Курсовая с практикой на тему Особенности и направления совершенствования государственного управление в сфере образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере высшего профессионального образования………………………………………………………………………8
1.1 Система высшего профессионального образования в Российской Федерации……………………………………………………………………..8
1.2 Основные цели, задачи и нормативно-правовая основа государственного управления в сфере высшего профессионального образования…………………………………………………………………….18
Глава 2. Анализ современного состояния государственного управления в сфере высшего профессионального образования в России…………………………………………………………………………….26
2.1 Система органов управления высшим профессиональным образованием в Российской Федерации………………………………………………………………………26
2.2 Оценка эффективности государственного управления в сфере высшего образования……………………………………………………………………32
Глава 3. Пути совершенствования государственного управления в сфере высшего профессионального образования……………………………………41
3.1 Зарубежный опыт государственного управления в сфере высшего профессионального образования и возможности его использования в России…………………………………………………………………………..41
3.2 Предложения по совершенствованию государственного управления в сфере высшего профессионального образования……………………………………………………………….……55
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………….62
Приложения………………………………………………………………………68
Введение:
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в процессе непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, совершенствования интеллектуального ресурса человека, являющегося базовым компонентом социально-экономического благополучия государства. Система высшего образования выступает в качестве основного механизма такого развития, так как она построена на процессах систематизации, творческой переработки и организованного усвоения социокультурного опыта предшествующих поколений.
Образование становится главным средством социальных изменений без нарушения структуры экономического фундамента. Инвестиции в образование выступают важным фактором экономического и социального прогресса (существует прямая зависимость между уровнем образования и производительностью труда человека).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
«Основные подходы к построению инновационного образования были сформулированы в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством РФ в 2004 г. Перед отечественной системой образования были поставлены задачи обновления сети учреждений профессионального образования, изменения образовательных стандартов, введения эффективных организационно-финансовых механизмов и информатизации общественного управления».
Основы современной системы законодательства об образовании в России сформировались в начале 90-х гг. ХХ в. Принятие Закона РФ «Об образовании» (1992) и Конституции РФ (1993) имело огромное позитивное значение для развития отечественной системы образования. Они заложили правовые основы обновления отношений в этой сфере. Однако сформировать упорядоченную и сбалансированную систему законодательства об образовании пока не удалось.
В настоящее время по-прежнему очевидно отставание российского законодательства об образовании от потребностей образовательной практики.
Современное состояние государственного управления образовательной сферой в стране сочетает в себе институты, как унаследованные от советской административно-командной системы, так и новые, которые не всегда соответствуют стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Действующие механизмы управления обеспечивают лишь запоздалую реакцию на быстро меняющуюся ситуацию. Неэффективно работают механизмы прогностического или опережающего управления. В результате для решения задач управления инновационными процессами используются схемы управления процессами функционирования, которые «тиражируют» существующие недостатки.
Образовательная сфера в стране функционирует по законам иерархической централизованной системы. Это приводит к чрезмерной концентрации полномочий, ответственности и контролирующих функций в центральных органах управления, которые не всегда способны справиться с такой нагрузкой, и как следствие с опозданием реагируют на происходящие изменения в социальной и образовательной сферах.
Системой образования как сложным организмом невозможно управлять, принимая во внимание и опираясь только на объективные общественные законы, без учета действий социальных субъектов. Игнорирование этого обстоятельства приводит к высокой централизации, низкой эффективности в реализации выбранной управленческой стратегии. Время требует смещения акцента внимания и усилий на способность образовательной системы, отдельных должностных лиц к собственному развитию.
Проблемы формирования и реализации эффективной государственной политики в области образования являются объектом глубокого внимания со стороны научного сообщества.
В современной российской литературе Е. Н. Рудакова, М. Л. Агранович и иные ученые в своих работах анализировали существующие проблемы, связанные с формированием государственной политики в области образования.
Проблемы развития современного профессионального многоуровневого образования в Российской Федерации на основе международного опыта исследовали такие российские ученые, как Л. Казарин, В.М. Плюснин, В. А. Снытко и другие.
Процессы глобализации, исторические аспекты развития системы образования России исследовались в работах К.Г. Барбаковой, M.Л. Белоножко, К.Д. Бейли, И.В. Бестужева-Лады, Л.С. Выготского, Б.С. Гершунского, В.К. Левашова, Д. Львова, В.А. Нечаева, В.Г. Новикова, А.Н. Силина, П. Скотта, В.А. Ядова и т.д.
Изучению проблем реформирования системы образования посвящены работы В.И. Добренькова, Б.П. Есипова, А.Б. Зельманова, Г.Е. Зборовского, В.И. Загвязинского, A.M. Осипова, В.М. Рогозина, В.В. Серикова, Ф.Р. Филиппова, Н.Г. Хайруллиной, Г.Ф. Шафранова-Куцева и других.
Информационные потоки и информационное взаимодействие, необходимые для эффективного управления образованием, показаны в работах С.В. Чернышенко, Г.В. Леонидовой, В.С. Чернышенко.
Различные аспекты проблемы индивидуализации обучения в вузе проанализированы в научных трудах Байбородовой Л.В., Д.Д. Дмитриевой, Т.Н. Новожиловой и других авторов.
Цель курсовой работы – исследовать особенности и направления совершенствования государственного управления в сфере высшего профессионального образования в современной России.
Объект исследования – государственное управление в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности и направления совершенствования государственного управления в сфере высшего профессионального образования в современной России.
Задачи исследования:
— изучить систему высшего профессионального образования в Российской Федерации;
— определить основные цели, задачи и нормативно-правовые основы государственного управления в сфере высшего профессионального образования;
— проанализировать систему органов управления высшим профессиональным образованием в Российской Федерации;
— провести оценку эффективности государственного управления в сфере высшего профессионального образования в России;
— исследовать зарубежный опыт государственного управления в сфере высшего профессионального образования и возможности его использования в России;
— определить направления совершенствования государственного управления в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались теоретические методы: изучение и анализ нормативных документов и научной литературы в области управления и образования, раскрывающей рассматриваемые в исследовании вопросы.
Для анализа собранной информации был применен системный анализ, структуризация информации, обобщение результатов. Также при написании работы использовались следующие эмпирические методы: сбор данных, измерение, наблюдение, описание.
Заключение:
Основная цель образования, сформулированная в Национальной докторине образования Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», направлена на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В стратегических документах сделан акцент на реализацию компетентностного подхода в образовании, предполагающего усовершенствование всей его системы. В свою очередь, эти цели и задачи требуют коренной модернизации каждой профессиональной образовательной организации.
Инновационное развитие России в современных условиях невозможно без соответствующих изменений в сфере высшего образования и науки. Именно в этой сфере заложен потенциал трудового, технологического, экономического, культурного и социального развития, как отдельных регионов, так и страны в целом. Современные университеты, являясь источником инноваций, обеспечивают создание высокотехнологичных производств, развитие социальной и экономической инфраструктур, повышение качества жизни и культурного уровня населения.
Именно система образования в современном обществе должна стать важнейшим воспроизводителем человеческого капитала страны. Для воплощения этого, на наш взгляд, государству посредством адекватных управленческих действий необходимо:
1. Усилить практическую направленность образования, внедрить в образовательные программы больше практических дисциплин, привлекать в образовательный процесс больше преподавателей-практиков, усилить практическую направленность обучения.
2. Максимально поддерживать и развивать технологическую сторону системы образования. При этом имеется в виду ориентация на решение проблемы оснащения и использования отечественных научно-технических разработок для формирования инновационной экономики.
3. проведение независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций, то есть таких порядка и процедур, посредством которых подтверждается уровень квалификации и компетентности. Это определено Соглашением о взаимодействии Министерства образования и науки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Основной целью составления рейтингов, проведения конкурсов, различных индексов в области качества является вовлечение организаций во внедрение различных моделей гарантий качества. Учитывая возрастающую роль международных сетей по гарантиям качества высшего образования, распространенную практику привлечения международных экспертов и международных агентств к процедурам международной аккредитации образовательных программ, собственно механизм проведения этих процедур и вопросы признания их результатов, целесообразно инициировать разработку методологии сетевых рейтингов образовательных программ различных образовательных организаций.
4. Расширить инфраструктуру институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для решения проблем структурной безработицы.
5. Сгладить процессы международной образовательной интеграции, путем интернационализации высшего образования, повышения мобильности преподавателей и студентов и предоставления возможности более широкого обмена опытом.
6. Провести анализ стратегий готовящихся реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности Российской Федерации.
В заключение, следует обратить внимание, что система образования является одним из ключевых показателей социально-экономического развития государства. При стремлении и желании занять ведущие позиции на мировой арене, государство обязано заботиться о грамотности и образованности населения, формируя тем самым высоко интеллектуальный человеческий потенциал страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере высшего профессионального образования
1.1 Система высшего профессионального образования в Российской Федерации
Образование – важная сфера человеческой жизнедеятельности, стратегический фактор социально-экономического, интеллектуального и духовного развития общества. По определению, принятому ХХ сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978г., под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста . Образование представляет собой социальный процесс воспроизводства и накопления интеллектуального и культурного потенциала.
Образование – многофункциональная отрасль. Ее важными функциями являются познавательная, воспитательная, развивающая, координирующая, адаптационная, профориентационная, экономическая, социальной защиты и тому подобное. Она одновременно выступает как единство пяти качеств: как ценность, как процесс, как результат, как услуга, как система.
Объективно образование относится к высшим ценностям человека и общества, выступая предпосылкой их развития. Именно в сфере образования последовательно развиваются способности и формируются жизненные стремления людей. Чем выше образовательный уровень личности, тем шире ее возможности для создания оптимальных условий жизни и труда.
Как отрасль хозяйства образование «производит» продукцию, которой являются знания, квалифицированная рабочая сила. Существует прямая зависимость между уровнем образования и уровнем производительности труда человека. По отдельным оценкам, начальное образование обеспечивает повышение производительности труда на 20%, среднее – на 60-70%, высшее – на 120-140% . Сегодня в развитых странах мира 70-85% от прироста ВВП обеспечивается новыми знаниями, воплощенными в технологиях, оборудовании, организации производства, квалификации работников. Образование стоит в одном ряду с такими приоритетами человечества, как здоровье и доход. Это зафиксировано в индексе человеческого развития – синтетическом показателе, который учитывает общий уровень образования, продолжительность жизни и долю ВВП на душу населения. По прогнозам ЮНЕСКО, соответствующего мировым стандартам благополучия достигнут только те страны, трудоспособное население которых на 40-60% будет состоять из лиц с высшим образованием .
Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образования как ценности государственной; образования как ценности общественной; образования как ценности личностной.
Интеллектуальный, экономический, культурный потенциал общества напрямую зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Поэтому государство заинтересовано в развитии образования, придании ему приоритетного значения.
Ведущими тенденциями в современном образовании являются: стремительное экстенсивное и интенсивное развитие, тотальный охват всех людей, увеличение продолжительности обучения, уменьшение возраста начала образования, переход к образованию в течение всей жизни, расширение доступа к образовательным услугам, усиление контроля за их качеством.
Перед современным образованием поставлены качественно новые задачи, которые отражают новые общественные тенденции. Во-первых, современная школа создавалась в других исторических условиях: раньше человеческие знания на протяжении жизни одного поколения менялись медленно и знания, которые получались в школе, были прочной базой для длительной профессиональной деятельности. Сегодня во многих странах мира интенсивно разрабатывается и реализуется идея «образования в течение всей жизни».
Во-вторых, отечественное образование, как и мировое, переживают период глубоких изменений, обусловленных новыми тенденциями в развитии мирового общества. Речь идет о процессе глобализации, который характеризуется ростом спроса на высшее образование. Уже сегодня треть европейцев работает в ориентированном на знаниях обществе, что требует соответствующего уровня образования (в Швеции, Дании – 40%). На сегодня 20% жителей ЕС в возрасте 35-39 лет имеют высшее образование, 20 лет назад этот показатель составлял лишь 12,5% для этой возрастной группы .
В наши дни в России граждан с полным высшим образованием — 13%, с базовым высшим – 1%, с неполным высшим – 18%. Доступ к образованию стал более демократичным . Во многих развитых странах более 40% молодежи продолжает обучение в вузе. Это является следствием того, что технологическая революция ХХ в. положила конец доминированию физического труда. Изменилась ценность природных ресурсов, уменьшилась их важность в определении богатства нации. Сегодня основным фактором, определяющим развитие и богатство нации, отдельных ее граждан, является интеллектуальный капитал и знания (умение оперировать знаниями и информацией). Знания становятся ключом к успеху, а образование (от начальной школы до университетов, современная система образования на протяжении всей жизни) стала существенной составляющей глобальной экономики. Все чаще употребляется новый термин «образовательная индустрия», что подчеркивает роль образования в экономике.
Основой будущего развития общества становится эффективная многоуровневая образовательная система, дающая возможность каждой личности получать полное среднее образование и более 50% взрослого населения – базовое высшее образование. Эти задачи отличаются от задач, которые ставились раньше. Высшее образование стало важнейшей инвестицией человека в течение всей жизни.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (2008) стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступа к качественному образованию, что соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина .
В системе высшего образования РФ начаты значительные изменения, направленные на обеспечение ее соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. Приоритетным направлением является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов в соответствии с современными потребностями рынка труда.
Система многоуровневого образования РФ имеет свою историю становления и развития, которая насчитывает около трехсот лет. Использование сравнительно-исторического и социокультурного подходов позволяет выделить основные этапы становления и развития системы многоуровневого образования в России, показать ее своеобразие.
Система высшего образования России берет начало в XVIII в., о чем свидетельствует создание в Петербурге образовательного учреждения — Академии наук (22 января 1724 г.), и впоследствии академического университета (28 января 1724 года). Вторую половину XVIII в. характеризует стремительное развитие науки, оживление интереса к ней, что способствовало созданию Московского университета (1755 г.), наделенного правом присуждения ученых степеней. Накопленный в XVIII в. Академией наук и Московским университетом опыт присвоения деятелям науки и высшего образования ученых степеней был учтен в создании в начале XIX в. системы научной аттестации специалистов.
Значительным событием стало введение ученой степени магистра императорским указом 1803 года, что позволило лицам, получившим эту степень, осуществлять руководство кафедрой. В 1819 году утверждено положение, регламентирующее порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Университетским уставом 1884 года ученая степень кандидата наук была отменена (с тех пор в России присуждались только две ученые степени – магистр и доктор наук). После 1917 года по разным причинам подготовка магистров не производилась. Трансформационные процессы в стране, которые активизировались с середины 1980-х годов, коснулись практически всех сторон общественной жизни, а затем актуализировали степень магистра. Согласно постановлению Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ (1993) вместе с подготовкой дипломированных специалистов в РФ начата подготовка бакалавров и магистров .
Рассмотрим подробнее современные тенденции развития системы многоуровневого образования в Российской Федерации. Сегодня структура высшего образования России соответствует структуре образования развитых стран мира, которая определена ЮНЕСКО, ООН и другими международными организациями.
Структура системы образования Российской Федерации представлена на рис. 1.1