Курсовая с практикой на тему Особенности групповой сплочённости в трудовом коллективе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА.. 8
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ. 14
2.1 Организация и
проведение эмпирического исследования. 14
2.2 Анализ первичных результатов эмпирического
исследования групповой сплочённости в трудовом коллективе. 15
2.3 Корреляционный анализ результатов эмпирического
исследования. 28
2.4 Методические рекомендации по сохранению групповой
сплочённости в трудовом коллективе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 41
Введение:
Актуальность
исследования сплоченности коллектива организации не вызывает сомнения,
так как обуславливается возросшими требованиями к уровню психологической включенности
сотрудника в его трудовую деятельность. Усложнение психической жизнедеятельности
людей и постоянный рост личностных притязаний, сказывается не только на личностно-психологическом
и физическом здоровье сотрудников коллектива, но и на взаимоотношениях с руководителями,
коллегами и подчиненными, которые в свою очередь, определяют психологический климат
организации.
Степень
научной разработанности. Вопросы групповой сплоченности коллектива были неоднократно
в поле зрения многих исследователей: А.Л. Журавлева, Л.Т. Почебут, А.И. Донцова,
В.А. Чикера, К.Э. Сишора, А.Н. Лутошкина и др. Различные аспекты проблемы межличностного
общения в коллективе рассмотрены в работах А.А. Грачева, Ю.В. Макарова, А.В. Петровского
и др.
В связи с этим особую
актуальность приобретают вопросы исследования групповой сплоченности в трудовом
коллективе, которые позволят выявить основные проблемы и составить психологическую
программу по их коррекции.
Цель
курсовой работы — изучение групповой сплоченности в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
—
изучение теоретического аспекта групповой сплоченности коллектива;
—
выделить основные
характеристики групповой сплочённости в коллективе;
—
описать факторы,
влияющие на групповую сплочённость коллектива;
—
провести эмпирическое
исследование групповой сплочённости коллектива;
—
проанализировать
результаты эмпирического исследования групповой сплочённости коллектива;
—
провести математико-статистический
анализ результатов эмпирического исследования;
—
сделать выводы.
Объект исследования: групповая сплоченность в трудовом
коллективе.
Предмет исследования: особенности групповой сплоченности в трудовом коллективе.
Гипотеза исследования: взаимосвязь между групповой сплоченностью и стилями межличностного
взаимодействия
Методологическая основа исследования: —
концепция групповой сплоченности (А.Л. Журавлев, Л.Т. Почебут, А.И. Донцов, В.А.
Чикер, К.Э. Сишор, А.Н. Лутошкин); — исследования социально-психологического
климата в педагогическом коллективе (Б. Д. Парыгин, В.Б. Ольшанский, Н. С. Мансуров).
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1) анализ и обобщение литературных источников;
2) методы сбора информации – наблюдение, тестирование.
3) математико-статистический анализ;
4) методы интерпретации данных.
Методики исследования:
Для
достижения поставленной цели была выбрана следующая совокупность методик
исследования:
— анкетирование: «Анализ мотивации деятельности педагогов»;
— определение индекса групповой сплоченности Сишора;
— оценка удовлетворенности работой (по В.А. Ядову);
— методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В. П.
Захарова и A. JI. Журавлева).
Эмпирическая база исследования:
В данном исследовании приняли участие сотрудники МУНИЦИПАЛЬНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 10 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА» в городе Саратов в количестве
52 человека. (30 человек – педагогические работники и 22 человека –
административный и вспомогательный персонал).
Практическая значимость исследования:
Заключается в разработке методических рекомендаций по правильному
развитию групповой сплочённости в трудовом коллективе, для того, чтобы правильно
влиять на социально-психологический климат на предприятии.
Структура курсовой работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.
Заключение:
Проверка предположения о связи сплоченности
группы и эффективности групповой деятельности была включена в повестку дня
практически одновременно с началом изучения групповой сплоченности во второй
половине XX века. Понятие вводилось с расчетом на то, чтобы была возможность
предсказывать производительность, причем наибольший интерес вызывала
продуктивность и эффективность деятельности рабочих групп и команд в
организациях.
Фактически сразу была закреплена
традиция изучения сплоченности в контактных ингруппах. Определение и
операционализация этого термина существенно различались.
Большинство ученых отмечает в своих
работах, что сплоченность выражается степенью, с которой члены группы чувствуют
влечение к группе, связаны друг с другом и хотели бы оставаться в группе.
Отсутствие такой связи влечет за собой совершение различных девиаций, которые
наиболее негативно проявляются в организациях силовых структур.
Проблема данного исследования состоит
в том, что сложные технологические процессы производства актуализируют
необходимость выполнения производственных задач в составе трудового коллектива,
где каждому сотруднику отводится определенная роль, в силу этих обстоятельств,
сплочѐнность работников, их ценностно-ориентационное единство, степень
совпадения позиций и установок членов группы приобретает особую важность.
В практической
части исследования был рассмотрен социально- психологический климат в МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА», применив стандартизированные методики (анкетирование: «Анализ
мотивации деятельности педагогов»; определение индекса групповой сплоченности
Сишора; оценка удовлетворенности работой (по В.А. Ядову); методика определения
стиля руководства трудовым коллективом (В. П. Захарова и A. JI. Журавлева)).
В ходе
исследования было выявлено, что в данной организации психологический климат
относится к среднему уровню благоприятности. В образовательном учреждении царит
жизнерадостная обстановка. Межличностные отношения в коллективе дружеские,
приветливые. Педагоги искренне радуются успехам своих коллег, помогают и
выручают друг друга, с уважением относятся к мнению других педагогов.
Руководитель образовательного учреждения тактичен и вежлив в общении с
педагогическим коллективом, относится к своим подчиненным уважительно и с
пониманием.
Также в ходе
исследования были выявлены слабые стороны взаимоотношений в коллективе,
неблагоприятно влияющих на психологический климат, которые нуждаются в
корректирующих мероприятиях. Была выявлена повышенная напряженность
межличностных отношений, приводящая к латентной конфликтности. Несмотря на то,
что в данном образовательном учреждении конфликты встречаются довольно редко,
все же они имеют место быть. Чаще всего они связаны с несовместимостью
отдельных педагогов, со столкновением мнений сотрудников, с нарушением норм
поведения и с неподходящим стилем управления коллективом.
Также, по мнению
педагогов, на состояние социально-психологического климата негативно влияет
недостаточное одобрение и признание личных качеств сотрудников, их заслуг и
достижений в профессиональной деятельности.
В соответствии с выявленными
недостатками в психологическом климате педагогического коллектива МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» были разработаны
рекомендации, которые направлены на улучшение социально-психологического
климата.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Латинское слово collectivus
переводят по-разному: товарищество, общность, сборище, толпа, совместное собрание,
объединение, группа. В современной литературе употребляются два значения понятия
«коллектив». Первое – любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия),
второе – только высокоорганизованная группа [2].
Г.М. Андреева дает
следующее объяснение этому слову: «Коллектив — это группа людей, объединенных общей
работой и общими интересами». Эта интерпретация кажется нам слишком общей и не совсем
точной.
А.П. Аникеева определяет
коллектив как социальную группу людей, занимающихся решением социальных проблем.
Команда может быть творческой, рабочей, образовательной, военной, спортивной и т.
д. [2]
А.Л. Журавлев определяет
коллектив как группу людей, занимающихся совместной социальной деятельностью, целью
которой является достижение общих целей высокого уровня [5].
В работах А.В. Петровский
определил коллектив как группу, в которой межличностные отношения опосредованы социально
значимым и личностно значимым содержанием совместной деятельности [14].
Важным показателем
состояния коллектива является ее групповая сплоченность. Первые исследования феномена
групповой сплоченности датируются началом 1950-х годов, они были проведены под руководством
американского ученого, психолога Л. Фестингера. Именно он дал следующее определение
сплоченности, которое наиболее распространено сегодня: «Сплоченность — это результат
всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней» [6, 149]. Двадцать
лет спустя последователь Л. Фестингера Психолог Д. Картрайт дал аналогичное определение:
«Групповая сплоченность характеризуется тем, насколько члены группы хотят оставаться
в ней» [11, 159].
Проблема групповой
сплоченности является объектом активного изучения в отечественной психологии. Ученые
подходят к ее исследованиям с разных позиций.
Так, представители
первого направления (М.В. Бахаров, А.Л. Журавлев, Р. Мокашенцев, В.И. Зацепин и
др.) Рассматривают сплоченность с точки зрения эмоциональной и психологической привлекательности
членов команды.
Например, А.Л. Журавлев
считает, что понятие «сплоченность» включает в себя такие социальные характеристики
группы, как степень психологической общности ее членов, единство, близость межличностных
отношений, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов [5].
Р. Мокшанцев понимает
сплоченность как взаимное притяжение членов группы друг к другу, которое характеризуется
взаимной симпатией в межличностных отношениях; привлекательность, полезность команды
для ее членов; сходство ценностных ориентаций. [13].
М.В. Клюева отмечает,
что в сплоченности команды отношения между ее членами основаны на дружбе, взаимном
уважении, в основе которых лежит общее позитивное и эмоциональное отношение к проделанной
работе [7].
Вторая область изучения
групповой сплоченности связана с пониманием ее как ценностно-ориентированного единства.
Представителями данного направления являются А.В. Петровский, Р.С. Немов, А.И. Донцов
и некоторые другие исследователи.
Так, в работах А.В.
Петровский определил коллектив как группу, в которой межличностные отношения опосредованы
социально значимым и лично значимым содержанием совместной деятельности. Сплоченность
коллектива понимается ученым как ценностно-ориентированное единство, которое характеризует
систему внутригрупповых отношений и показывает степень совпадения оценок, установок
и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в
целом [14]. Более того, ученый подчеркивает, что наличие сплоченности в коллективе
не означает совпадения оценок и взглядов ее членов в группе абсолютно во всех отношениях.
Главное — это сближение взглядов и оценок в моральной и деловой сферах, в той степени,
в которые подходы коллектива к целям и задачам совместной деятельности совпадают.