Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности готовности обучения к школе дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава І. Теоретический анализ проблемы готовности ребенка к обучению в школе 5
1.1 Понятие готовности ребенка к обучению в школе 5
1.2 Структура психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 10
1.3 Общая характеристика задержки психического развития 14
1.4 Психолого-педагогическая характеристика готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития 20
Глава ІІ. Экспериментальное исследование готовности детей к школьному обучению 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Изучение психологической готовности детей к школе, воспитывающихся в ДОУ 30
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения……………………………………………………………….48

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества важную задачу играет улучшение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которые проходят подготовку к обучению в школе. Одним из вопросов является готовность детей к школьному обучению, которая включает в себя достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. В частности, готовность каждого ребенка к обучению в школе является одним из важных итогов психического развития в дошкольный период. Ее формирование происходит постепенно и зависит от условий, в которых протекает развитие организма.
Дети, имеющие задержку психического развития, представляют особую группу детей, которые при надлежащем педагогическом и психологическом контроле зачастую со временем могут восстановить свои психические функции.
Работа с такими детьми должна вестись по принципу индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку ЗПР может выражаться в виде различной симптоматики  от малой концентрации внимания на уроках в начальной школе, до нарушений речи и эмоциональной нестабильности. Поэтому критически важно обращать внимание на готовность ребенка к школе с целью диагностики ЗПР и определения возможности его обучения совместно с нормально развивающимися детьми.
Темой подготовки детей с ЗПР к школе занималось огромное количество профессионалов. У истоков исследований по данному вопросу стоит Л.И. Божович [3]. Еще в 60-е годы она доказала, что подготовленность к обучению в школе формируется из определенного значения становления и развития мыслительной деятельности ребенка, его познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции собственного познавательного интереса и деятельности и социального развития ребенка.
В современной психологии дифференциация компонентов школьной готовности ребенка производится по различным аспектам и на основании разных причин. Некоторые ученые (Л.А. Венгер [6], Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько [16] и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.
Объектом исследования является готовность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе.
Предметом исследования выступают особенности готовности обучения к школе дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.
Целью данного исследования является выявление основных особенностей готовности обучения к школе дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятия готовности ребенка к школьному обучению;
2) изучить структуры психолого-педагогической готовности к школьному обучению;
3) исследовать общей характеристики задержки психического развития;
4) проанализировать психолого-педагогическую характеристику готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития;
5) организовать эмпирическое исследование;
6) изучить психологическую готовность детей к школе, воспитывающихся в ДОУ;
7) сделать выводы.
Методы исследования: общелогические методы: анализ, сравнение, обобщение; теоретические методы: изучение научной и учебно-методической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа; экспериментальные: констатирующий эксперимент.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психическое развитие ребенка является не последовательностью отдельных и несогласованных между собой изменений в процессе взросления, а имеет целостный, системный характер, когда посредством изменений в одной области психики происходят изменения и в других психических проявлениях.
Задержка психического развития изначально может различаться по своей этиологии и патогенезу, при этом симптоматика проявления зачастую общая, которая заключается в нарушениях степени сформированности речи, нарушении основных психических функций, негрубых нарушениях познавательной деятельности, а также в нарушении развитии личности.
На современном этапе развития общества, готовность к школе представляет собой комплексную характеристику развития ребенка, позволяющую раскрыть уровни развития психологических качеств, которые являются самыми важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, учитывая успешное вхождение в новую социальную среду и адаптацию к новым условиям и учебной деятельности.
Изучая психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было определено, что под личностной готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами личностной готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Важным моментом является то, что готовность ребенка к школьному обучению представляет собой интегративное образование, в котором отставание в развитии одного из компонентов готовности приводит к отставанию в развитии и других. Поэтому одним из важных аспектов, по нашему мнению, представляется своевременное выявление данных отклонений или задержек, которое в свою очередь приведет к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.
Как было определено, для успешного обучения каждому ребенку необходимо соответствовать предъявляемым к нему требованиям, так как школьная готовность включается в себя интеллектуальную, личностную, и волевую готовность. При этом ребенок должен иметь определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности к принятию новой социальной позиции и т.п.
Дети с задержкой психологического развития отличаются тем, что имеют более низку общую способность к обучению, несформированность устойчивой познавательной мотивации, низкую поисковую активность и слабую речевую регуляцию действий.
Дети, имеющие задержку в психологическом развитии, имеют сниженный уровень речевых возможностей, их высказывания отличатся преимущественно малым объемом, присутствием в них множества повтором и пауз. Во многих случаях дети из нашей группы допускали неточное употребление житейских понятий и лексические замены. Можно было увидеть, что словарный запас детей ограничен и их знания об окружающей действительности достаточно скудны. Прослеживалось слабое развитие речевой регуляции, ее осознанности и контроля со стороны ребенка.
Также можно отметить, что в эмоционально-волевой сфере отмечается общая незрелость и некоторое недоразвитие сложных форм поведения.
Самой важной частью коррекционного обучения детей с задержкой психического развития является нормализация их деятельности. Наше исследование показало, что дошкольники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, зачастую отвлекаясь на другую деятельность. Обнаружены также недочеты и своеобразие в использовании детьми наглядного образка и словесных указаний, что в свою очередь является основным арсеналом из средств обучения при объяснении учебного материала.
Таким образом, нарушение деятельности детей с задержкой психологического развития является существенным компонентом в структуре дефекта, который тормозит развитие и обучение ребенка. Однако дети этой категории имеют потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в условиях, когда деятельность ребенка стимулируется со стороны взрослого, оказывающего ему поддержку и помощь.
Все это говорит о том, что подготовка детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе в процессе коррекционно-развивающей работе, является важным условием успешного обучения и развития ребенка данной категории.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава І. Теоретический анализ проблемы готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие готовности ребенка к обучению в школе

Анализируя специальные литературные источники, мы выяснили, что роль дошкольного начального воспитания и обучения в процессе целенаправленного формирования потенциала ребенка, поиск оптимальных путей и мероприятий по обеспечению преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой является весьма актуальной проблемой на сегодняшний день.
Успешная адаптация ребенка к школьной жизни является предметом исследования многих авторов, психологов и педагогов.
Проблема преемственности между ДОУ и школой освещается в работах Е.Е. Кравцовой [17], К.Д. Ушинского [32]. Взаимосвязь психологической готовности ребенка к школе и особенности его адаптации к обучению изучали Л.И. Божович [3], Н.И. Гуткина [12], А.В. Запорожец [15] и другие. Проблему эмоционального развития детей дошкольного возраста изучали А.А. Люблинская [22], В.С. Мухина [23]. Научными исследованиями в области физиологии, психологии и педагогики, освещающие различные аспекты проблемы преемственности в учебно-воспитательной деятельности дошкольного и общеобразовательного учебного учреждения и адаптации ребенка к новым для него условиям жизни занимались Г.И. Жаренкова [14], А.И. Запорожец [15], А.Н. Леонтьев [20], А.А. Люблинская [22], Г.А. Урунтаева [30], В.Д. Шадриков [33]. Решению важных вопросов подготовки детей дошкольного возраста к учебно-познавательной деятельности в общеобразовательных учебных учреждениях способствуют положения современных отечественных психолого-педагогических исследований, проведенных Н.В. Бабконой [2], Е.Н. Водовозовой [7] и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы