Курсовая с практикой на тему Особенности функционирования имён прилагательных в цикле рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы
исследования функционирования имен прилагательных в художественном тексте. 5
1.1. Сущность и специфика имени
прилагательного как части речи. 5
1.2. Синтаксические особенности функционирования имен прилагательных 10
1.3. Возможности учителя по
исследованию функционирования прилагательных в языке художественного текста на
уроке русского языка. 15
Глава II. Анализ особенностей
функционирования имен прилагательных в цикле рассказов М. А. Булгакова
«Записки юного врача». 19
2.1. Характеристика объекта
исследования. 19
2.2. Изучение функционирования
прилагательных в цикле рассказов М. А. Булгакова «Записки юного врача». 23
2.3. Направления исследования
особенностей функционирования имен прилагательных в цикле рассказов М. А.
Булгакова «Записки юного врача» на уроках русского языка. 28
Заключение. 30
Литература. 31
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что использование
прилагательных различными авторами обусловлено особенностями художественного
стиля, а значит, исследование проблем специфики их функционирования в том или
ином произведении помогает, во-первых, выявить авторские особенности,
во-вторых, глубоко раскрыть смысл произведения, в-третьих, изучить разнообразие
возможностей использования имен прилагательных в русском языке.
В рамках работы выявлено противоречие: имена прилагательные
изучаются в курсе русского языка, но рассмотрение проблемы их функционирования
в тексте должно рассматриваться комплексно, в том числе на уроках русского
языка при анализе художественных произведений.
На основании этого сформулирована проблема исследования:
каким образом организовать комплексную работу по анализу особенностей
функционирования имен прилагательных на уроках русского языка для эффективного
усвоения школьниками учебного материала?
Целью данной работы является анализ особенностей
функционирования имен прилагательных в цикле рассказов М. А. Булгакова «Записки
юного врача».
Объектом исследования является цикл рассказов М. А. Булгакова
«Записки юного врача».
В качестве предмета работы выступает совокупность
особенностей функционирования имен прилагательных в цикле рассказов М. А.
Булгакова «Записки юного врача».
Для достижения поставленной цели с учетом обозначенных в
рамках данной работы предмета и объекта исследования сформулированы следующие
задачи:
1. Исследовать сущность и специфику имени прилагательного как
части речи.
2. Изучить синтаксические особенности функционирования имен
прилагательных.
3. Выявить возможности учителя по исследованию
функционирования прилагательных в языке художественного текста на уроке
русского языка.
4. Дать характеристику объекту исследования.
5. Изучить функционирование прилагательных в цикле рассказов
М. А. Булгакова «Записки юного врача».
6. Выявить направления исследования особенностей
функционирования имен прилагательных в цикле рассказов М. А. Булгакова «Записки
юного врача» на уроках русского языка.
Теоретическая база исследования базируется на трудах
отечественных филологов и педагогов, исследовавших имя прилагательное и его
особенности функционирования в различных текстах (И. Н. Гореловым, А. П,
Горкиной, П. В. Гращенковым, С. Л. Михеевой, Ю. И. Трушкиной и пр.), а также
способы изучения данной проблемы школьниками (М. М. Алексеевой, А. Бабенко, В.
В. Барсуковой, В. П. Беляниным, С. В. Загребельной и др.).
При написании работы использованы методы анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Эмпирической базой работы стал цикл рассказов М. А. Булгакова
«Записки юного врача».
Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих
шесть параграфов, заключения и литературы.
Заключение:
Итак, в
результате наблюдений за функционированием различных лексико-грамматических
разрядов имен прилагательных в тексте цикла рассказов М. А. Булгакова «Записки
юного врача» можно сделать выводы о выполнении ими, помимо собственно
номинативной, еще и экспрессивной, изобразительной, символической функций,
реализации последней из которых во многом способствуют ассоциативные смыслы,
возникающие на основе метафоризации их значений.
Соотносясь
друг с другом в тексте, прилагательные образуют своеобразную
ассоциативно-символическую ткань, непосредственно соотносящуюся с основной
идеей художественного повествования.
В особенной
степени это касается качественных имен прилагательных с колоративным значением,
высокая частотность некоторых из них (триады белый – красный (бардовый и
розовый) – черный) позволяет проводить параллели, весьма существенные для
понимания содержания произведения, о чем свидетельствуют некоторые антитезы,
образующиеся на основе прилагательных.
В некоторых
случаях качественные прилагательные приобретают оттенок относительности (сероватый,
розоватый) с целью установления особых, ассоциативно-символических и
семантических связей между словами, встречающимися в узком контексте.
Экспрессивные
возможности относительных и притяжательных прилагательных менее выражены,
однако и те, и другие обнаруживают тенденцию к «окачествлению» в художественном
тексте.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретико-методологические
основы исследования функционирования имен прилагательных в художественном
тексте 1.1. Сущность и специфика имени прилагательного как части речи Именем прилагательным
называется часть речи, которая обозначает признак предмета и выражает это
значение в словоизменительных морфологических категориях рода, падежа и числа.
Прилагательное имеет морфологическую категорию степени сравнения и
характеризуется наличием кратких и полных форм.
Прилагательные
классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого
признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, то есть по тому,
получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака
только указываем, но сам признак не называем. Эти классификации, имеют одинаковое
значение для грамматической характеристики прилагательных, не подчиняются друг
другу и существуют независимо одна от другой [19].
Относительные
прилагательные указывают на признак через отношение к предмету или к другому
признаку: мотивирующей основой обозначается тот признак или предмет, через
отношение к которому представлено данное свойство: летний, деревянный,
купальный, стальной, вчерашний.
Характер выражаемых отношений характеризуется
разнообразием: это может быть обозначение признака по материалу (металлический,
стеклянный, деревянный), по принадлежности (притяжательные прилагательные:
сестрин, отцов, рыбий, волчий, мужнин, мой), по назначению (школьное пособие,
детская книга), по свойственности
(осенние лужи, вечерняя прохлада). Относительные прилагательные характеризуют
признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности.