Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности готовности к школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор особенностей готовности старших дошкольников к школе 6
1.1 Готовность к школе как психолого-педагогический феномен 6
1.2 Современные взгляды на проблему личностных и интеллектуальных особенностей готовности к школе 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей готовности детей к обучению в школе 22
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования особенностей готовности детей к обучению в школе 22
2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования особенностей готовности детей к обучению в школе 27
2.3 Практические рекомендации по формированию готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста 35
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список использованной литературы 40

 

  

Введение:

 

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их осуществления. Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться.
В связи с высоким интересом проблемы преемственности образования острым становится вопрос обеспечения подготовки детей в детском саду к школьному обучению. Сегодня образование призвано решать свою главную задачу закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
Работы многих исследователей посвящены особенностям личностного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста как элемента их подготовки к школьному обучению (Д.Б. Богоявленской; Л.И. Божович; Н.С. Лейтеса; М.И. Лисиной; А.М. Матюшкина; H.A. Менчинской; В.Л. Поплужного; Н.С. Славиной и др.).
Все современные родители стараются как можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого им необходимо знать, как происходит процесс развития ребенка во время общения, обучения, развивающей и игровой деятельности. Эти знания помогают родителям следить за тем, как у ребенка развивается память, внимание, интеллект, а так же то, желает ли ребенок учиться чему-то.
В настоящее время в современном дошкольном учреждении по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания детей.
Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую дети должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний, умений и навыков дошкольниками.
Помощником в данном вопросе является дошкольное учреждение. Именно детский сад может оказать эффективную педагогическую помощь семье в подготовке детей к школе.
Проблема исследования: в настоящее время существует множество психолого-педагогической литературы, которая раскрывает нам особенности готовности к школе, но при этом не существует как таковых рекомендаций и методов подготовки детей к школе в условиях учреждения и в домашних условиях. Исходя из этого, наша работа по данной теме является актуальной и практически значимой для учреждений и семей воспитанников.
Объект исследования: готовность детей дошкольного возраста к школе.
Предмет исследования: особенности готовности детей дошкольного возраста к школе.
Цель исследования: изучить особенности готовности детей к школе.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) изучить готовность к школе как психолого-педагогический феномен;
2) рассмотреть современные взгляды на проблему личностных и интеллектуальных особенностей готовности к школе;
3) экспериментальным путем выявить готовность детей к обучению в школе;
4) по результатам исследования определить пути педагогической помощи семье в подготовке детей к школе.
Методологическая баз исследования: теория системно – деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов); специальные принципы психологического изучения детей: комплексность, системность, динамичность, качественно-количественный подход к оценке результатов исследования (Лубовский В.И., Забрамная С.Д., Левченко И.Ю., Ульенкова У.В. и др.).
Теоретической основой исследования явились теории учебной деятельности, отраженные в работах Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Г. Асмолова, Л. В. Занкова, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, Л.С. Выготского, отраженные в их работах теоретические основы психического развития, развития речи.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, эксперимент, анализ результатов.
Методики исследования.
1. Методика исследования психологической готовности старших дошкольников к школе.
2. Методика ориентировочной школьной зрелости Керна-Йирасека.
3. Методика «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской).
База исследования: МБДОУ №….., количество испытуемых – 15 человек, в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для оказания помощи семьям воспитанников в подготовке детей к школе.
База исследования: МБДОУ №….., количество испытуемых – 15 человек, в возрасте 6-7 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, после изучения литературы по теме нашей работы, нами был проведен анализ особенностей готовности детей старшего дошкольного возраста. На основании проведенной работы можно сделать ряд заключительных выводов.
В ходе теоретического анализа нами было определено, что переход к учебной деятельности требует от ребенка сформированности определенных знаний об окружающем мире и причинно-следственных связей, в качестве составных личностных компонентов обычно рассматривается: личностная (мотивационная); интеллектуальная; волевая готовность.
Одним из основных компонентов учебной деятельности является мотивационный компонент, который выражается в готовности и предполагает наличие у детей желания учиться выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника.
При поступлении в школу к ребенку предъявляется ряд требований: требования в физиологическом плане, социальном аспекте, к уровню эмоционально-волевого и интеллектуального развития, которым он должен отвечать.
Нами была проведены методики выявления психологической готовности к обучению в школе.
Результаты показали, что не все дети готовы к обучению в полной мере, исходя из этого, нами были предложены практические рекомендации по повышению готовности, которые могут быть использованы на практике в детском саду.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический обзор особенностей готовности старших дошкольников к школе
1.1 Готовность к школе как психолого-педагогический феномен

Психологи, педагоги, физиологи обосновывают и изучают, спорят о теоретических основах организации учебной деятельности. Особенно широко эта проблема рассматривалась исследователями – Д.Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, А.Г. Асмоловым, Л.В. Занковым, Г.А. Цукерман, Л.С. Выготским, В.С. Мухиной, Е.Е. Кравцовой, Г.М. Ивановой, Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгером, К.Н. Поливановой и др.
Проблема учебной деятельности разрабатывалась в трудах Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова, которые рассматривали представления об эталонной учебной деятельности, основной целью, в соответствии с их представлениями является формирование теоретического мышления. Ученик в концепции данной концепции рассматривается как субъект познания [13, 123].
В концепции можно выделить основные направления развития теоретического мышления: рефлексивность, целеполагание и планирование, умение обмениваться продуктами познания и умение действовать во внутреннем плане.
В.В. Давыдов данный тип обучения называет «развивающим обучением». Сущность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий [18,432]. Дальнейшее развитие эта теория получила в результате многолетних экспериментальных исследований, выполненных под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые доказали, что возможности младших школьников в усвоении научно-теоретических знаний недооценивались, что такие знания им вполне доступны. Поэтому основным содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления.
По Д.Б. Эльконину учебная деятельность всегда побуждается адекватными мотивами [6].
Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру учебной деятельности входят: учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения.
В. В. Давыдов в структуре учебной деятельности выделял: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.
Согласно взглядам Л.В. Занкова, развивающее значение имеет само обучение: «Построение обучения, — пишет он, — выступает как причина, а процесс развития школьника — как следствие». Данное обучение всегда внутренне обусловлено [24,154].
А.Г. Асмолов разрабатывал проблему вариативного образования, в его работах установлено, что идея индивидуального развития личности является ключевой в становлении вариативного образования [5,77].
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
При поступлении в школу к ребенку предъявляется ряд требований: требования в физиологическом плане, социальном аспекте, к уровню эмоционально-волевого и интеллектуального развития. Переход к учебной деятельности требует от ребенка сформированности определенных знаний об окружающем мире и причинно-следственных связей. В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается:
— личностная (мотивационная);
— интеллектуальная;
— волевая готовность.
У младших школьников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику, этоотражено работах Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова.
Понятие «готовность к школьному обучению» подразумевает под собой два вида готовности: общая и специальная (рис.1).

Рисунок 1. Компоненты обучения в начальной школе
Многие специалисты считают ее сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, прилагать усилия к его реализации, намечать план действий, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов. Одной из неотъемлемых составляющих подготовки является эмоционально-волевая готовность к школе.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В исследованиях Т.А. Нежновой, И.В. Дубровиной изучалось формирование внутренней позиции школьника. Их работа показала, что школа привлекает многих детей, прежде всего, формальными аксессуарами. Индивидуальные особенности личности – это такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности — особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным [16.87].
Ряд психологов — Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн – считают, что в младшем школьном имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.
С.Л. Рубинштейн считал, что изучение индивидуальных особенностей нельзя проводить без изучения особенностей возрастных. Современная физиологическая и психофизиологическая наука установила, что рост и развитие детей протекает неравномерно и зависит как от генетических, так и от средовых факторов. Он писал, что возраст сам по себе не определяет какого-то стандартного психического развития возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними.
В отечественной психологии было принято мнение, что психические процессы и свойства личности складываются в онтогенезе и зависят социума, прежде всего его обучения и воспитания, а также состояния его здоровья. Они не являются результатом только созревания отдельных зон или участков мозга.
При подготовке к школе важную роль играют положительное отношение к умению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучения в образовательном учреждении: личным, метапредметным и предметным
— Личностные включают способность и готовность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
— Метапредметные включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия регулятивные, познавательные, и коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
— Предметные включают освоенный опыт специфической для данной предметной области, который формируется в ходе изучения учебного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— умение сохранять заданную цель.
При формировании коммуникативных универсальных учебных действий учитывается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития в общении, социальном плане. К необходимым для начала обучения ребенка в школе предпосылкам относят следующие компоненты:
— желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
— потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми;
— ориентация на партнера по общению;
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— умение слушать собеседника.
В соответствии с теоретическими представлениями, личность есть целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека, при социализации, на основе усвоения им общественных форм поведения и сознания. Развитие психики следует рассматривать не как рост, а как изменение, как процесс, при котором переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям.
Психика ребенка как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении является продуктом развития, о социальной природе и развитии психики ребенка, разрабатываемые в рамках отечественной психологии психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством, данную идею развивали многие психологи — А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.
Общение со взрослыми, которое выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе, является необходимым условием психического и личностного развития ребенка. Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством.
Некоторые психологи указывают на необходимость полного развития и выявления психических характеристик каждого возрастного периода. Идея Л.С. Выготского, на которую опираются данные теории, заключается в теории о сензитивных периодах в развитии личности. Сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, т.к. возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в какой-то мере вытеснять друг друга, ослабевать).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы