Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности готовности к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической проблемы готовности дошкольника к школе 7
1.1. Сущность понятия «готовность ребенка к школе» 7
1.2. Понятие о психологической готовности к школе и игре, как средстве формирования предпосылок учебной деятельности 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности детей к школе 18
2.1. Методы и организация исследования 18
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов 26
2.3. Программа развивающих упражнений для формирования учебной деятельности старшего дошкольного возраста 33
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 38
Выводы по второй главе 42
Выводы 43
Список литературы 45

  

Введение:

 

Актуальность. Детство является важнейшим этапом в жизни каждого человека, а его развития и личностное становление, в значительной мере связано с образованием. Реформаторские процессы, происходящие в отечественном и мировом образовательном пространстве, требуют снижения возраста детей, начинающих систематическое обучение в школе, обусловливают актуальность комплексного решения ряда социально-педагогических проблем [1, 63; 12, 144].
Начало обучения в школе предусматривает совершенствование системы детских дошкольных учреждений, оптимизации учебно-воспитательного процесса, органической частью которого является создание предпосылок для систематической учебной деятельности ребенка, основанной на идее ее всестороннего и гармоничного развития [7, 422].
Изменения в образовании требуют новых подходов в решении вопроса преемственности и перспективности взаимодействия дошкольного и начального звеньев, в которых обеспечение «школьной зрелости» ребенка становится одной из главных задач дошкольных учебных заведений. Готовность ребенка к систематическому обучению является основой, от которого зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье [25, 200; 31, 120].
Появление образовательных учреждений нового типа, потребность отбора детей в гимназические классы обуславливают необходимость создания сквозных стратегий реализации личностно ориентированной концепции образования, а также поиск путей совершенствования системы психологической подготовки детей к систематическому обучению в школе.
Констатируя существенный вклад ученых, как теоретиков, так и практиков, в разработку этой проблемы, отметим, что среди исследований нет таких, в которых процесс подготовки к школе основывается на целостной концепции развития ребенка и учитывал особенности психологической готовности ребенка к школе [3, 511; 16, 18].
Таким образом, ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающей среды, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
С учетом этой потребности, а также уровня научно-теоретической и практической разработанности проблемы эффективной подготовки детей к школе избрали тему исследования «Психологические предпосылки развивающей работы с детьми дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе».
Цель – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психологических предпосылок развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Объект – психологические особенности детей дошкольного возраста.
Предмет – психологические предпосылки развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно психологических особенностей детей дошкольного возраста и их психологической готовности к школе.
2. Оценить психологические предпосылки готовности ребенка к школе.
3. Разработать программу развивающих игр, направленную на формирование учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить ее эффективность.
Методологическая база исследования. Проблема подготовки детей к школе нашла широкое отражение в мировом и отечественном историко-педагогическом опыте. К настоящему времени в психолого-педагогической науке по психологическим, педагогическим и методическим аспектам готовности дошкольников к обучению в школе: Н.И. Гуткина, 2009 [12], Т.В. Андреева, 2010 [1], Г.А. Грязнова, 2014 [10], Е.Г. Капитанец, 2015 [18], Л.М. Шевыркина, 2015 [33], И.В. Юнгман, 2015 [35]. Особое внимание уделено преемственности в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и синтез научно-методической литературы.
2. Психодиагностические методики оценки психологической готовности детей к школе.
3. Методы математической статистики.
Методики исследования:
1. «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека.
2. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
3. Тест для оценки памяти по методике А.Р. Лурия.
4. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
5. Методика «Бусы.
База исследования. Исследование проводилось на базе Детского сада комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования г. Москвы.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты и материалы исследования могут быть использованы в работе дошкольных учебных заведений, центрах развития ребенка, общеобразовательных школ различных типов, в системе высшего педагогического образования для подготовки воспитателей дошкольных учебных заведений и учителей начальных классов в процессе повышения квалификации педагогических кадров и в системе последипломного педагогического образования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

. Теоретический анализ проблемно-ориентированной литературы показал, что психологическая готовность к обучению в школе является актуальной теоретической и практической проблемой, о чём свидетельствует большое количество публикаций на эту тему. Под психологической готовностью к обучению (или готовностью к школе) психологи понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка 6–7 лет, позволяющий ему начать систематическое обучение в группе сверстников.
В настоящее время существует немало различных подходов к решению проблемы психологической готовности детей к школе, но во всех исследованиях утверждается, что для успешной адаптации ребенка в I классе необходимо, чтобы к моменту поступления в школу он достиг определенного уровня интеллектуального, речевого, личностного развития
2. Для оценки уровня психологической готовности к школе был использован такой диагностический инструментарий: «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; тест для оценки памяти по методике А.Р. Лурия (запоминание 10 слов); тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, которые позволяли количественно и качественно оценить различные аспекты готовности дошкольника к школе.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в результате проведенного тестирования по методике Керна-Йирасека было выявлено, что из 5 опрошенных респондентов высокий уровень готовности к школе был зафиксирован лишь у 20% детей, средний уровень был отмечен у 40% респондентов, у остальных дошкольников был отмечен низкий уровень готовности, что требует проведения дополнительных исследований интеллекта и психического развития.
Результаты тестирования респондентов по методике Д.Б. Эльконина показывают, что лишь 20 % детей смогли справиться с заданием «Графического диктанта» без ошибок, продемонстрировали развитое пространственное воображение, наглядно-образную память и творческое мышление; 60% детей имеются затруднения в умении внимательно слушать, выполнять инструкцию взрослого и самостоятельно справляться с заданием. У таких детей отмечено слабое развитие эмоционально-волевого компонента готовности, самостоятельности, усидчивости и волевых качеств, которые так необходимы будущему первокласснику. Высокий уровень слуховой памяти обнаружен лишь у 20% детей из всей группы, так как только такое количество детей смогли вспомнить 5 из 10 прочитанных слов и уложились в отведенное им время. 20 % опрошенных респондентов смогли вспомнить 3-4 слова, что соответствовало среднему уровню развития слуховой памяти. Оставшиеся 60% детей показали низкий уровень, поскольку смогли вспомнить в отведенное им время лишь 1-2 слова.
3. Основной целью разработанных упражнений было развитие слуховой, зрительной, словеснологической, произвольной, двигательной памяти; стимулирование развития познавательных процессов (внимания, воображения, мышления), способствующих развитию памяти старших дошкольников, расширение кругозора дошкольников в процессе игры. Это обусловлено тем, что игровая деятельность является ведущей в этом возрасте и потенциал развивающей игры в процессе развития памяти ребенка невозможно переоценить.
Таким образом, полученные результаты повторного тестирования подтверждают целесообразность таких упражнений и могут быть внедрены в практическую деятельность.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической проблемы готовности дошкольника к школе

1.1. Сущность понятия «готовность ребенка к школе»

Поступление в школу является одним из важнейших событий в жизни ребенка. Переживаются и осмысливаются положительные последствия физического и социально-психологического развития ребенка. Поскольку сегодня многие дети начинают обучение не с семи, а с шести лет, возникает много проблем и вопросов. Поэтому возникает необходимость знать психологию шестилетнего ученика, ведь разница между такими детьми огромна.
Установлено, что феномен «готовность к школе» отличается сложностью и неоднозначностью подходов к его определению, количественных и качественных характеристик его компонентов [12, 154; 15, 130].
Готовность к школе в современных условиях рассматривается прежде всего как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.
Разработка проблемы готовности ребенка к обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях осуществлялась в нескольких направлениях.
Первое направление представлено исследованиями, направленными на формирование у детей дошкольного возраста определенных знаний, которые облегчают в дальнейшем усвоение учебного материала на систематических занятиях в школе [20, 98].
Указанный подход требует четкого планирования и организации занятий, использование специальной методики обучения, адекватной возрастным возможностям старших дошкольников, особенностям их мышления.
Второе направление феномена готовности ребенка к школе неразрывно связано с новообразованиями и изменениями в психике ребенка, которые наблюдаются в конце дошкольного возраста и соотносятся с понятием «школьная зрелость» и предусматривают комплекс качеств, образующих умение учиться [14, 106; 23, 217].
В современном понимании семантика феномена школьной зрелости ребенка некоторыми учеными рассматривается как синоним понятия «готовность к обучению» [18, 204].
В целом готовность к школе понимается как интегральное свойство ребенка, которое включает в себя комплекс факторов и определяет ее успешность в педагогическом процессе. Под готовностью ребенка к школьному обучению понимают такой уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не приводят к нарушению его здоровья.
Относительно третьего направления исследования направлены на определение у ребенка предпосылок и психических образований, необходимых для школьного обучения, на разработку соответствующего диагностического инструментария.
Рассматривая дошкольника с точки зрения его соответствия статуса ученика, этот инструментарий не в полной мере обеспечивают прогностическую информацию о возможных темпах и успехах детей в дальнейшем обучении в школе.
В частности, вне поля зрения исследователей остается прогноз относительно возможных трудностей ребенка в процессе адаптации к школе и учебной деятельности.
По мнению Е.Е. Кравцовой [20, 98], проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход актуален и значителен, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.
Л. И. Божович [2, 221] еще в шестидесятые годы указывала, что готовность к обучению в школе состоит из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности в социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал Л.С. Выготский [7, 11], отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Очень долго считалось, что критерием готовности ребенка к школе является уровень его умственного развития. Выготский определил, что готовностью к школьного обучения является не столько количественный запас представлений, сколько уровень познавательных процессов.
Предложенная программа основывается на утверждении Д. Эльконина [34, 560] о том, что при изучении детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту «диагностическая схема должна включать диагностики как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» и объединяет четыре компонента определения готовности ребенка к школе: общий, интеллектуальный, мотивационно-волевой, личностно-психологический.
I. Общая готовность. Общее состояние здоровья: рост, мышечный тонус, зрение, слух; мелкая моторика руки, графические умения («Графический диктант»); нервная система: степень возбуждения и торможения; развитие игровой деятельности; зрительно-двигательная и зрительно-моторная координация (Тест Керна-Йерасика).
II. Интеллектуальная готовность. Уровень развития арифметических умений (Тест В. Торосун), уровень развития механической памяти (тест Д. Векслера), аналитико-синтетические умения («Прогрессивные матрицы Равена»); фонематический слух и словарное развитие (тест В. Торосун), умение устанавливать последовательность событий, уровень внимания (тест Д. Векслера), обучаемость (тест Т. Витцлака), творческое воображение (тест Т. Витцлака), развитие креативных умений.
III. Мотивационно-волевая готовность:
— уровень непроизвольности (методики Керна-Йерасика и Д. Векслера);
— уровень произвольности (те же методики);
— желание посещать школу (методика «Да и нет»).
IV. Личностно-психологическая готовность:
— формы мышления (тест Т. Витцлака);
— основные представления о природных и социальных явлениях (тест Т. Витцлака);
— кратковременная память;
— саморегуляция;
— эмоциональное состояние.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к школьному обучению избираются основные ее критерии и подбираются методики для их диагностики. Но следует помнить, что показателями готовности ребенка к школьному обучению выступает комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о достижении в развитии ребенка. Эти показатели следует рассматривать как диагностическую основу учебной, развивающей и воспитательной деятельности учителей уже в первом классе.
Результаты научных исследований, а также обобщение практики работы дошкольных учебных заведений показывают, что готовность ребенка к школе является сложным и системным психолого-педагогическим образованием.
Психологическая готовность в этом образовании определяется качественным своеобразием интеллектуального развития ребенка, его личностных психологических особенностей, без которых невозможно успешно выполнять учебную деятельность в массовой школе [25, 256; 31, 144].
Педагогическая готовность состоит из опыта ребенка, его знаний, умений и навыков, приобретенных в общении и деятельности и имеющихся на момент поступления в школу. Системность этого новообразования в структуре личности ребенка оказывается в органической целостности его составляющих.
Доказано, что готовность ребенка к обучению в школе рационально рассматривать как оптимальное сочетание взаимодействия комплекса компонентов, который охватывает все основные сферы развития ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, морфологическое, а также психическое и соматическое здоровье.
Их совокупность на определенном уровне развития проявляется как школьная зрелость ребенка, составляющие которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Готовность ребенка к обучению в школе и школьная зрелость, по нашему мнению, определяют единый по своей природе, но разный по состоянию феномен: готовность — это состояние потенциальных и поэтому идеальных возможностей ребенка; школьная зрелость — это состояние ее актуальных и реальных возможностей.
Именно такой подход создает необходимые предпосылки для полноценного развития личностных качеств будущего школьника, которые гарантируют ему всестороннюю психофизиологическую защищенность и способствуют успешной учебной деятельности.
Таким образом, в дошкольный период ребенок начинает готовиться к обучению в школе. Для развития готовности организуются специальные подготовительные группы, в которых психологи диагностируют уровень развития каждого компонента психики ребенка (когнитивного, поведенческого и эмоционально-волевого).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы