Курсовая с практикой на тему Особенности функционирования экспрессивной лексики современного английского языка (на материале текстов Томпсона)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к изучению экспрессивной лексики в теории лингвистики 5
1.1. Сущность лингвистической экспрессивности 5
1.2. Основные приемы создания эмоционально-экспрессивной лексики 12
2. Особенности использования экспрессивной лексики в текстах Эрнеста Томпсона 18
2.1. Специфика номинации выражения эмоций в произведениях 18
2.2. Синтаксические и стилистические средства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Экспрессивный фонд нашего языка чрезвычайно богат и разнообразен, его элементы функционируют на разных уровнях языковой системы и составляют совокупность семантико-стилистических признаков языковых единиц, которые выступают средствами субъективного отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Активно проявляясь на уровне языка и речи, лексическая экспрессивность относится к наиболее продуктивных, поскольку основная нагрузка вербального выражения чувственных интенций говорящего, связанное с субъективным видением и оценкой фрагментов картин мира, выполняют лексические единицы и их лексико-семантические варианты, принадлежащие к лексико-семантического уровня [5, с. 11]. Часть лексических единиц характеризуется наличием в них экспрессии и эмоции. Экспрессия – сила проявления чувств, переживаний, интенсивности проявления выразительности – всегда оценочная. Она может содержаться в значении отдельного слова (такая лексика выступает синонимом к нейтральной названия явления или понятия), а может создаваться описательно (контекстом). Эмоциональной называется та категория слов, которая, кроме объективного лексического значения, содержит и значение субъективное отношение говорящего к высказанной мысли. Когда человек, пользуясь определенным типом лексики, выражает свои положительные или отрицательные эмоции, в этом ему всегда помогает экспрессия (сила, выразительность), которая обязательно сопроводит проявления чувств. Поэтому расчленение этой лексики на эмоциональную и экспрессивную (при стилистической характеристике), как правило, условное [2, с. 98].
Особенно актуально изучение функционирования экспрессивной лексики в творчестве писателей, т.к. у них выработан свой идиостиль и своя манера письма.
Объектом исследования выступила экспрессивная лексика.
Предмет исследования – особенности функционирования экспрессивной лексики в современном английском языке.
Цель исследования – проанализировать особенности функционирования экспрессивной лексики в современном английском языке (на примере Эрнеста Томпсона)
Задачи исследования:
1. изучить понятие экспрессии в лингвистике,
2. провести анализ использования экспрессивной лексике в современном английском языке.
Основными методами стали: анализ научной литературы, обобщение, систематизация, анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе на основании текстов Томпсона представлены основные номинации выражения эмоций, так же представлена попытка определить основные стилистические и синтаксические средства создания эмоционально-экспрессивной лексики.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения языковой экспрессии.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Категория экспрессивности, будучи лингвистической категорией, затрагивает все уровни языковой системы, что находит непосредственное отражение в языке и речи.
На уровне синтаксиса комплексное использование экспрессивных синтаксических конструкций, как правило, обеспечивает субъективно- оценочное, эмоциональное единство текста.
Экспрессивность представляет собой свойство синтаксических форм еще в большей степени увеличивать прагматический эффект высказывания, который достигается за счет лексических единиц, наполняющих данные синтаксические формы.
Итак, критериями различения нейтральных и экспрессивных лексических единиц (лексико-семантических вариантов) на семантическом уровне являются следующие факторы: 1) доминантная функция слова (номинативная или экспрессивная); 2) специфика семантической структуры (отсутствие/наличие конотативного и образного макрокомпонентов); 3) отсутствие/наличие формальных показателей экспрессивности; 4) отсутствие/ наличие влияния контекстуально смежных слов на семантический план лексемы; 5) специфика словарных толкований (отсутствие/наличие метамовних лексем и выражений, информирующие о доминировании емотивно-оценочных элементов, а также собственно экспрессивных и стилистических ремарок или их сочетаний). Экспрессивная лексика может употребляться во всех функциональных стилях литературного языка, однако наиболее активно она используется в художественном и публицистическом вещании, в ораторском и разговорно-бытовом. Образность, эмоциональная окраска определенных категорий слов выступают как одно из непременных условий глубокого воздействия на собеседники.
Лексика, выражающая эмоции, проанализирована следующими группами:
1) эмотивы (эмотивы-обращения, эмотивно-оценочная лексика, восклицания);
2) стилистические средства (повторы, метафоры);
3) синтаксические средства (эмфатические конструкции).
В тексте чаще пользовались синтаксическими средствами (эмфатическими конструкциями), в то же время даже больше пользовались стилистическими средствами (повторами, метафорами). Емотивы определяют не только тон (положительный или отрицательный) эмоционального состояния, но и его тип (удовольствие, радость, злость, страх и т. п).
Группа лексики, описывающая эмоции включает две группы вербализаторов: отдельные слова – эмотивы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) и лексические конструкции, с помощью которых описана мимика и жесты во время переживания определенных эмоций – кинем (кинемы глаз, губ, лица, рук).
Бла выявлена лексика показывающая: 1) «негативные эмоции»; 2) «положительные эмоции»; 3) «амбивалентные эмоции». Наиболее показательными негативными эмоциональными концептами в исследуемом материале являются следующие: anger «злость», fear «страх» и shame «стыд» и sadness «грусть».
Наибольшее количество репрезентаций имеют такие положительные эмоциональные концепты: merriment «веселье», joy «радость», happiness «счастье».
Итак, применение различных видов лингвистической реализации эмотивности позволило автору мастерски воссоздать основные эмотемы произведений.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические подходы к изучению экспрессивной лексики в теории лингвистики
1.1. Сущность лингвистической экспрессивности
В лингвистической науке феномен экспрессивности на протяжении многих лет является одним из актуальных и дискуссионных, так как данная проблема представлена на всех уровнях языка. Отсутствие общепринятого толкования экспрессивности обусловлено, главным образом, наличием многочисленных подходов к изучению экспрессивности как лингвистической категории.
Так, например, З.Ю. Балакина под экспрессивностью понимает способность говорящего по отношению к обозначаемым предметам и явлениям действительности выражать эмоциональное состояние. Основным средством создания лингвистической экспрессивности считается реализация функции воздействия [2].
Обобщив результаты исследования, направленного, в частности, на выявление существующих концепций в области экспрессивности, М. Ю. Глазкова считает, что в лингвистике существует узкое и широкое толкование экспрессивности как общеязыковой категории. В свою очередь узкая трактовка экспрессивности предполагает отражение данной категории как семантического признака слова. В рамках широкого толкования экспрессивность рассматривается в качестве усиления выразительности и изобразительности и воздействия речи.
В своей работе мы придерживаемся широкой трактовки понятия экспрессивности, согласно которой данный феномен рассматривается как лингвистическая категория, реализующаяся в языке и речи и представляющая собой совокупность признаков речевой единицы, в частности, целого текста, посредством которых говорящему или пишущему удается выразить субъективное отношение к содержанию или адресату