека различными средствами и усилиями разных специалистов. В общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст, уязвимый для детской психики и сенситивный для развития речи. Характеризуя детей с заиканием, авторы отмечают, что наряду с отставанием в развитии двигательных способностей, общей и мимической моторики, орального праксиса большинствуэтих детей характерна еще и раздражительность, капризность, боязливость, в разной степени — нарушение эмоционально-волевой сферы, чувство собственной несостоятельности.
Первичное поражение нервной системы (при невротической форме заикания — эмоциогенных структур мозга, при неврозоподобных — моторных) и слабость ее регулирующих механизмов, создают условия для возникновения заикания только при наличии эндогенных изменений в собственно речевых отделах центральной нервной системы.
Чем больше разветвленная и сильная патологическая система речи, тем больше поражена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.
При разработке реабилитационных мероприятий следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания в связи с тем, что детерминанта патологической системы является образованием, наиболее резистентным к коррекционным воздействиям.
Успешная практическая работа возможна только при тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикания. Как можно раньше начатые комплексные мероприятия, направленные на все звенья и уровни патологической системы реси, а также на личность заикающихся, позволяют получить стабильный коррекционный эффект.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Методико-теоретические аспекты изучения механизмов заикания

1.1. Современные представления о сущности заикания и методы его коррекции

Социально-экономические изменения в нашей стране обостряют актуальность проблемы личностно-коммуникативных нарушений и влияют на становление личности ребенка. Еще более актуальной эта проблема является для детей младшего дошкольного возраста, страдающих заиканием.
Заикание является одним из самых сложных и длительных нарушений речи, характеризующихся расстройствами темпа, ритма и плавности экспрессивной речи.
Это обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата и нарушением коммуникативной функции. Это речевое расстройство, широко распространено среди детей и взрослых, отличается разнообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и в некоторых случаях низкой эффективностью лечения (М. Хватцев) [13].
В работах современных исследователей показано, что заикание обусловлено нарушением корково-подкоркового взаимодействия, вследствие чего меняются темп, плавность, модуляция речи, проявляются судороги в мышцах органов, участвующих в речи.
Срыв нейродинамики может быть связан с острыми психогенными (страх, испуг, конфликтная ситуация) или соматогенными факторами. Расстройство нейродинамики коры приводит к нарушению индукционных отношений между коркой и подкоркой, а как следствие — к заиканию (В. Кочергина, И. Лукашевич, С. Ляпидевский, А. Свядощ и др.) [24; 28; 29].
В последнее время появилась теория физиологического дефекта или дефицита как патогенетической основы заикания. Авторы этой теории связывают заикание с недостаточностью латерализации, с нарушением речевой функции головного мозга (А. Ешров, А. Ефимов, Н. Николаенко, М. Цицерошинта др.) [13; 14; 44].
Ж. Глозман, А. Вартанов, Н. Карпова, А. Киселев и другие при проведении нейропсихологических и психофизиологических исследований выяснили, что заикание не является изолированным речевым нарушением. Оно сочетается с синдромом специфических, мнестических, нейродинамических и двигательных дефектов, отражающих дисфункцию заднелобных и срединных структур мозга. [12; 20].
Проблеме заикания были посвящены труды Л. Белякова, Е. Дьяковой, В. Кондратенко, Л. Мисуловина, Е. Рау, Ю. Фесенко, В. Шкловского и других ученых [3, 27; 23; 32; 34; 36; 48].
В наше время исследователи рассматривают заикание с разных позиций: клинических (Н. Власова, В. Кочергина), физиологических (М. Брунс, М. Жинкин, Е. Никитина и др.), нейрофизиологических (А. Вартанов, Ж. Глозман, А. Киселев, Ю. Флоренская и др.), психологических (Н. Карпова, Ж. Кисельникова и др.), лингвистических (Р. Аванесов, Л. Зиндер, Л. Златоусова, М. Матусевич, Л. Чистович и др.) [10; 15; 19; 20; 32; 41; 47].
Рассматривая заикание как симптом невроза, М. Жинкин замечает, что все органы регулируются вегетативной нервной системой. Автор считает, что блуждающий нерв выходит из-под контроля головного мозга, и у человека, который заикается, нарушается произвольно неуправляемая система.
Понимая заикание как невроз, который протекает на фоне общего невроза, исследователь определяет механизм его действия как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при образовании разнометрического алгоритма слов, указывая, что основой заикания является общий невроз, который наиболее отчетливо проявляется в речи [15; 16; 17].
Ю. Флоренская занималась патогенетической разработкой проблемы заикания. Она считала, что в эту группе речевых расстройств входит целый ряд функциональных проблем речи. Среди случаев психогенного невротического заикания можно выделять кратковременные логоневротические реакции детей в период становления у них речи. Покой, отдых, препараты кальция и физиотерапия дают в этом случае очень хорошие результаты.
При ювенальной форме невротического заикания дети по той или иной причине отстают в развитии от возрастной нормы. Поэтому в этом случае во время лечения необходимо сочетать логотерапевтические приемы с психо-физиологическими приемами.
Наименее благоприятные формы логоневрозов возникают из остаточных явлений перенесенных воспалительных заболеваний центральной нервной системы или процессов, отравляющих нервную систему больного (туберкулез, малярия и т.д.). В целом прогнозирование каждого случая невротического заикания требует знания не только причины заболевания, но и анализа конкретного состояния больного [41; 42].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы