Психотерапия Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности гештальт подхода в работе с травмами и потерями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы с травмами и потерями в гештальт терапии 5
1.1. Особенности работы с травмами и потерями в психотерапии 5
1.2. Гештальт подход в психотерапевтической работе 8
ГЛАВА 2. Использование гештальт подхода в психотерапевтической работе с травмами и потерями 14
2.1. Описание случая из истории болезни 14
2.2. Процедура гештальт терапии 16
2.3. Результаты работы с травмами и потерями 25
Заключение 29
Список использованных источников 29

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время очень много людей травмированы психологически, поскольку испытывают различные соматические и ментальные боли, которые возникли вследствие каких-либо травмирующих обстоятельств. Очень часто травма связывается с потерей. Причем, совершенно любого характера. Различные психологические недуги можно решить при помощи использования гештальт подхода, который позволяет обращаться к незавершенному прошлому, проецируя его в настоящее. Это очень интересная процедура, которая требует более полного осознания.
Степень разработанности исследования. Тема данного исследования является теоретически и практически проработанной в трудах следующих авторов: Н.Б. Гвармия, А.В. Андрющенко, И.Г. Малкина-Пых, Е.С. Мазур, В.М. Кровяков, Ф. Перлз, Е.И. Середа и другие.
Объект исследования: травмы и потери.
Предмет исследования: гештальт подход в психотерапевтической работе.
Цель исследования: провести консультирование пациента с травмами в рамках гештальт терапии.
Исходя из поставленной цели необходимо решать ряд следующих исследовательских задач:
— изучить особенности работы с травмами и потерями в психотерапии;
— рассмотреть гештальд подход в психотерапевтической работе;
— показать историю болезни пациентки;
— провести гештальт терапию;
— представить результаты гештальт терапии.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (психотерапевтическое консультирование).
Методологическая основа работы. Данная работа базируется на теории И.Г. Малкиной-Пых, которая связывает гештальт с когнитивной терапией и соматическими проявлениями.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве примера работы с травмой и потерей для студентов психологических факультетов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, которая делится на две главы, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного исследования были решены следующие задачи:
— изучены особенности работы с травмами и потерями в психотерапии;
— рассмотрены гештальд подход в психотерапевтической работе;
— показана историю болезни пациентки;
— проведена гештальт терапию;
— представлены результаты гештальт терапии.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что работа с травмой и потерей выстраивается на двух уровнях: вебральном и невербальном, соответственно. В качестве одного из наиболее подходящих методов можно представить гештальт подход, который апеллирует к прерванному циклу в области реализации потребностей.
В ходе решения второй задачи стало понятно, что гештальт терапия позволяет выйти пациентам из трудны, незаконченных ситуаций. Если обращать внимание на тему особенности работы с травмами, следует сказать, что гештальт терапия позволяет поднять собственную самоценность, закрыть гештальты травмирующих отношений и осознать утрату.
В ходе решения третьей задачи была изучена история болезни пациентки. Было выявлено, что она переживает первый болезненный развод, находясь в новом, втором браке. У нее есть ребенок от первого брака. Муж – ее главная поддержка и инициатор помощи пациентки. Однако, ее панические переживания сопровождаются ощущением привязанности к прошлым болезненным отношениям, при этом возникает ощущение того, что любовь к бывшему мужу, н смотря ни на что, присутствует. Ситуация усугубилась настолько, что единственное, ради чего жила пациентка – это ее ребенок, несмотря на то, что отношения с нынешним мужем являются более чем благополучными.
В ходе решения четвертой задачи была проведена работа, которая позволила заместить и завершить ранее незавершенные эмоции. Клиентка смогла вытеснить негативные переживания, страхи и потери положительными эмоциями и стала чувствовать вкус к жизни. Было проведено 8 сессий психотерапевтической работы в гештальт подходе в условиях стационара. Пациентка шла на контакт из-за мужа, который поставил ей условие пройти лечение.
Сама на контакт шла, однако приходила каждый раз с разным настроением: присутствовала и плаксивость, и гнев, и приподнятое настроение. Всегда удавалось направить пациентку в необходимое русло, настроить на работу. Каждую сессию определенный эффект достигался, проваленных сессий не было.
В ходе решения пятой задачи были представлены результаты гештальт терапии. Выяснено, что при помощи гештальт терапии пациентка смогла зарыть открытые темы своего прошлого, завершить процессы, попрощаться с бывшим мужем и прочее. Пациента стала готова, наконец, вступить в полноценные отношения с нынешним мужем, испытывая к нему такие чувства как любовь и благодарность.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель работы достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы работы с травмами и потерями в гештальт терапии

1.1. Особенности работы с травмами и потерями в психотерапии

Психотерапевтическая работа с психической травмой представляет достаточно востребованное направление в практике психотерапевта. Травмы могут иметь различный этногенез, однако, чаще всего встречаются такие травмы, которые являются последствиями каких-то чрезвычайных ситуаций, семейные конфликты, насилие, потери, заболевания и прочее.
Эмоциональной травмы, связанные с потерями – это достаточно сильный отпечаток на психическом состоянии личности. Травмы потерь представляют собой переживания, которые предопределились какими-то событиями в жизни, вследствие чего произошла утрата «значимого Другого». Следует обратить внимание на тот факт, что эмоциональная травма может быть вызвана, к примеру, разрывом родственных связей (разводом), увольнением с работы, ухода из дома, операционного вмешательства по удалению части тела.
Определяя перечень средств психотерапевтического воздействия можно апеллировать различными подходами. В частности, в гештальт подходе психотерапевтические действия с травмой ориентируются на восстановление прерванного цикла в области реализации потребностей и подразумевают, соответственно, преодоление защитных механизмов. Здесь достаточно широко применяется метод незавершенных ситуаций, диалогические техники, а также разнообразные способы работы с чувствами и телом.
При эмоциональной травме, потере, аналогично шоку, происходит ситуация, при которой человек сталкивается с невозможностью защитить себя, или же попросту избежать психотравмирующей ситуации.
Соответственно, действует механизм незавершенной реакции, при котором осуществляется накопление остановленного возбуждения (энергии), что, собственно, впоследствии приводит к проявлениям симптоматики.
Общепринято включать в свою работу директивные и недирективные методы психотерапевтической работы. Основным является метод соматического переживания, при котором создается такая ситуация. Где клиент будет постоянно испытывать телесные ощущения и отмечать их трансформации. Не только чувствуя, но и осознавая телесный контакт происходит пробуждение целительных процессов, которые относятся к завершению травматических реакций. В целом, это можно описать следующим образом: наблюдается разрядка повышенного возбуждения (то есть остановленной энергии), а также организовывается трансформация дезадаптивных реакций в адаптивные. То есть, все травмообразующие смыслы «удаляются».
При осуществлении соматического процесса вполне возможно несколько замедлять и осознавать все элементы травматического опыта, которые, собственно, и дадут возможность им качественно преобразовываться.
Процесс соматического переживания представляет собой индивидуальный ресурс, или потенциал, скрытых возможностей организма к саморегуляции, который позволяет травматическому переживанию самому завершаться в ходе психотерапии.
Мы считаем, что в работе с травмами и потерями существует ряд принципиальных особенностей.
Рассмотрим их более подробно.
Первая особенность заключается в создании в процессе проведения психотерапевтической работы с травмой чувства безопасности, ощущение принятия, установление четкого терапевтического смысла. Все это, как следует заметить, помогает человеку самореализовываться и в целом выйти из ситуации, почувствовав чувство собственной значимости.
В качестве второй особенности необходимо обращать внимание на то, что работа с травмой всегда берет свое начало с создания ресурсов, что необходимо для недопущения ретравматизации. Ресурсы представляются, в свою очередь, как самоощущение, имеющее позитивный настрой.
Причем, сюда следует включить в том числе и телесное ощущение, которое дает возможность сохранять личностную устойчивость и целостность в ситуации потенциальной опасности разрушения. Необходимо обращать внимание на то, что именно при помощи обращения к внутренним ресурсам внутриличностно вполне может пробуждается способность к автоматической саморегуляции.
Следует обратить внимание на тот факт, что ресурсы имеют два вида:
— внешние ресурсы;
— внутренние ресурсы.
К категории внешних ресурсов следует отнести увлечения, поддержку со стороны близких. К категории внутренних ресурсов относятся смыслы, образы, воспоминания и прочие компоненты. В целом же ресурс как таковой формулируется на уровне соматических переживаний и после этого уже проявляются как позитивные телесные переживания: вибрации, покалывания и так далее.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы