Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Особенности функционирования метафор в произведениях А. П. Платонова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие метафоры в научной лингвистической литературе 5
1.1.История развития термина «метафора» 5
1.2. Классификация метафор 11
Глава 2. Характеристика метафор в произведениях А.Платонова 16
Глава 3. План- конспект урока по метафорам 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34

 

  

Введение:

 

Изучению произведений А. П. Платонова посвящено много работ; интерес к его творчеству неуклонно растет. Вероятно, это связано с тем, что язык произведений автора необычен, своеобразен. Исследованием языка произведений А. Платонова занимались М. М. Вознесенская, И. М. Кобозева, Д. В. Колесова, М. Ю. Михеева и др. Писатель активно использует разностилевую лексику, компрессию, плеоназмы, инверсионный порядок слов и метафору, которая в его произведениях, несомненно, приобретает идеологическую окраску.
Смыслы, которые скрываются в глубине метафоры, всегда оказывают влияние на полноту понимания текста. В произведениях А. Платонова метафоры почти всегда приобретают идеологическую окраску.
Теории метафоры посвящены работы таких ученых, как Ю.И.Левин, Н.Д.Арутюнова, В.И.Корольков, Д.П.Муравьев, М.Л.Новикова, О.Н.Лагута, Е.Ю. Ваулина. Метафора как один из важнейших видов вторичной номинации рассматривается в работах В.Н.Телия.
Подробная классификация метафор проводится В.П.Москвиным. Соотношение метафоры и текста разрабатывается в исследованиях О.А.Рыковой и Д.Б.Ольховикова. Конструктивной роли метафоры в художественном тексте посвящено исследование М.Л.Новиковой. Метафора в поэтическом тексте рассматривается в работах Н.А.Кожевниковой H.A. и Е.А.Некрасовой. Кроме того, ведутся комплексные исследования роли метафоры как в оформлении художественности литературы, так и в создании научных текстов по философии, психологии.
Три отличительных свойства творчества А. Платонова в большой степени обусловили настойчивый, не кратковременный интерес к этому имени. Первое — органический гуманизм, личная, сердечная боль за «душевного бедняка»; в этом Платонов — ближайший последователь Пушкина, Гоголя, Достоевского, сострадающих «маленькому человеку». Второе — глубочайшее в отечественной литературе художественно-философское осмысление трагедии русского народа в XX веке. И третье — язык писателя — уникальный стилистический феномен, выразивший самую суть эпохи, своеобразие мышления его героев и взгляды, пристрастия автора.
Целью работы является проанализировать метафоры в произведениях А.Платонова.
Объект исследования: особенности метафоры.
Предмет исследования: метафоры в произведениях А.Платонова.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты метафоры.
2. Выделить метафоры в произведениях А. Платонова.
3. Разработать план-конспект урока по произведению А.Платонова.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Безусловно, метафоры – это принадлежность не только художественных текстов, однако именно в художественных текстах метафоры встречаются чаще всего и несут гораздо большую смысловую нагрузку, чем в других типах текстов. Именно поэтому метафору можно представить как один из типов ключевых знаков в художественном тексте. Ключевые знаки (иначе говоря, ключевые слова) – это части текста, которые в первую очередь необходимы для его понимания. Вопрос о ключевых знаках подробно разработан В.А.Лукиным. В.АЛукин убедительно доказывает, что, несмотря на многообразие лингвистических терминов, употребляемых исследователями для обозначения данного явления («опорные элементы», «ключевые элементы», «смысловые вехи», «смысловые ядра» и проч.), наиболее общим является термин «ключевые знаки» [4, с.174].
Метафоры могут быть рассмотрены как ключевые знаки художественного текста, так как система метафор является одной из его ведущих образных структур, необходимых для понимания художественного текста.
Как элементы любой знаковой системы, ключевые знаки подчинены определенным законам согласования. Последовательность знаков всегда линейна, так как она является постоянным свойством письменного текста. При этом линейный характер знаковой последовательности не всегда может быть очевиден, так как линейность «касается прежде всего форм знаков, а не их семантики». В целом «невозможно представить себе, что семантический ареал имеет только одно измерение, подобное временому измерению в фонетической области. Если звук неизбежно привязан к такого рода линейности, то этого, безусловно, нельзя сказать о значении» .
Таким образом, ключевые знаки художественного текста, будучи его основными семантическими элементами, подчинены не только линейным законам, то есть законам синтагматики, но также образуют в тексте своеобразные парадигмы. Нелинейные связи между ключевыми знаками более значимы, чем для других видов знаков; если и можно говорить здесь об определенной линейности, то эта линейность скрытая, не явно выраженная. При изучении метафоры, как одной из разновидностей ключевых знаков художественного текста, особенно важным будет исследование нелинейных связей между различными метафорами в тексте.
Метафора представляется важным средством интеграции текста. Как и сам текст, метафора является понятием линейным, развертывающимся, хотя эта линейность не явная, выявляемая только через исследование систему взаимосвязанных метафор. Система взаимосвязанных метафор – это образная параллель ко всему развитию текста, играющая важную роль в его композиционном развитии. Текстовой анализ метафоры позволяет установить некоторые закономерности развития системы метафор в композиционной структуре текста.
М.Л.Новикова считает, что исходным пунктом становления метафоры в художественном тексте является идентификация образного, переносного значения одного слова, становящегося впоследствии метафорой, и прямого значения другого, их семантическое соотнесение [9, с.14]. Идентификация как этап подготовки и становления метафоры сменяется другим – этапом ее возникновения, реализации. Функционирование же метафоры в тексте обычно сопровождается новым этапом – ее развертыванием.
Итак, центр тяжести в изучении метафоры переместился из филологии, в которой превалировали ее анализ и оценка, в те сферы, которые обращены к мышлению, познанию, сознанию, к концептуальным системам и к моделированию искусственного интеллекта. Сравнение находится с метафорой в непосредственных системных отношениях. Оно указывает на постоянное или преходящее подобие, а метафора выражает устойчивое подобие. Через метафорическую систему мы получаем доступ к ценностям той или иной культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие метафоры в научной лингвистической литературе

1.1. История развития термина «метафора»

Метафора представляет собой общеязыковое явление, но особенное значение она приобретает в художественной литературе, поскольку писателю, стремящемуся к максимально конкретизированному, индивидуализированному, образному показу действительности, метафора дает возможность оттенять самые различные свойства, признаки, детали, явления, сближая их с другими .
Метафора – одно из самых загадочных явлений в языкознании. Бесспорно, метафора является изобразительно-выразительным средством языка, который украшает нашу речь. Но судить об этом языковом феномене только в этом ключе было бы неправильно, ибо метафора – это не только фигура речи, выполняющая орнаментально-риторическую функцию, метафора есть способ познания, оценки и объяснения мира . Как отмечают ученые, человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет.
Именно благодаря развитию когнитивной теории метафора сегодня рассматриваться не как сопоставление двух застывших семантических форм, а как мыслительная структура, как результат взаимодействия значений.
Как следствие, под метафорой в современной парадигме исследования понимаются «любые осмысленные отрезки текста – начиная от высказывания и кончая целым текстом».
Данное утверждение позволяет говорить о том, что метафора в тексте может пониматься гораздо шире понятия метафора proper (собственно метафора, чистая метафора). В этом случае, согласно Э. МакКормаку, она

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы