Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы изучения графомоторных навыков у детей младшего школьного
возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. 6

1.1. Понятие
графомоторных навыков. 6

1.2. Развитие
графомоторных навыков в онтогенезе. 11

1.3. Особенности
графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальным
нарушением. 15

Глава 2.
Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности графомоторных
навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном
развитии. 27

2.1. Программы и
методика исследования. 27

2.2. Анализ
результатов исследования графомоторных навыков у детей младшего школьного
возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. 31

Заключение. 37

Список
использованной литературы и источников. 40

 

  

Введение:

 

Актуальность.
Формирование графомоторных навыков – это один из аспектов общего развития
учащихся на начальном уровне образования. Умение человека использовать
графические знаки для выражения содержания речи считается необходимым навыком в
современном мире. Графика является ключевым понятием в методике обучения начальному
письму. В лингвистике понятие «графика» определяется как контур письменных или
печатных знаков, букв.

В
исследованиях таких авторов, как Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова,
Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филиппова, навык овладения письмом обозначается
как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «основные
графические навыки», «основные графические движения», «графические навыки», «моторный
навык письма». Термин «графомоторное мастерство» включает в себя все содержание
графики, как раздела лингвистики, включая рисование письменных букв или
печатных знаков букв.

Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что без владения техникой письма, то есть
графическим навыком невозможно развитие письменной речи как таковой. Овладение
графическими навыками – важное направление развития обучающихся, особенно это
касается обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Проблемы развития
графомоторных навыков данной категории обучающихся можно объяснить особенностями
их учебной деятельности: обучающимся свойственны неумение соблюдать
последовательность выполнения заданий на уроке и анализировать, а так же
недостаточная целенаправленность действий, неумение себя контролировать,
исправлять допускаемые ошибки.

Проблеме
развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М.М. Безруких, А.Д.
Ботвинникова, В.А. Илюхиной, Е.В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием
графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б.
Иншакова, О. И. Крупенчук, С. Н. Лысюк, и другие.

Недостаточная
теоретическая разработанность проблемы формирования графомоторных умений у
учащихся с умственной отсталостью и несовершенное решение этой проблемы на
практике обусловливают необходимость поиска дальнейших теоретических и
практических решений. Все вышесказанное обусловило актуальность.

Объект исследования:
графомоторные навыки у детей младшего школьного возраста с нарушением в
интеллектуальном развитии.

Предмет исследования:
особенности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с
нарушением в интеллектуальном развитии.

Цель
исследования – теоретическое и эмпирическое обоснование проблемы особенностей
графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Гипотеза
исследования: предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с
нарушением в интеллектуальном развитии присутствует недостаточная
сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в: сильном или слабом
давлении на ручку; отставании в развитии мелкой моторики; нарушениях
пространственного восприятия; дрожании при письме; частом отрывании пера от
бумаги; невозможности быстро переключаться с одного движения на другое;
нарушениях произвольного внимания; поэтому дети данной категории нуждаются в
коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.

Задачи
исследования:

1.      
Изучить понятие графомоторных навыков.

2.      
Рассмотреть развитие графомоторных навыков в
онтогенезе.

3.      
Проанализировать особенности графомоторных
навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальным нарушением.

4.      
Представить программы и методику исследования.

5.      
Проанализировать результаты исследования
графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в
интеллектуальном   развитии.

Для решения
поставленных задач нами были использованы методы: анализ научной, методической
и психолого-педагогической литературы по теме исследования; аналогия; классификация;
систематизация; синтез; обобщение.

База
исследования: МБОУ «Старицкая средняя общеобразовательная школа им. И.Ф.
Иванцова».

Структура
работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы,
приложения.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Графомоторный
навык – это совокупность автоматизированных положений и движений пишущей руки,
позволяющих изобразить записанные звуки и их связи. Особенность этих навыков
заключается в том, что с самого начала их формирования определенное смысловое
значение буквы и набора букв, представленных рукой пишущего, ассоциируется с
определенным моторным образом. Следовательно, процесс формирования графических
умений подчиняется, с одной стороны, законам развития двигательных, а с другой
– речевых интеллектуальных действий.

Формирование
графомоторных навыков следует начинать как можно раньше. С раннего возраста
ученики учатся рисовать на бумаге прямые линии или замкнутые круги, в это время
они еще не контролируют визуально свою руку. С 6-8 лет зрительно-моторная
координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных
движений и развитии графомоторных навыков. Поэтому сформированность данных
способностей является одним из показателей готовности обучающихся к школе.

Формирование
графомоторных умений у учащихся с нарушением в интеллектуальном развитии
осуществляется с определенными трудностями, которые связаны с отклонениями в
психическом и физическом развитии. Низкий уровень познавательной активности,
замедленность обработки информации, несовершенство межаналитической интеграции
и направленности деятельности, а также слабый самоконтроль затрудняют овладение
графомоторными навыками учащихся с задержкой психического развития.

Экспериментальное
исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста с нарушением в
интеллектуальном развитии в возрасте 7-8 лет, принимало участие 10 детей. База
исследования: МБОУ «Старицкая средняя общеобразовательная школа им. И.Ф.
Иванцова».

Для выявления
уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного
возраста с нарушением в интеллектуальном развитии были отобраны следующие
методики: методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной),
«Штриховка» (по М.М. Безруких), «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д.
Шадрикову).

Следует
отметить, что у 60% учащихся был выявлен – средний уровень сформированности
графомоторных навыков учащихся, у 30% учащихся – высокий, а у 10% — низкий
уровень. Подводя итоги констатирующего этапа экспериментального исследования,
можно сказать, что младшие школьники имеют средний уровень сформированности
графомоторных навыков. У них наблюдается слабое мышечное усилие ведущей руки, а
также недостаточная точность и уверенность в выполнении поставленной задачи.
Общей чертой всех учащихся является невозможность работать в одном темпе под
руководством преподавателя.

На основании
проведенного исследования можно выделить следующие особенности развития
графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в
интеллектуальном развитии:

¾             
сильное или слабое давление на ручку;

¾             
отставание в развитии мелкой моторики;

¾             
нарушения пространственного восприятия;

¾             
дрожание при письме;

¾             
частое отрывание пера от бумаги;

¾             
невозможность быстро переключаться с одного движения на
другое;

¾             
нарушения произвольного внимания.

Полученные
результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки
технологии формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного
возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, задачи решены. Гипотеза
подтверждена.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения графомоторных
навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном
развитии

1.1. Понятие графомоторных навыков

 

Письмо – это
особая форма речи, в которой ее элементы фиксируются на бумаге путем нанесения
графических символов, соответствующих элементам устной речи. В свою очередь, навык
– это действие, доведенное до автоматизма многократными повторениями.
Особенность выполнения такого действия заключается в том, что оно не требует
постоянного внимания и контроля.

Существуют
различные группы навыков: поведенческие, сенсорные, мыслительные и
двигательные. Графомоторные навыки – это моторные или двигательные навыки.
Двигательные навыки представляют собой завершенные сложные скоординированные
действия, которые предполагают выполнение простых двигательных актов,
доведенных до автоматизма и выполняемых в определенной последовательности.

Психофизиологическая
природа процесса письма как вида речевой деятельности заключается в механизме
взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного,
моторного и ручно-моторного (Н.Г. Агаркова, Б.Г. Ананьев, Б.В. Гурьянов, А.Р.
Лурия). Письмо, по сравнению с другими формами речевой деятельности,
характеризуется специфической зрительно-моторной связью, поскольку только через
зрительные представления устанавливается связь между слухомоторным
представлением и моторным представлением, характерным для сформированного навыка
письма (Н.Г. Агаркова, П.Л. Горфункель) [1].

Такие ученые,
как А. Г. Зикеева, Е. А. Кинаш, А. Р. Лурия, отмечают, что навыки графического
письма можно отнести к сенсорным навыкам человека. А.Р. Лурия считает, что
навыки графического письма неразрывно связаны с учебной деятельностью человека
и служат процессу письма [25]. В этом специфика и сложность их формирования.
Также отмечается, что графомоторные навыки могут формироваться не изолированно,
а в связи с чтением, правописанием и развитием письма.

Е.В.
Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, С.Е.
Гаврина изучили формирование систем связей между зрительным, слуховым и
моторным анализаторами и доказали, что они зависят от формирования:

¾             
визуальный и моторный контроль (зрительно-моторная
координация);

¾             
координация движений (способность координировать движения звеньев
пишущей руки; способность изменять направление движения по желанию);

¾             
пространственное восприятие (поле зрения – целостность,
широта, универсальность; острота зрения; измерение глаз);

¾             
пространственные представления (знание «схемы тела»; умение
видеть графему и ее точное расположение; умение анализировать объект, его
изображение; процессы измерения);

¾             
чувство ритма (способность, проявляющаяся при воспроизведении
ритмически организованных элементов временного ряда);

¾             
«ручной навык» (развитая мелкая моторика);

¾             
необходимое количество распределения внимания для
предотвращения графических ошибок (предвосхищение, настойчивость);

¾             
зрительное внимание [15].

Н.Г. Агаркова
считает, что графомоторный навык — это определенные привычные положения и
движения пишущей руки, позволяющие изобразить написанные звуки и их связи [2].
Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой, графическое мастерство включает
в себя все содержание графики, как раздел языкознания, включающий в себя
очертания письменных букв или печатные знаки букв.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы