Курсовая с практикой на тему Особенности игры ребенка в раннем возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психологические особенности детей раннего возраста 5
1.2. Особенности игровой деятельности детей раннего возраста 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Диагностика игровой деятельности детей раннего возраста 19
2.2. Методика организации и проведения игр с детьми раннего возраста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Введение:
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складывают-ся такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к ми-ру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Сегодня лю-бой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский. Д.Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.
Роль игры в воспитании детей раннего возраста состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, по-могают реализовать идеологию ФГОС.
Игра – это важная деятельность ребенка, через которую педагог мо-жет решить любую образовательную задачу. Используемые в работе иг-ровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, ин-теллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррек-ционной помощи.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоцио-нальной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образо-вательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые техноло-гии как система игр используется не только в совместной и самостоятель-ной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспе-чивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навы-ков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).
Цель исследования: изучение особенностей игры детей раннего воз-раста.
Объект исследования: дети раннего возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность детей раннего возрас-та.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение особенно-стей игровой деятельности детей раннего возраста поможет в организации и проведении игр для детей раннего возраста с целью ознакомления их с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) Дать теоретико-методологическое обоснование психологических особенностей детей раннего возраста.
2) Выявить особенности игровой деятельности детей раннего возрас-та
3) Продиагностировать игровую деятельность детей раннего возрас-та.
4) Разработать методику по организации и проведению игровой дея-тельности детей раннего возраста.
База исследования: МДОУ Д/с № г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста в возрасте 1,5 до 2,5 лет.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,
Заключение:
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использу-ются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различ-ным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка форми-руются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с дру-гими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в ин-теллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так мы дали теоретико-методологическое обоснование психологических особен-ностей детей раннего возраста.
В раннем возрасте ребенок начинает активно познать окружающее, во взаимодействии с родителями формировать навыки взаимодействия с миром. Характер деятельности является предметно-манипулятивным, в рамках которого ребенок осваивает первые игры. Анализ литературы и психологические исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что к основному новообразованию, завершающему период раннего возраста, относится появление личных действий и сознание ребен-ком такого действия и понятия как «Я сам». Следует отметить, что в воз-расте три года ребенок получает мотивацию несколько сущностью со-здавшейся ситуации, в рамках которой он взаимодействует с миром, сколько взаимоотношения с окружающими. Несмотря на то, что ребенок действует импульсивно, но в то же время уже и проявляются личностные характеристики.
Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте напрямую свя-зано с развитием его психических функций, а также с характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Выявили особенности игровой деятельности детей раннего возраста. Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой дея-тельности в широком её понимании. В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления об окружающем мире, заинтересо-вавшие ребёнка события. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, пере-дают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание в машине кукол, животных, занятия в ДОУ и др.); на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации; на третьем году – понятные им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок. Сначала дети учатся воплощать дей-ствия с помощью игрушек, затем с предметами-заместителями и вообража-емыми предметами. Для детей третьего года жизни характерны игры, воз-никающие по ассоциации (разговаривают по телефону, катаются на конь-ках, заменяя их кирпичиками, слушают тиканье часов, поднося к уху ко-лечко, и т. п.).
Продиагностировали игровую деятельность детей раннего возраста. Так в ходе диагносики мы установили, что при планомерном развитии уровень игровых умений тем выше, чем больше возраст ребенка.
Разработали методику по организации и проведению игровой дея-тельности детей раннего возраста.
Особую работу следует проводить педагогу по формированию по-ложительных отношений к играм со сверстниками. Переход от «одиноч-ных игр» и «игр рядом» к «коллективной игре» происходит постепенно и при четком, последовательном руководстве со стороны взрослого. В играх детей второго года жизни можно наблюдать, как одновременно, рядом, несколько «мам» кормят своих «дочек»; несколько «водителей» ставят машину в гараж.
При выполнении игровых действий с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт ребенка, совершенствуется его речь, мыш-ление, внимание, восприятие, память.
Умелое руководство педагога игровой деятельностью позволяет так организовать игры, что они будут способствовать правильному развитию ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННО-СТЕЙ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологические особенности детей раннего возраста
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигатель-ная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной ха-рактеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоцио-нальной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и мо-гут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочти-телен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В этом возрасте происходит разделение линий психического разви-тия мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная [5].
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с чело-веческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики чело-веческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – обще-ние людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии (сопереживанию)
За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о ча-стях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зер-кале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Трехлет-ний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начи-нает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентифика-ция с собственным именем выражается в особом интересе к людям, кото-рые носят такое же имя.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социаль-ных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола [12].
Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас состав-ляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между каче-ством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ре-бенка в 3 года. Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Жан Пиаже (швейцарский психолог) разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.
5 стадия (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению прихо-дит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы вза-имодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (симво-лам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предмета-ми. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления. Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и пред-метов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня» [14].
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из ко-торого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они мо-гут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туа-лете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животны-ми или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.